Развитие памяти у дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему
Основные условия для развития памяти у дошкольников и примерные игровые упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие памяти у детей | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие памяти у детей»
Память детей надо развивать с самого рождения и на протяжении всей жизни. Необходимо учитывать не только физиологические особенности функционирования процесса памяти, но и психологические.
Чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Но логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.
Упражнения для занятий с детьми, имеющими низкий уровень развития памяти:
1.Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то необходимо научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.
2.Формирование у детей осознанного восприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемом объекте.
«Найди игрушку» для малышей. Спрятать на глазах у ребенка, потом попросить найти. Для детей постарше "Чего не стало?", или «Что изменилось?», «Чего не хватает?» Усложнение «Кто поменялся местами?» или что-то добавить. «Найди пару» (парные картинки, разложить рубашкой вверх. По-очереди переворачиваем по две картинки, пытаясь найти пару. Если удалось, забираем картинки. Кто больше соберет картинок, тот и выиграл.) Игра «Чудесный мешочек». Ребенок из мешочка достает предмет с закрытыми глазами, и угадывает что у него в руке. Если не угадывает, добавляем сравнение. Например: он цвета, как лимон. Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.
упражнение «Запомни и раскрась»
В этом упражнении нарисованы две одинаковые картинки с любыми предметами. Верхняя картинка раскрашена, а нижняя картинка не раскрашена. Ребенок должен посмотреть внимательно на верхнюю картинку и запомнить, как она раскрашена, затем закройте картинку и ребенок должен по памяти раскрасить нижнюю.
«Запомни и нарисуй»
(рисунок должен быть простой для рисования)
Упражнение для запоминания нескольких действий. (Яблоки надо раскрасить красным карандашом. Мячики надо раскрасить двумя цветами синим и желтым. Грушу можно раскрасить зеленым карандашом. Цветы можно раскрасить разными цветами. Каким цветом надо раскрасить солнышко?)
Очень простое упражнение «Запомни картинку». Нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено.
3.В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
4.Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. "Чудесные слова". Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Можно запоминать и не связанные по смыслу слова, которые у ребенка вызывают свои личные ассоциации. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество
Необходимо учить детей связывать картинки по смыслу или по ассоциациям для лучшего запоминания.
5.Развитию памяти способствуют умения запоминать стихи и пересказывать рассказы, писать изложения. Необходимо задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично.
6.Полезная для памяти пища, которая обязательно должна быть в рационе ребенка:
Поддержание стабильного уровня сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Вредно употреблять конфеты, пирожные и другие сладости. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. Дополнять рацион следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.
7. физическая нагрузка, спорт. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости. Игровые упражнения: "Делай, как я". На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
8.На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
«Дай быстро ответ» Один задает быстро разные вопросы, другой отвечает.
Игровое упражнение "Нарисуй фигуру". Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
9.Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Можно использовать упражнение «разложи картинки как я». Сначала взрослый раскладывает, потом убирает. Ребенок запоминает и по памяти выкладывает эти же картинки. Можно просто, в том же порядке. Можно выбрать среди других картинок. В зависимости от возможностей ребенка.
10.Когда ребенок ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить, это желание надо всячески поощрять. Игровое упражнение в "Магазин". Предварительно перечислить ряд покупок, которые необходимо купить. Предложить ребенку помочь маме, напомнить, что надо купить в магазине. Или просто поиграть в игру «Магазин»
11. Постарайтесь создать доброжелательную обстановку в вашей семье, покой, хорошие отношения между родителями и детьми, всегда положительно влияют на развитие памяти и внимания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие . Развитие памяти у дошкольников.
Значение памяти для человека очень велико. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в по...
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
Статья на тему "Развитие памяти у дошкольников" - рекомендации для родителей.
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Умладших дошкольников память непроизвольна. У детей среднего возраста начинает формироваться произволь...
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников»...
Особенности развития памяти у дошкольников
Особенности развития памяти у дошкольников...
Игры для развития памяти у дошкольников
Немаловажная роль в развитии ребенка отводится развивающим упражнениям....
Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников
Игры на развитие памяти у дошкольников Игры на развитие памяти у дошкольников...