Предаппаратная и послеаппаратная работа с детьми с нарушением зрения (Методические рекомендации)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Зуева Яна Борисовна

 

     Проблема восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность улучшить и полностью восстановить зрение у многих из этих детей. Решение этой задачи осуществляется с использованием специальных медицинских аппаратов. В связи с этим существует необходимость совместной работы специалистов по созданию педагогических условий для восстановления у детей нарушенного зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предаппаратная и послеаппаратная

работа с детьми с нарушением зрения

(Методические рекомендации)

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Проблема восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность улучшить и полностью восстановить зрение у многих из этих детей. Решение этой задачи осуществляется с использованием специальных медицинских аппаратов. В связи с этим существует необходимость совместной работы специалистов по созданию педагогических условий для восстановления у детей нарушенного зрения. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с этапами лечения амблиопии и косоглазия: плеоптический, ортоптический, диплоптический. Знание педагогами этапов лечения необходимо для выработки правильных и своевременных способов, методов, приемов на занятиях. Это позволит ускорить процесс восстановления зрения у детей.

     Для успешного овладения техникой работы на специальных медицинских аппаратах ребенку следует овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для его эффективного лечения. Их характеристики представлены ниже.

     Задачи развития когнитивных способностей.

     1. Формировать пространственные представления.

     2. Научить овладевать счетными операциями, словесно обозначать в речи пространственные термины и понимать указания на пространственную ориентировку, целостно прослеживать контур предметов, называть местоположение зрительного образа и называть направление (8 направлений), вырабатывать сосредоточенность.

     3. Узнавать предмет в неполном силуэтном изображении.

     4. Упражнять глазодвигательные мышцы.

     Умения и навыки. 

     1. Владеть счетными операциями.

     2. Определять местоположение предмета в микро- и макропространстве в зависимости от точки отсчета.

     3. Уметь определять направление движения относительно себя.

     4. Узнавать предмет в разных модальностях (силуэт, контур).

     5. Уметь словесно обозначать местоположение предметов и направление.

     6.  Уметь переводить взгляд с ближнего расстояния на дальний.

     Уровень знаний, необходимый для лечения.

     1. Знать порядковый и количественный счет, направления, в том числе от себя и от другого.

     2. Узнавать предмет в контуре и силуэте        

Комплекс педагогических упражнений

по подготовке детей к лечению на специальных медицинских аппаратах

     Подготовка к упражнениям на синоптофоре

     Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений.

    Задачи: учить овладевать счетными операциями, узнавать предмет в разных модальностях.

    Наглядный материал: парные карточки с изображением недостающих деталей, парные прозрачные картинки, картинки с «зашумленными» рисунками, сюжетные картинки

     Упражнение № 1. «Посади цыпленка в яйцо».  

     Задание: дети должны рассмотреть картинки с контурным изображением предметов из методики лечения на синоптофоре (цыпленок и яйцо, мяч и ворота, геометрические фигуры, клоуны, мельница). Педагог предлагает соединить эти пары в один образ.

     Примечание: детям необходимо объяснить, какой образ должен получиться на синоптофоре.

     Упражнение № 2.  «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком».

     Задание: Дети должны рассмотреть картинки с силуэтным изображением ракеты, звездочки.  Педагог предлагает соединить две картинки с изображением недостающих деталей чайника (кошечки, елочки, ракеты, звездочки и т.д.).

     Упражнение №3. «Узнай на «зашумленных» рисунках кто попался в сеть».

     Задание: дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть предложенный материал, попытаться назвать все предметы, изображенные контуром.

     Примечание: Картинки постоянно меняются. Их сюжет может быть различным в зависимости от возрастных особенностей.

     Упражнение № 4. Задание: ребенку выдается карточка, на которой изображен сюжет. Ребенок должен наложить предмет, вырезанные по контуру, на эту карточку.

     Подготовка к упражнениям на монобиноскопе.

     Для лечения используется технология формирования слияния двух образов в один на безрефлекторном офтальмоскопе. Ребенок смотрит на экран и наблюдает последовательные образы.    Вызванные с каждого глаза эти образы содержат одинаковые элементы и создают этим тенденции к слиянию.

     Упражнение № 1. «Расставь по следу», «Чей это след?».

      Дети учатся сливать силуэтные изображения способом наложения одного предмета на другой, получать один образ путем совмещения двух кружков на прозрачной пленке.

      Цель: Формирование слияния последовательного образа с заданным объектом. Учить сливать два темных круга в один, вырабатывать сосредоточенность. Упражнять глазодвигательные мышцы.

     Наглядный материал: прозрачные картинки на слияние.

     Упражнение № 2.

     Задание: Детям предлагается соединить силуэтные и контурные изображения.

     Примечание: Для усложнения на перцептивном поле изображены контурные или цветные круги разного размера.  

      Цель: Формировать у детей навыки слияния двух последовательных образов в один. Учить называть местоположение зрительного образа и направления (8 направлений).

     Наглядный материал: Счетные палочки, карточки с изображением цветка с четырьмя лепестками, полоски в вертикальной и горизонтальной плоскости.

     Упражнение № 3.

     Задание: Дети должны соединить горизонтальную и вертикальную полоску с кружочками в середине в один образ в виде креста или цветка с четырьмя лепестками. Ребенку предлагаются две прозрачные карточки с силуэтным изображением полоски с кружком. На одной эта полоска в вертикальной плоскости, а на другой в горизонтальной. Перед детьми стоит задача сложить цветок с четырьмя лепестками или крестик.

     Упражнение № 4.

      Задание: Детям предлагается задание «Запомни и положи палочки также». Дети рассматривают расположение палочек и выкладывают по образцу.

