Программа работы с детьми в кружке "АБВГДейка."
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Пантилеева Ольга Николаевна

Цель программы: создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитать эстетически развитого и эмоционального читателя, облегчить дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_abvgdka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в кружке "АБВГДейка" МКДОУ «Детский сад №10 городского округа город Нововоронеж».

Воспитатель: Пантилеева Ольга Николаевна
Шахова Любовь Ивановна

Введение

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Актуальность проблемы.

Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к

обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной

речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период

становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования

богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый

период «языковой одарѐнности» особой восприимчивости дошкольника к речи.

Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают,

что они учатся. Программа подготавливает детей подготовительной к школе группы к овладению

письмом и чтением. Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными

знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом и чтением.
 Принципы построения программы: 

 В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы еѐ построения,

принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка:

– принцип гуманизации  (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка,

признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);

– принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (развитие ребенка в

соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);

– принцип непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным

образованием);

– принцип системности (все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы).

В программе учтены и общие дидактические принципы (научности, постепенности усложнения,

перспективности, доступности).

Доступность

В программе частично используются методики и технологии Г.А. Глинки «Буду говорить,

читать, писать правильно», А.Н. Корнева «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями

речи», « Учимся читать и правильно говорить» Н. В. Зайцевой, Р. А. Боровцовой.

Материал практического курса предполагает решение образовательных задач на основе

балочно-тематического построения. Отличительной особенностью дополнительной

образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где

присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанных между

собой блока:

1. Блок ―Развитие речи и подготовка к обучению чтению‖ (включены звуковой анализ и

синтез);

2. Блок ―Обучению чтению‖ (звукобуквенный анализ);

3. Блок ―Подготовка руки к письму‖ (печатание).

Цель программы: создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитать

эстетически развитого и эмоционального читателя, облегчить дальнейшее усвоение языка по

программе начальной школе.

Задачи программы:

Обучающие:

– Формирование интереса к процессу обучения в целом и изучению родного языка в частности. – Развитие звуковой культуры речи.

– Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

– Усвоение единиц родного языка: звук, слог, слово, предложение.

– Овладение навыками письма и чтения.

– Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

– Обогащение словарного запаса.

 Развивающие:

- Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

- Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

- Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

- Воспитывать культуру речи

План занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 8 занятий в месяц. Планирование рассчитано на 48 занятий. 

Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал, раздаточный материал, картотека

предметных картинок, карточки – схемы, пазлы, кубики, азбука в картинках, настольно-печатные

игры, прописи.
Применяемые игры и упражнения в работе.

 Пальчиковые игры:

А)игры без предметов;

Б)игры со специальными развивающими предметами .

Формы организации детей при реализации программы:

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого

соответствует возрастным нормам детей: 6-7 лет - 30 минут.

 В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные,

подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез,

представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения

различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и

т. п.).

Сотрудничество с родителями.

Формы взаимодействия с семьѐй:

занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребѐнка и в сфере предлагаемых программой занятий.

Помощь в коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для

самовыражения, помогающих ребѐнку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, причѐм как позитивные, так и негативные.

Тематическое планирование занятий.

занят.

Тема

занятия .

1

«Звук и буква А. Гласные

звуки. Печатание буквы

А.»

2-3

«Звук и буква У. Письмо, штриховка». «Звуковой анализ и чтение АУ»

3-4

«Звук и буква И».  Гласные буквы.

5-6

«Овощи и фрукты» «Звук и буква П». Ударение.

7-8

«Сезонная одежда, обувь, головные боры». «Звук и буква Т».

9-10

«Птицы».«Звук и буква К»

11

«Звук и буква М». Читаем предложение

12

«Звук и буква О».

13-15

«Птицы домашние» Буква ы. Множественное число существительных. «Домашние животные». «Звук и буква С».

16-17

«Гласная буква Я». Твѐрдые и мягкие согласные.

18-19

«Звук и буква Н». Гласные и согласные звуки.

20-21

«Зима». «Звук и буква З». «Зимние забавы». «Звук и буква Б».Звонкие согласные.

22-24

«Новогодний праздник». «Звук и буква Л». Чтение слов, слогов,

предложений. «Животные Севера». «Звук и буква Ш».

25-26

«Дом, в котором ты живешь».  «Звук и буква Ж».

27-28

«Мебель». «Звук и буква В». «Электроприборы». «Звук и буква Ф».

