Сообщение на педсовете "Инклюзивное образование дошкольников с задержкой психического развития в ДОУ" 08.11.2018
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_8.11.18.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________

142530 ул. Ухтомского, д.3, г. о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru/

СООБЩЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ

Учитель-дефектолог

Каменкова Н. И.

Педагогический совет

«Реализация инклюзивного подхода

в воспитании и обучении детей

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях дошкольного учреждения

посредством создания оптимального

образовательного пространства,

ориентированного на поиск

новых способов удовлетворения

образовательных потребностей

каждого участника процесса»

 

г. о. Электрогорск, 8.11.2018г.

В соответствии со статьями пятой и восьмой Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для  диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ….. а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Инклюзивное образование  обеспечивает равный  доступ к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В  детском саду комбинированного вида  №35 «Ёлочка» это дети с ЗПР, ОНР, дети-инвалиды, имеющие сложный дефект (напр., нарушение опорно-двигательного аппарата и ЗПР). Остановлюсь на образовании детей с задержкой психического развития,

ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.

В настоящее время в детском саду обучаются и воспитываются  8 детей с ЗПР без сопровождения родителей и 2 ребёнка с сопровождением родителей.

Главным условием образования детей с ОВЗ является наличие адаптированных программ развития. В дошкольном образовании это:

*Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей  с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17

*Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2/ Под общей редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

* Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.

* Рабочие коррекционные программы.

* Индивидуальные коррекционные программы.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и подгрупповые занятия по программам «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; методике «Подготовка к обучению грамоте».

В коррекционные  занятия обязательно включены:

1.Артикуляционная гимнастика

2.упражнения на развитие речевого дыхания

3.Координация речи с движением

4.Пальчиковая гимнастика

5.Корригирующие упражнения («Чего не стало?», «Что изменилось?»)

На фронтальном занятии присутствует не более 6 человек, чтобы оказывать индивидуальную помощь каждому ребёнку.

6.На всех занятиях выполняются работы по штриховке, обводке, раскрашиванию, т.к. у многих детей нарушена мелкая моторика, некоторые не умеют держать карандаш. Также данный вид работы успокаивает детей, т.к. речевая деятельность слишком сложна для ребёнка с ЗПР,

На каждом занятии педагог учит детей отвечать на вопросы полным ответом: словарь ребёнка пополняется обобщающими словами, математическими терминами, предлогами, показывающими положение предмета в пространстве (первый слева, вверху, внизу, между) и т.д.

Занятие подчинено лексической теме

На коррекционных занятиях решаются важные воспитательные задачи.

Дети учатся подчиняться правилам, уважать друг друга (не смеяться над неудачами товарищей), выслушивать и давать оценку ответам других детей и т.д.

Образовательный процесс продолжается в группе на занятиях. Воспитатель учит детей с ОВЗ лепить рисовать, вырезать ножницами и т.д.; культурно-гигиеническим навыкам, труду, игре; проводит индивидуальные занятия в коррекционный час.

Дети с ОВЗ включены в среду здоровых детей, происходит их  интеграция.

  • Пребывание детей с ОВЗ в одной группе со здоровыми детьми;
  • Совместные занятия продуктивными видами деятельности, музыкальное, физкультурное, бассейн, дополнительная образовательная деятельность;
  • Совместные режимные моменты: прогулка, экскурсии, игры;
  • Совместные праздники, утренники, развлечения, посещение мероприятий внутри сада и за его пределами.

Важная роль в процессе интеграции отводится воспитателю: его нравственным качествам, профессионализму, психологической компетентности.

Заключение

В результате проведённой коррекционно-развивающей работы у \детей с ЗПР, выпускников ДОУ,  улучшены :

1.Речь (говорят полными предложениями самостоятельно и с помощью педагога, могут пересказать небольшой рассказ).

2.Звукопроизношение;

3.Мышление;

4.Внимание (могут сконцентрировать внимание на выполнении задания).

5.Память;

6.Эмоционально-волевая сфера: проявляют заинтересованность в выполнении задания; в случае необходимости просят о помощи.

7.Мелкая моторика: могут держать карандаш, писать по обводке и самостоятельно в тетради в клетку, закрашивать рисунки.

8.Общая моторика.

Таким образом, можно констатировать, что своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребёнка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования, и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном, в данном случае, коррекционном учреждении.

Использованные документы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012г.

2.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №27 «Росинка»Адап...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития

   Адаптированная образовательная  программа — образовательная программа, адаптированная  для  обучающегося  с  задержкой  психического  разви...

Использование авторских пособий и информационных компьютерных технологий для повышения качества образования детей с задержкой психического развития

Интерактивное оборудование, интерактивные игры (програмно-дидактический комплекс ЛОГОМЕР-2, программа СОВА), авторские пособия и методики для повышения познавательной активности и качества образования...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития (вариант 7.1)...