     Упражнение № 5. «Черный-белый», «Чего не хватает?», «Разложи хвостики в заданном направлении», «Выбери кружки с хвостиками вправо», «Посмотри, запомни и положи так же», «Расставь по следу».

     Цель: Формировать зрительный образ с помощью отрицательных зрительных образов. Учить называть местоположение предметов, словесно обозначать местоположение предмета, вырабатывать сосредоточенность.

     Наглядный материал: Прозрачные карточки с изображением двух кругов.

     Упражнение № 6.

     Задание: Детям предъявляются последовательные образы в виде круга с маркой, обращенной на одной карточке в правую, а на другой — в левую сторону. Ребенку предлагаются прозрачные картинки с силуэтами двух кругов с «хвостиками». Дается задание: «Сделай так, чтобы получился один круг с двумя «хвостиками».

     Упражнение № 7. «Чем отличаются?».

     Задание: Предлагаются карточки с кругами с «хвостиками» для рассматривания, и дети должны ответить чем они отличаются.

     Подготовка к исследованию и упражнениям на цветотесте.

     Если ребенку раннего или младшего возраста врач назначает занятия на цветотесте, тифлопедагог начинает готовить такого ребенка, используя педагогические средства: игру, игровые упражнения.

     Игры и упражнения на развитие цветовосприятия: узнавание, называние, локализации зеленого, желтого и красного цвета: «Выбери все кружки зеленого цвета», «Выбери среди других карточек заданную» (с определенным количеством кружков или заданным цветом).

     Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости, в частности, зрительные и слуховые диктанты, предполагающие научить детей запоминать и воспроизводить местоположение, группировку кружков как по цвету, так и по количеству. Предлагаются задания и дидактические игры: «Посмотри, запомни, расположи так же», «Выбери среди нескольких комбинаций заданную», «Найди пару», «Найди отличие», «Что изменилось».

     «Зрительный диктант» (посмотри, запомни, закрой глаза и представь, что ты видел, а теперь выложи это на бумаге из кружков нужного цвета).

     Цель: Формирование у детей способности удержания и воссоздания целостного зрительного образа, представления о цвете, форме, расположении предметов относительно друг с другом на микроплоскости, счетных операций.

     Наглядный материал: Диски черного цвета с нанесенными на нем кружками красного, белого и зеленого цветов.

      Задание: Детям предлагается посчитать круги и сказать сколько их. Дети должны назвать, какого цвета круги. Педагог предлагает детям назвать расположение кругов.

     Примечание: Успешное использование цветотеста возможно только тогда, когда исследуемые дети умеют считать до пяти, различать и определять форму предметов, способны определять относительное расположение предметов в одной плоскости: слева, справа, сверху, снизу, видеть два красных, три зеленых круга «сразу» или «по очереди», (т.е. все пять).

      Подготовка к упражнениям на компьютере.

     Совершенствование существующих и поиск новых методов лечения больных с косоглазием и амблиопией связаны с широким распространением персональных компьютеров, компьютерной системы для восстановления бинокулярных функций у детей дошкольного возраста. Лечение на компьютере требует от ребенка знания цветов, умения ориентироваться на микроплоскости, понимания терминов «совместить», «слить». Упражнения предусматривают перемещение по полю экрана подвижного объекта, совмещение или слияние его с неподвижным. Для косящего глаза следует предъявить подвижный объект, который стимулирует его активность. При выполнении упражнений ребенок фиксирует взгляд на экран с общим объектом (полосатая рамка). В ходе предаппаратной подготовки ребенок перемещает подвижный тест-объект, который должен совместиться или слиться с неподвижным, расположенным на пурпурном или черном фоне. Эти игровые упражнения на совмещение и слияние изображений парных тест-объектов развивают содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора. При подборе компьютерных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень развития ребенка. На первых порах следует предлагать игровые упражнения с простыми и крупными тест-объектами, а затем переходить к более сложным и мелким. Предлагаются следующие игровые задания на слияние: «Слей два колечка в одно», «Спрячь красный круг», «Сделай целую неваляшку» (красный объект неподвижен). Затем можно предложить задания на совмещение: «Собери пирамидку», «Расставь кегли», «Надень кольца на штангу», «Разложи детали на кораблике», «Собери машинку красного цвета». Степень насыщенности занятий определяется с учетом возраста детей. Все знания и задания, полученные на занятиях и в игровой форме деятельности, закрепляет воспитатель в повседневной жизни. Предложенная система подготовки детей с нарушением зрения к занятиям на специальных медицинских аппаратах дает возможность начать лечение как можно раньше. У детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-образного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается точность фиксации взора и активно упражняется глазодвигательная система. Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечение на специальных медицинских аппаратах. У детей развивается мелкая моторика рук, повышается мышечный тонус, что является основой подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"

в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются рекомендации по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения, условия правильной посадки детей на занятиях с учетом остроты зрения и зрите...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

Методические рекомендации по проведению зрительных гимнастик с детьми с нарушениями зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зре...

Коррекционные упражнения и игры для детей с тяжелыми нарушениями зрения.Методические рекомендации педагогам и родителям.ЧИППКРО.Челябинск,2010г.

Коррекционная педагогика.Материалы ЧИППКРО.Коррекционные упражнения и игры для детей с тяжелыми нарушениями зрения.Методические рекомендации педагогам и родителям.Челябинск,2010г....

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения.Методическое пособие.ГБОУ Республики Марий Эл"Детство".Йошкар-Ола,2014г.

Методическое пособие.Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения.ГБОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,подготовки семей для принятия ...