Семья и ребенок с задержкой психического развития
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лукманова Яна Фанильевна

Презентация «Семья и ребенок с задержкой психического развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr.ppsx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) Выполнила: учитель-логопед Лукманова Я.Ф. МБДОУ «Детский сад №28»

Слайд 2

Тема самообразования: «Семья и ребенок с задержкой психического развития» Цель работы: изучить влияние семьи на задержку психического развития. Сроки реализации темы: 1 год (сентябрь 2017 год – май 2018 год)

Слайд 3

Задержка психического развития Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций . (Н.М. Назарова) Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма.

Слайд 4

Причины ЗПР и последствия Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления): Перинатальные патологии беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность алкоголизм родителей) и т.д.; В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка: гипертрофия, грипп, нейроинфекции, рахит, черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. Нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции. Расторможенность, тревожность, «застревание», медлительность, обидчивость, плаксивость. Малая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания, замедленное формирование речи.

Слайд 5

Причины ЗПР и последствия Средовые (социальные) факторы , наличие которых не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях: гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми. Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения. Нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, мыслительных процессов и речи Замедленность переключаемости психических процессов Неспособность к систематическому труду Аффективная лабильность

Слайд 6

Классификация задержки психического развития Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития.

Слайд 7

В зависимости от вида ЗПР выделяют ведущие причины Вид ЗПР Причины ЗПР Конституционального происхождения Наследование , многоплодие. Соматогенного происхождения Первичная причина: длительные тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте. Вторичные причины: сенсорная депривация , гиперопека родителей. Психогенного происхождения Неблагоприятные условия воспитания: безнадзорность, гиперопека , жестокое обращение, эмоциональное отвержение. Церебрально-органического генеза Различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни.

Слайд 8

Характеристика детей с ЗПР В.П. Кащенко: «Мы должны знать ребенка – знать больше и лучше, чем знаем устройства машин, с которыми работаем, мы должны знать методы, приемы его воспитания, как мы знаем способы управления машиной. Эту мысль я хотел бы нести не только в каждую школу, но и в каждую семью, хотел бы сделать ее достоянием всех, кто сколько-нибудь соприкасается с ребенком…»

Слайд 9

Характеристика детей с ЗПР Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой. Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Слайд 10

Характеристика детей с ЗПР Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Мышление у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Слайд 11

Характеристика детей с ЗПР Речь: специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания и т.д.

Слайд 12

Характеристика детей с ЗПР Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Слайд 13

Неблагоприятные условия семьи как причина ЗПР Неблагоприятные условия семейного воспитания: материнская депривация гиперопека гипоопека эмоциональное отвержение

Слайд 14

Материнская депривация Материнская депривация может развиваться в силу разных причин: неполная семья, мама вынуждена нести все тяготы материально обеспечения семьи; неразвитость родительских чувств и др. Материнская депривация – это полное или значительное отсутствие внимания со стороны матери по отношению к ребенку.

Слайд 15

Гиперопека Э.Г. Эйдемиллер выделяет два вида гиперопеки : потворствующая доминирующая Гиперопека (синоним: гиперпротекция) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.

Слайд 16

Гипоопека При гипопротекции (безнадзорность) ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролирует его. Гипоопека (синоним: гипопротекция) – стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Слайд 17

Эмоциональное отвержение Эмоциональное отвержение – это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. При эмоциональном отвержении родители игнорируют потребности ребенка, сочетается с жестоким обращением с ним.

Слайд 18

А.Н. Смирнова выделяет формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии: Отношение родителей к ребенку 1) родители глубоко, трагически переживают неполноценность ребенка, опекают его; 2) не желают примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечают недостатки; 3) стесняются неполноценности своего ребенка; 4) ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность; 5) родители не обращают внимания на ребенка, стараясь, все воспитание переложить на образовательное учреждение.

Слайд 19

Вывод Негативные семейные условия воспитания могут быть как первопричиной ЗПР (психогенного происхождения), так и осложнять коррекцию других видов ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Диагностическое обследование позволяет учителю-дефектологу разработать индивидуальную коррекционную программу. Карта развития ребенка с ЗПР может быть использованна для заполнения при проведении монит...

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию Содержание:1. Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения.2.Разви...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...