Сообщение на педсовете "Инклюзивное образование дошкольников с задержкой психического развития в ДОУ" 08.11.2018
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
__________________________________________________
142530 ул. Ухтомского, д.3, г. о. Электрогорск, Московской обл.
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru/
СООБЩЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ
Учитель-дефектолог
Каменкова Н. И.
Педагогический совет
«Реализация инклюзивного подхода
в воспитании и обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях дошкольного учреждения
посредством создания оптимального
образовательного пространства,
ориентированного на поиск
новых способов удовлетворения
образовательных потребностей
каждого участника процесса»
г. о. Электрогорск, 8.11.2018г.
В соответствии со статьями пятой и восьмой Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ….. а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В детском саду комбинированного вида №35 «Ёлочка» это дети с ЗПР, ОНР, дети-инвалиды, имеющие сложный дефект (напр., нарушение опорно-двигательного аппарата и ЗПР). Остановлюсь на образовании детей с задержкой психического развития,
ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.
В настоящее время в детском саду обучаются и воспитываются 8 детей с ЗПР без сопровождения родителей и 2 ребёнка с сопровождением родителей.
Главным условием образования детей с ОВЗ является наличие адаптированных программ развития. В дошкольном образовании это:
*Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
*Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2/ Под общей редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
* Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.
* Рабочие коррекционные программы.
* Индивидуальные коррекционные программы.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и подгрупповые занятия по программам «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; методике «Подготовка к обучению грамоте».
В коррекционные занятия обязательно включены:
1.Артикуляционная гимнастика
2.упражнения на развитие речевого дыхания
3.Координация речи с движением
4.Пальчиковая гимнастика
5.Корригирующие упражнения («Чего не стало?», «Что изменилось?»)
На фронтальном занятии присутствует не более 6 человек, чтобы оказывать индивидуальную помощь каждому ребёнку.
6.На всех занятиях выполняются работы по штриховке, обводке, раскрашиванию, т.к. у многих детей нарушена мелкая моторика, некоторые не умеют держать карандаш. Также данный вид работы успокаивает детей, т.к. речевая деятельность слишком сложна для ребёнка с ЗПР,
На каждом занятии педагог учит детей отвечать на вопросы полным ответом: словарь ребёнка пополняется обобщающими словами, математическими терминами, предлогами, показывающими положение предмета в пространстве (первый слева, вверху, внизу, между) и т.д.
Занятие подчинено лексической теме
На коррекционных занятиях решаются важные воспитательные задачи.
Дети учатся подчиняться правилам, уважать друг друга (не смеяться над неудачами товарищей), выслушивать и давать оценку ответам других детей и т.д.
Образовательный процесс продолжается в группе на занятиях. Воспитатель учит детей с ОВЗ лепить рисовать, вырезать ножницами и т.д.; культурно-гигиеническим навыкам, труду, игре; проводит индивидуальные занятия в коррекционный час.
Дети с ОВЗ включены в среду здоровых детей, происходит их интеграция.
- Пребывание детей с ОВЗ в одной группе со здоровыми детьми;
- Совместные занятия продуктивными видами деятельности, музыкальное, физкультурное, бассейн, дополнительная образовательная деятельность;
- Совместные режимные моменты: прогулка, экскурсии, игры;
- Совместные праздники, утренники, развлечения, посещение мероприятий внутри сада и за его пределами.
Важная роль в процессе интеграции отводится воспитателю: его нравственным качествам, профессионализму, психологической компетентности.
Заключение
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы у \детей с ЗПР, выпускников ДОУ, улучшены :
1.Речь (говорят полными предложениями самостоятельно и с помощью педагога, могут пересказать небольшой рассказ).
2.Звукопроизношение;
3.Мышление;
4.Внимание (могут сконцентрировать внимание на выполнении задания).
5.Память;
6.Эмоционально-волевая сфера: проявляют заинтересованность в выполнении задания; в случае необходимости просят о помощи.
7.Мелкая моторика: могут держать карандаш, писать по обводке и самостоятельно в тетради в клетку, закрашивать рисунки.
8.Общая моторика.
Таким образом, можно констатировать, что своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребёнка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования, и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном, в данном случае, коррекционном учреждении.
Использованные документы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012г.
2.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Сравнение АООП и ООП.
Основные положения АООП НОО обучающихся с ЗПР в вариантах 7.1 и 7.2. Сравнение АООП и ООП....
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №27 «Росинка»Адап...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучающегося с задержкой психического разви...
Использование авторских пособий и информационных компьютерных технологий для повышения качества образования детей с задержкой психического развития
Интерактивное оборудование, интерактивные игры (програмно-дидактический комплекс ЛОГОМЕР-2, программа СОВА), авторские пособия и методики для повышения познавательной активности и качества образования...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития (вариант 7.1)...