Как организовать инклюзивную практику для слепых дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями зрения необходимо осуществлять по следующим направлениям: социальное, эмоционально-волевое, познавательное развитие, формирование ведущей деятельности и др. в зависимости от возраста и сочетанного диагноза ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4seminar_kak_organizovat_inklyuzivnuyu_praktiku.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 1987
дошкольное структурное подразделение
_____________________________________________________________________________
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема «Как организовать инклюзивную практику для слепых дошкольников»
Подготовила и провела
Воспитатель группы «Особый ребенок» ГБОУ СОШ №1987 (ДСП)
Абрашкина Е.Г.
Москва 2014 – 2015 учебный год
Педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями зрения необходимо осуществлять по следующим направлениям: социальное, эмоционально-волевое, познавательное развитие, формирование ведущей деятельности и др. в зависимости от возраста и сочетанного диагноза ребенка.
«Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Многие навыки общения, такие как жест, мимика и др., принципиально не могут быть приобретены слепыми и слабовидящими спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания». [1].
К моменту поступления в детский сад большинство слепых и слабовидящих детей уже имеют комплекс проблем. Это стереотипия, амимичность, невротические реакции, незнание элементарных норм поведения и др. Поэтому важной задачей воспитателя является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). «Для адекватного восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседник.».[2].
На начальном этапе проводится обучение интеллектуально сохранных детей ориентированию на своем лице и теле, на лице и теле мамы, куклы.
Одновременно с этим развивается мышечный аппарат экспрессивных зон лица и проводится обучение элементам мимических движений:
– развитие зоны бровей: учим опускать и поднимать брови, сдвигать их;
– развитие мышц губ: учим выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки;
– развитие мышц щек: учим надувать и втягивать щеки.
Часто детям сложно выполнять такие упражнения по причине невозможности подражания. Поэтому предлагается: подуть через соломинку в стакан с водой (губы вытянуты); «надуть шарик» щечками и сдуть его пальцами, нажимая ими на щеки.
Выполняем упражнение «снежинка (дождинка) на лице»:
– снежинка попала на лоб (поморщили лоб);
– снежинка попала на глаз (поморгали глазами);
– снежинка попала на нос (пошмыгали носом);
– снежинка попала на щеку правую, левую (надули правую, левую щеку);
– снежинка попала на губы (подвигали губами).
Развиваем мышечный аппарат, участвующий в жестовых и пантомимических движениях:
– развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учим класть голову на правое/левое плечо, грудь.
– развитие мышц плеч: поднимаем плечи вверх, опускаем их одновременно и попеременно;
– развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики, шнуровок, пристежки и др.
Следующим этапом работы является знакомство с базовыми эмоциями: радость, гнев, обида, страх, стыд, интерес. В работе с детьми нежелательно употреблять сложные термины. Поэтому вместо слова «эмоция» лучше использовать слово «чувство».
Знакомство с чувством начинается с рассказа или чтения эпизода из сказки, в котором герои испытывают это чувство. Например, рассказываем детям сказку «Курочка Ряба» и затем беседуем с ребенком:
– Какое настроение стало у дедушки и бабушки, когда прибежала мышка и яичко разбилось? Какое чувство они испытывали?
– Как курочка успокоила дедушку и бабушку? Какое настроение стало у дедушки и бабушки после этого? Что они стали чувствовать?
Сказки и рассказы подбираются с учетом возрастного и интеллектуального развития ребенка. После чтения рассказа задаем вопросы ребенку, помогая вспомнить основные события и переживания персонажей, помочь ребенку сопоставить их со своим личным опытом.
На следующем этапе обучаем правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией сюжетов изображенных на рельефных схематических изображениях (пиктограммах) с помощью осязания. Рельефные изображения эмоций наносятся на бумагу с помощью шила (иглы) или специальных фломастеров.
Поэтапно знакомим с мимическими и жестовыми выражениями.
При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастным нормам, дети 5–6 лет дифференцируют и произвольно воспроизводят эмоции радости, гнева, страха, обиды, стыда.
При знакомстве с чувством радости ребенка просят улыбнуться, развести руки в стороны. Спрашивают: «Когда тебе бывает радостно? Когда радостно бывает твоей маме? Как ты узнаешь, что маме радостно?»
Ребенок отвечает, что узнает по голосу, когда мама злится или радуется.
«А если мама молчит, как ты догадаешься о том, какое настроении у нее?» Здесь предлагаем дотронуться до уголков губ мамы (они подняты вверх).
При знакомстве с чувством гнева предлагаем ребенку сдвинуть брови к носу, сморщить нос. Для этого вспоминаем, как шмыгаем носиком во время насморка. При этом руки сжаты в кулаки. Предлагаем закончить предложение «чувство гнева – это когда…».
Таким образом, необходимо работать со всеми чувствами. При этом подвести ребенка к пониманию того, что чувства бывают разные и испытывают их все независимо от возраста.
На следующем этапе формируем у ребенка умение управлять своими эмоциями (чувствами). Проводим беседу о том, как например собака служит хорошему хозяину, если он умело ее тренирует, или хороший хозяин дома убирает все вещи на место. Также и люди: один может быть хорошим хозяином своих чувств, а другой нет. Тогда чувства будут управлять им. Подводим ребенка к пониманию того, что чувства могут меняться в течение дня. Для того чтобы пропали обида, гнев, страх, грусть, надо рассказать о них и вспомнить, что доставляет радость, удовольствие. Стараемся зафиксировать внимание на позитивных моментах жизни ребенка.
Занятия необходимо сопровождать элементами психогимнастики. Например, упражнение «Камень, веревка». Предварительно обследуем камень и веревку, сравниваем их. Сжимаем руки в кулачки (камень), расслабляем (веревочка). Выполняем упражнения «Оловянный солдатик и тряпичная кукла», «Огонь и лед».
Каждое занятие должно включать упражнения на развитие произвольности психических процессов и поведения. Например, «День-ночь», «Слон-бабочка», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Пылинки», «Четыре стихии», «Запретный номер» и другие .
Итогом работы с незрячими детьми является умение ребенка правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия; передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
Результатом нашей работы стало участие слепых детей в праздниках и досугах совместно со зрячими детьми, исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, чтение стихотворений для детей и родителей, успешное участие в конкурсе-фестивале « Мне через сердце виден мир».
Список литературы:
1. «Психология воспитания детей с нарушением зрения». Денискина В.З., Москва 2004 г.
2. «Коррекционная программа для слепых дошкольников. Коммуникативная деятельность». Автор-составитель В.Е. Боброва. С.-Петербург 1995 г.
3. «Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы». Автор – составитель Князева О.Л. Москва 2005 г.
4. «Психогимнастика». Чистякова М.И. Москва:Прсвещение: Владос 1995г.
5. «Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы «Лесенка радости». Хухлаева О. В. М.: Издательство "Совершенство», 1998.
6. «Развитие эмоционального мира детей». Кряжева Н.Л. Изд.: «Акадедия развития» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
в статье говорится о работе с дошкольниками с ОВЗ...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ТИПА.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10632972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","width":"197"}}]]Статья в сборнике материалов международной конференции " Инклю...
Инклюзивная практика в ДОО
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. что обеспечивает доступ к о...
Инклюзивная практика в группах комбинированной напрвленности
К разделу основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...