29-31

«Посуда». «Звук и буква Д».  Скороговорки.

32-33

«Магазин».«Звук и буква Г». «Продукты». «Звук и буква Р».

34-36

«Транспорт». «Мягкий согласный Й (мой, твой)». «8 Марта».  «Гласный звук Э, буква Э».  Гласные звуки.

37-39

«Твоя улица». «Буква Е». «Весна». «Буква «Ь знак». Твѐрдые и мягкие

согласные.

40-43

«Звук и буква Х». «Профессии». Буква « Ё».

44-46

«Животные жарких  стран».  «Буква Ю».  Мягкие согласные. «Цветы»

«Звук и буква Ц».

47

«Рыбы». «Звук и буква Щ». «Школа». «Звук и буква Ч»

48

«Насекомые». «Буква Ъ».

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 Реализация программы «АБВГДейка» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками чтения.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также проводится мониторинг.

Система мониторинга .

1. Определить уровень развития фонематического слуха;

2. Выявить уровень развития мелкой моторики;

3. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков;

4. Выявить уровень сформированности навыка чтения.
Критерии и показатели:

 1. Фонематический слух .

1. Выделение звуков из ряда других звуков .

2. Звукобуквенный анализ и синтез .

3. Деление слов на слоги .

2. Мелкая моторика.

1. Кинестетические основы движений .

2. Кинетическая основа движений .

3. Графические .

3.Навыки

1. Узнавание букв .

2. Пространственные представления на листе бумаги .

4. Чтение.

 1. Чтение слогов, слов, предложений .

2. Темп чтения .
 Система оценки.

Система мониторинга предполагает трех бальную систему оценки:

3 балла – ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы. 2 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к

педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку.

1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен

исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий.

 По результатам мониторинга суммируется общий балл, находится средний балл

Периодичность: Система мониторинга организуется 2 раза в год. Проводится: входной

мониторинг – в сентябре; итоговый мониторинг – в мае.

При завершении прохождения программы дети должны уметь:

Чтение:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– членить простые предложения на слова;

– определять место звука в слове;

– давать характеристику звуку;

– самостоятельно составлять предложение;

– составлять рассказ с заданным количеством предложений;

– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

– давать характеристику звуку;

– уметь работать с кассой букв;

– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп,

интонация, и др.);

– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

– точно отвечать на поставленные вопросы педагога. – строить сложные предложения

разных видов;

– составлять рассказы по серии картин;

– находить слова с определенным звуком; – составлять сказки, пользуясь моделями букв;

– знать пословицы, поговорки, скороговорки;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

– составлять слова из слогов;

– делать звуко-буквенный анализ слов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– уметь составлять схемы слов, предложений;

– устанавливать порядок звуков в слове;

– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и

согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

– овладевают сознательным, плавным чтением

Письмо (печатание):

– овладевают позой пишущего человека;

– ориентироваться на листе;

– рисовать разнообразные линии;

– делить линию пополам;

– рисовать простые росчерки (―петли‖, ―ленты‖, ―волна‖ и т. д.);

– дорисовывать начатые фигуры;

– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

– составлять схемы слов;

– выполнять письменные задания у доски;

– списывать с настенной доски слова, предложения;

– осваивать общий темп записи;

– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);

– соблюдают пробел между словами;

– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и

восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;

– применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу; самостоятельно пишут

придуманные фразы.

  Литература.

 1. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».

2. Ушакова О.С. «Придумай слово».

3. Зайцева Н.В. «Учимся читать и правильно говорить».

4. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду».

5. Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».

6. Ушакова О.С. «Развитие речи у детей 6 - 7 лет».

7. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников».

8. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению, Волгоград: Учитель, 2009

9. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей, Волгоград: Учитель, 2009

10. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов, Москва, ООО «Дрофа», 2010

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы с детьми с ограниченными возможностями

Представленна программа работы  с детьми инвалидами в рамках структурнго подразделения Лекотека...

Программа работы с детьми фактора левшества Левша"

Данная программа является инновационной и представляет собой квалифицированный подход к работе с леворукими детьми дошкольного возраста,Программа основывается на идее самоценности дошкольного периода ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год

рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"

Примерные рабочие программы для дошкольников  в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...

Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию

Аннотация к дополнительной образовательной программе работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию.Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию МКДОУ «Д/с...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...