Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
Доклад
в рамках августовской педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalgushkina.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района
Тамбовской области
Доклад
в рамках августовской педагогической конференции
«Актуальные направления
коррекционно-педагогической работы
по подготовке к школе детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила:
старший воспитатель
филиала «Дружба»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Калгушкина Марина Юрьевна
2021 год
СЛАЙД 1. Общеизвестно, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.
СЛАЙД 2. Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, можно отметить основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.
Так же замечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с ОВЗ стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.
Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.
Именно дошкольное образование дает стартовые возможности детям для дальнейшего успешного развития в школьные годы, обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ.
СЛАЙД 3. Главная цель, на реализацию которой направлена деятельность нашего ДОУ, включает формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.
Только при грамотной организации процесса преемственности на этапах дошкольного и начального школьного детства будет реализована единая линия развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
СЛАЙД 4. В своей работе педагоги детского сада делают акцент на такие подходы в обучении детей с ОВЗ, как:
- создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и обеспечивающей инициативность, самостоятельность и субъективную позицию ребёнка;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, в том числе игровые;
- взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции;
- широкое использование психолого-педагогических методов и приёмов, развивающих психические процессы, введение в обучение элементарных задач открытого типа, предлагающих альтернативные варианты решений;
- формирование комфортного психологического климата в детском сообществе.
СЛАЙД 5. В настоящее время модель деятельности педагогов нашего ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:
СЛАЙД 6. I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.
1. Развивающая работа с детьми.
С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе.
2. Диагностика.
В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации.
В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. В апреле выявляется итоговый уровень подготовки детей к школе.
3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом.
Коррекционная логопедическая работа по исправлению нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением интеллекта и подготовить их к поступлению в школу.
СЛАЙД 7. II блок - Работа с родителями
Этот блок содержит три направления.
1. Психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Одной из основных задач педагогов ДОУ является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.
На родительских собраниях, семинарах проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации.
Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках, разрабатываются памятки для родителей.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям носят конкретный характер, легко укладываются в семейный стиль взаимодействия с ребенком.
2.Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.
3.Нетрадиционная форма организации работы с родителями.
Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:
- совместные досуги, праздники;
- участие родителей в выставках;
- игры с педагогическим содержанием;
- организация мини-библиотеки.
СЛАЙД 8. III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.
Этот блок содержит 4 направления работы.
1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.
Педагог-психологи и учителя-логопеды выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.
2. Индивидуальное консультирование педагогов.
В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.
3.Нетрадиционная форма организации.
К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.
4.Связь со школой.
Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.
Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.
СЛАЙД 9. Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.
Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.
Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.
СЛАЙД 10. Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно- гигиенических навыков включает в себя:
СЛАЙД 11. 1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.
3. Формирование навыков одевания. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагоги применяют как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс.
4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.
5. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. в цепочку бытовых действий.
СЛАЙД 12. К школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Предшкольная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.
СЛАЙД 13. Вывод. Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.
СЛАЙД 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние локомоторных функций при подготовке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к школе
Статья для учителей-дефектологов...
Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...
Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация к докладу в рамках августовской педагогической конференции...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Памятка родителям....
Подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
Памятка для родителей...