Игры с детьми-аутистами
консультация по теме

Статья для родителей и педагогов, работающих с детьми-аутистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_igry_s_autichnymi_detmi.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Игры с детьми-аутистами

             Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которых, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

         Как же помочь ребенку в восприятии и понимании окружающего мира?

Конечно, через игру, ведь это же  ребенок, и если ребенок не умеет, его нужно учить играть, ведь именно игра помогает установить социальные связи со сверстниками и взаимодействовать с окружающими.

         С чего же начинается игра?

         Все дети в раннем детстве любят манипулировать с предметами, тем самым,   проходят  через этап познания мира предметов. Постепенно интерес к миру вещей ослабевает, и они вступают в мир социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

         Ребенок –аутист застревает на первом этапе, на предметной игре.   Но интерес к предмету у ребенка-аутиста отделен от той функции, для которой он создан. Он не использует предметы  по прямому  назначению, (пробует на вкус пластилин, шампуни, зубную пасту) не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр, разбирает или ломает их.

         Аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов. Однако, выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, можно использовать для  проведения с ним сенсорных игр, которые дадут  новые возможности развития ребенка.       Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

          Грамотно  организованные сенсорные игры с аутичным ребенком дадут  новые прекрасные возможности для установления контакта с ним.

         Мир предметов и их свойств привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие,  и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.

          Мы организуем для ребенка  сенсорные игры для  создания эмоционально положительного настроя. Это  игры  с красками: «Цветная вода», «Кафе», «Обед для кукол», «Волшебные кляксы», «Новогодняя елка», игры с водой:  «Фонтан», «Море», «Купание», «Моем посуду».  Вода оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку и доставит массу удовольствий ребенку. Игры с мыльными пузырями «Воздушный пирог», «Плыви кораблик», «Дождик» вызовут у ребенка бурю восторга. Используем игры со светом и тенями: «Светло-темно», «Солнечный зайчик», «Волшебный фонарик», игры со льдом «Разноцветный лед», «Тает льдинка», игры с крупами «Покорми птичку», «Дожик», «Прячем ручки», «Сортировка», игры с пластичными материалами (пластилином, тестом).  

         Мир вокруг ребенка наполнен разнообразными звуками. Предложите ребенку-аутисту поиграть со звуками: погреметь, постучать, используйте для этих игр  шумовые коробочки, свистульки, музыкальные инструменты. На природе предложите ребенку послушать пение птиц, журчание ручейка. Звуки природы успокаивают и гармонизируют.

         Поведение аутичного ребенка непредсказуемо, он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. В моменты, когда ребенок начинает вести себя неадекватно, близкие взрослые должны знать, что ребенок-аутист  делает это отнюдь не специально, а лишь потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта. Агрессивные выпады, крики, разбрасывание предметов и игрушек. Как поступать в такой ситуации?

         Основным способом психотерапевтической помощи ребенку может стать  проведение терапевтических игр, цель которых - помочь ребенку достичь состояния психического равновесия. Они помогают снять  у ребенка накопившееся напряжение, сгладить проявления подобных аффективных вспышек, научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.                            Понимая его желания, заручившись его доверием, начинаем предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций.            Вместо того, чтобы баловаться с водой, можно предложить ему "полить цветочки".   Нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам - прототипам людей (куклам, зайкам и т.п.). Нужно немедленно перевести агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира - крупу, песок, кубики, подушки, воду.    

В терапевтических целях можно использовать игры с крупой: «Дождик», «Град», игры с ватой: «Снег идет», «Снежки». Мягкая и приятная на ощупь вата оказывает на ребенка терапевтическое действие. Для игр можно использовать старые  газеты и журналы и поиграть с ребенком в  «Бумажный листопад», «Птицы летят».  Благодаря терапевтическим играм, ребенок, используя помощь взрослого, может избавиться от негативных эмоций, а его эмоциональное состояние нормализуется.

         Совместное рисование - это игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из окружающего мира людей и природы. В результате  возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. 

         Совместное рисование дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка, обогатить их.          У ребенка есть возможность обобщения представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, т.к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Отработанное в рисунках затем обыгрывается.    

         Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это-показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

           Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации, обогащать его пассивный словарь, развивать  активную  речь, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности.  Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы.  Так как дети очень любят наклейки, можно использовать их для создания сюжетных картин. Они сделают процесс работы более увлекательным и интересным.

         Все игры с аутичным ребенком  взаимосвязаны между собой и могут переходить одна в другую и развиваться в тесной взаимосвязи. Занятия с таким ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви.

         Е.Янушко в своей книге «Игры с аутичным ребенком» писала, что  если во время занятий постараться «раствориться» в ребенке, проникнуться  его ощущениями, войти в его мир,  то  вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять этот  мир чувств и переживаний, стать ему настоящим другом. Тогда вы сможете помочь ребенку избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите его быть самостоятельным в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по физическому развитию с детьми - аутистами.

Особенности проведения занятий с детьми-аутистами....

Совместное рисование с детьми - аутистами.

Все обучение детей проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенапра...

Рекомендации по работе с детьми- аутистами дома

Развивающие занятия с ребенком аутистом дома...

Учебное пособие для родителей и специалистов работающих с детьми аутистами.

Актуальные ркомендации для родителей и специалистов работающих с детьми с РАС....

роль музыки на занятиях с детьми - аутистами

как  следует  проводить  занятия  с  детьми- аутистами....

Консультация для родителей детей с ОВЗ "Играем дома с детьми аутистами"

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий ...

Консультация для родителей "Играем дома с детьми аутистами"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Играем дома с детьми аутистами". Этот материал содержит рекомендации к подбору...