Доклад. Развитие личности в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка с задержкой психического развития.
статья

Бабаян Маргарита Эдуардовна

Психологические особенности детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка с задержкой психического развития.

Проблема развития личности ребенка с ЗПР рассматривается в контексте игровой и учебной деятельности, общения.

Личностные особенности отчетливо проявляются у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности: они быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, стремятся к уединению, а другие проявляют интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. С дошкольного возраста у них начинает складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности. Однако, на фоне доброжелательного от ношения матери у ребенка возникает меньше отрицательных эмоций.

М.С. Певзнер в своих клинических исследованиях сделала вывод, что при различных вариантах ЗПР  у детей выраженными остаются инфантильные черты психики. Это проявляется в форме «детской непосредственности», предпочитая эмоционально насыщенные и подвижные виды деятельности дети не соблюдают межличностной дистанции со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, , не умеют завязывать длительные и содержательные отношения со сверстниками.

При неосложненных вариантах отставания в развитии эмоциональной и волевой сфер детям свойственна эмоциональность, любознательность, интерес к окружающему миру, который имеет непродолжительный характер. Указанные особенности свойственны и детям дисгармоничного инфантилизма, где основными чертами являются неспособность к волевому усилию, несформированность нравственных установок, ориентация на получение кратковременного удовольствия или выгоды. Эти дети оказываются очень внушаемыми, избегают волевых систематических усилий, не имеют стойких привязанностей и предпочтений, осознанных морально-этических установок. Они стремятся быть постоянно в центре внимания. Их отличает склонность к демонстративному поведению. При синдроме органического инфантилизма у детей отсутствуют разнообразие, яркость и живость эмоциональных проявлений. Дети отличаются недостаточной заинтересованностью в получении новых впечатлений, установлению контактов, повышенной внушаемостью, проявляя самостоятельность, ведут себя некретично. Им свойственно психапатоподобное поведение.

Такие ученики будут игнорировать учебную ситуацию, пытаться устанавливать свои правила, некритично относиться к замечаниям, склонны к неадыкватным шуткам, утрачивают в общении чувство дистанции не проявляют тактичности.

Несформированность личностной готовности к школьному обучению приводит к формированию определенных типов отношения к учебной ситуации и учителю. Характерным является игровое отношение к происходящему в классе. Они могут активно включаться в работу, выполнять все задания, но начинают быстро отвлекаться на посторонние дела. Обучение воспринимается ими как игра. Личностное поведение ими мало контролируется, они не вникают школьных норм и правил. Могут их игнорировать.

Педагогу очень непросто приучить их к систематическим учебным занятиям. Одним из важнейших средств психокоррекции личностной готовности к усвоению новых знаний становится поддержание постоянного интереса к происходящему в классе, чтобы ученики почувствовали и осознали свою включаемость в общий процесс обучения. На фоне отрицательных оценок учителем их успеваемости они постепенно становятся равнодушными к происходящему в классе. Формализм и приспособленчество постепенно могут закрепиться как подражательные формы работы на уроке и при усложнении учебного материала приводит к полной безуспешности.

 В процессе обучения таких детей значимыми становятся похвала учителя, его эмоциональная поддержка , вера в силы и способности учеников, что даст шанс развивать детскую инициативность. Не следует приводить их в качестве отрицательного примера обучения для других, более успешных, одноклассников. При таком коммуникативном отношении к учебному процессу внимание ученика с ЗПР сосредоточено в основном на учителе: взрослый рассматривается, изучается, постоянно отслеживаются его действия, поступки. Ученики с ЗПР даже играть предпочитают с учителем, а не со сверстниками. Они много жалуются, капризничают. Содержание обучения становится второстепенным по отношению налаживания контактов с учителем. Такой ребенок будет ждать персонального приглашения на урок, личных указаний в свой адрес, похвалы и позитивной оценки своих личностных качеств. В результате школьная ситуация превращается в бессодержательное, назойливое общение со взрослым.

Установлению правильных взаимоотношений учителя с учеником способствует проявление педагогом терпения и понимания личностных особенностей ребенка. Неприемлема тактика «педагогического окрика», иронии, насмешек. Доверительные отношения в сочетании с настойчивыми требованиями позволяют создать у ребенка чувство защищенности и эмоционального комфорта, что имеет важнейшее значение для последующей школьной адаптации и реализации потенциальных способностей ученика с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации педагога-психолога по развитию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенн...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образовани...

«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...