Профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста
презентация по коррекционной педагогике по теме

Борисова Елена Васильевна

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».Л.С. Выготский

Цель: Ознакомить учителей начальных классов с видами дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.pptx936.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста Подготовили учителя-логопеды: Е.В. Борисова Т.И. Высоцкая Е.С. Горбачевская Л.М. Гришаева

Слайд 2

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». Л.С. Выготский

Слайд 3

Проанализируйте диктант, определите, какие ошибки орфографические, какие логопедические

Слайд 4

Орфографические: безударные гласные; парные согласные; непроизносимые согласные; имена собственные Логопедические: замены и смешения (сильная позиция); пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме

Слайд 5

Дисграфия – («графо»-пишу, « дис »- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера.

Слайд 6

Дисграфические ошибки Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью в ысших психических процессов

Слайд 7

Классификация дисграфии 1 . Артикуляторно -акустическая дисграфия Первично – нарушение звукопроизношения 2. Акустическая дисграфия Первично – нарушение фонематического слуха 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Первично – нарушение фонематического восприятия 4. Аграмматическая дисграфия Первично - нарушение лексико-грамматической стороны речи 5. Оптическая дисграфия Первично – нарушение зрительно-пространственного восприятия

Слайд 8

Ошибки при аграмматической дисграфии

Слайд 9

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста;

Слайд 10

пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов; раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации , вставки, перестановки, пропуски и повторы слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Слайд 11

пропуски согласных при их стечении ( диктант – «диктат», кукла – « кука », арбуз – « абуз »); пропуски гласных (собака – « сбака »); добавления гласных (скамейка – « сакамейка »); перестановки букв (окно – « коно », дрова – « врода »); пропуски , добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан –« ката »).

Слайд 12

пропуски согласных при их стечении ( стрела – « трела », дожди – «дожи», кричат – « кичат »); пропуски гласных ( санки – « снки »», «собака – « сбака »); вставка лишних букв (стол – « стлол »); перестановки букв (тропа – « прота », ковром – « корвом », двор – « довр ») добавление букв (весна – « весная », тоскали – « тосакали ») пропуски , добавления, перестановки слогов (бегемот – « гебемот », голова – « говола ». Ошибки на уровне слова

Слайд 13

С литное написание слов, особенно предлогов с другими словами ( Были чудные дни. – « быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – « Наветвях елии сасны »). Раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы .» Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»). Ошибки на уровне предложения

Слайд 14

простые и сложные формы звукового анализа; определять количество слогов в слове; определять количество слов в предложении; определять количество предложений в тексте. Основные направления в работе по данному нарушению:

Слайд 15

проявляется : в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова; в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций ; в нарушениях согласования и словоизменения. п ри этой форме дисграфии отмечаются также т рудности; в построении сложных предложений, пропуски членов предложения ; в нарушении последовательности слов в предложении. Аграмматическая форма дисграфии

Слайд 16

При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения; развитие функции словоизменения и словообразования; работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами .

Слайд 17

примеры ошибок: захлестнула – «нахлестнула», козлята –« козленки »; много деревьев – «много деревов »; над столом – «на столом» около него – «около ним»; дети бегут - «дети бежит»; белый дом –«бела дом». Аграмматическая

Слайд 18

о шибки на письме в виде: замены графически сходных рукописных букв; зеркального написания букв; пропусков элементов (лишние и неправильно расположенные элементы). Оптическая дисграфия

Слайд 20

развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ); развитие буквенного гнозиса . Направления работы при устранении оптической дисграфии:

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....