Программа работы с детьми в кружке "АБВГДейка."
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель программы: создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитать эстетически развитого и эмоционального читателя, облегчить дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_abvgdka.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в кружке "АБВГДейка" МКДОУ «Детский сад №10 городского округа город Нововоронеж».
Воспитатель: Пантилеева Ольга Николаевна
Шахова Любовь Ивановна
Введение
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Актуальность проблемы.
Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к
обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной
речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период
становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования
богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый
период «языковой одарѐнности» особой восприимчивости дошкольника к речи.
Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают,
что они учатся. Программа подготавливает детей подготовительной к школе группы к овладению
письмом и чтением. Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом и чтением.
Принципы построения программы:
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы еѐ построения,
принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка:
– принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка,
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);
– принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (развитие ребенка в
соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);
– принцип непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным
образованием);
– принцип системности (все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы).
В программе учтены и общие дидактические принципы (научности, постепенности усложнения,
перспективности, доступности).
Доступность
В программе частично используются методики и технологии Г.А. Глинки «Буду говорить,
читать, писать правильно», А.Н. Корнева «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями
речи», « Учимся читать и правильно говорить» Н. В. Зайцевой, Р. А. Боровцовой.
Материал практического курса предполагает решение образовательных задач на основе
балочно-тематического построения. Отличительной особенностью дополнительной
образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где
присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанных между
собой блока:
1. Блок ―Развитие речи и подготовка к обучению чтению‖ (включены звуковой анализ и
синтез);
2. Блок ―Обучению чтению‖ (звукобуквенный анализ);
3. Блок ―Подготовка руки к письму‖ (печатание).
Цель программы: создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитать
эстетически развитого и эмоционального читателя, облегчить дальнейшее усвоение языка по
программе начальной школе.
Задачи программы:
Обучающие:
– Формирование интереса к процессу обучения в целом и изучению родного языка в частности. – Развитие звуковой культуры речи.
– Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
– Усвоение единиц родного языка: звук, слог, слово, предложение.
– Овладение навыками письма и чтения.
– Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
– Обогащение словарного запаса.
Развивающие:
- Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
- Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
- Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
- Воспитывать культуру речи
План занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 8 занятий в месяц. Планирование рассчитано на 48 занятий.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал, раздаточный материал, картотека
предметных картинок, карточки – схемы, пазлы, кубики, азбука в картинках, настольно-печатные
игры, прописи.
Применяемые игры и упражнения в работе.
Пальчиковые игры:
А)игры без предметов;
Б)игры со специальными развивающими предметами .
Формы организации детей при реализации программы:
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей: 6-7 лет - 30 минут.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные,
подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез,
представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения
различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и
т. п.).
Сотрудничество с родителями.
Формы взаимодействия с семьѐй:
занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребѐнка и в сфере предлагаемых программой занятий.
Помощь в коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для
самовыражения, помогающих ребѐнку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, причѐм как позитивные, так и негативные.
Тематическое планирование занятий.
№ занят. | Тема занятия . |
1 | «Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А.» |
2-3 | «Звук и буква У. Письмо, штриховка». «Звуковой анализ и чтение АУ» |
3-4 | «Звук и буква И». Гласные буквы. |
5-6 | «Овощи и фрукты» «Звук и буква П». Ударение. |
7-8 | «Сезонная одежда, обувь, головные боры». «Звук и буква Т». |
9-10 | «Птицы».«Звук и буква К» |
11 | «Звук и буква М». Читаем предложение |
12 | «Звук и буква О». |
13-15 | «Птицы домашние» Буква ы. Множественное число существительных. «Домашние животные». «Звук и буква С». |
16-17 | «Гласная буква Я». Твѐрдые и мягкие согласные. |
18-19 | «Звук и буква Н». Гласные и согласные звуки. |
20-21 | «Зима». «Звук и буква З». «Зимние забавы». «Звук и буква Б».Звонкие согласные. |
22-24 | «Новогодний праздник». «Звук и буква Л». Чтение слов, слогов, предложений. «Животные Севера». «Звук и буква Ш». |
25-26 | «Дом, в котором ты живешь». «Звук и буква Ж». |
27-28 | «Мебель». «Звук и буква В». «Электроприборы». «Звук и буква Ф». |
29-31 | «Посуда». «Звук и буква Д». Скороговорки. |
32-33 | «Магазин».«Звук и буква Г». «Продукты». «Звук и буква Р». |
34-36 | «Транспорт». «Мягкий согласный Й (мой, твой)». «8 Марта». «Гласный звук Э, буква Э». Гласные звуки. |
37-39 | «Твоя улица». «Буква Е». «Весна». «Буква «Ь знак». Твѐрдые и мягкие согласные. |
40-43 | «Звук и буква Х». «Профессии». Буква « Ё». |
44-46 | «Животные жарких стран». «Буква Ю». Мягкие согласные. «Цветы» «Звук и буква Ц». |
47 | «Рыбы». «Звук и буква Щ». «Школа». «Звук и буква Ч» |
48 | «Насекомые». «Буква Ъ». |
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Реализация программы «АБВГДейка» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками чтения.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также проводится мониторинг.
Система мониторинга .
1. Определить уровень развития фонематического слуха;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики;
3. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков;
4. Выявить уровень сформированности навыка чтения.
Критерии и показатели:
1. Фонематический слух .
1. Выделение звуков из ряда других звуков .
2. Звукобуквенный анализ и синтез .
3. Деление слов на слоги .
2. Мелкая моторика.
1. Кинестетические основы движений .
2. Кинетическая основа движений .
3. Графические .
3.Навыки
1. Узнавание букв .
2. Пространственные представления на листе бумаги .
4. Чтение.
1. Чтение слогов, слов, предложений .
2. Темп чтения .
Система оценки.
Система мониторинга предполагает трех бальную систему оценки:
3 балла – ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы. 2 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к
педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку.
1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен
исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий.
По результатам мониторинга суммируется общий балл, находится средний балл
Периодичность: Система мониторинга организуется 2 раза в год. Проводится: входной
мониторинг – в сентябре; итоговый мониторинг – в мае.
При завершении прохождения программы дети должны уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп,
интонация, и др.);
– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога. – строить сложные предложения
разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком; – составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и
согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (―петли‖, ―ленты‖, ―волна‖ и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдают пробел между словами;
– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и
восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
– применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу; самостоятельно пишут
придуманные фразы.
Литература.
1. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».
2. Ушакова О.С. «Придумай слово».
3. Зайцева Н.В. «Учимся читать и правильно говорить».
4. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду».
5. Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
6. Ушакова О.С. «Развитие речи у детей 6 - 7 лет».
7. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников».
8. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению, Волгоград: Учитель, 2009
9. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей, Волгоград: Учитель, 2009
10. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов, Москва, ООО «Дрофа», 2010
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы с детьми с ограниченными возможностями
Представленна программа работы с детьми инвалидами в рамках структурнго подразделения Лекотека...
Программа работы с детьми фактора левшества Левша"
Данная программа является инновационной и представляет собой квалифицированный подход к работе с леворукими детьми дошкольного возраста,Программа основывается на идее самоценности дошкольного периода ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год
рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию
Аннотация к дополнительной образовательной программе работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию.Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию МКДОУ «Д/с...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...