Образовательный маршрут
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Путятина  Ольга Геннадьевна

Образовательный маршрут - это образовательнаяпрограмма, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_1.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №322

Мухаматгалеева К.А.

___________________

Согласовано:

зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А.

Согласовано:

ст.воспитатель_______ Агаева А.В.

Согласовано:

Законный представитель ребенка

Ф.И.О .__________      __________

Индивидуальный маршрут развития

 (Младшая группа)

                                                                          Разработали:

Учитель-логопед: Дерезина Е.М.

Воспитатели: Путятина О.Г, Мусягина Н.И.

Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.

Педагог-психолог: Иванова Т.Н.

Музыкальный руководитель: Морозова Я.А.

Инструктор по физической культуре: Хитина О. А.

Особенности ребенка

Ф.И.О.:

Дата рождения –

Заключение ПМПК – ЗПР, ОНР I-II ур., недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями овладения активным словарем и гр. строем при достаточно сохранном понимании речи

Ребенок посещает ДОУ с 3 лет.

Не контактный, к детям, которых часто видит, не тянется. Мелкая моторика слабо развита. Манипулирует мелкими предметами, не осмысленно разбирает игрушки на части.

Выполняет некоторые движения по просьбе взрослого. Игрушки за собой убирает только под руководством взрослого.

Самостоятельно не одевается. Одежду с себя снимает. Вещи складывает в кабинку под руководством взрослого.

Выполняет некоторые трудовые поручения в сопровождении взрослого. Первое и второе блюдо не кушает самостоятельно, пьет из кружки. Пользоваться салфеткой не умеет.

Вместе со всеми детьми идет в туалет, подходит к унитазу. Моет руки и вытирает полотенцем под руководством взрослого.

Не может соотнести цвет и форму. Может сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству (найди такой же), группировать их по способу с помощью воспитателя.

Различает предметы, овощи, фрукты, посуду, но не может группировать.

Познавательный интерес зависит от настроения. Обучаемость затруднена. Необходимы разные виды помощи. Понимает, но не всегда выполняет инструкцию взрослого.

Не умеет раскатывать пластилин круговыми движениями, но отламывает его и наносит на готовую форму.

Не различает основные формы деталей строительного материала. Но умеет строить простые постройки.

Не узнает знакомые мелодии. Внимание частично нарушено. Не концентрирует внимание на указанном объекте.

В тихий час мальчик не спит.

У мальчика отсутствует потребность в общении со сверстниками, он их не замечает. Групповые, сюжетные, игры с правилами ребенок не воспринимает. Наблюдает за игрой детей.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.

Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.

Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 16 человек. Дети дружелюбно относятся к мальчику, общаются с ним, но не вовлекают в совместную деятельность, не предлагают помощь.

Цель:

Развитие личности ребенка в различных видах общения

и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и

физиологических особенностей.

Задачи: 

1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь.

2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру.

3. Развивать элементарные представления об окружающем.

4. Развитие умения подражать

5. Развитие и мелкой моторики

6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие

Развитие физической активности. развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. овладение подвижными играми с правилами

Овладение основными видами  движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Деятельностные пробы

Художественно-эстетическое развитие

Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина

Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

пропевает гласные звуки, отличает  разные муз. произведения. Приклеивает, мажет клеем , лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию

Пробы, участие в итоговом событии

Речевое развитие

Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Социально-коммуникативное

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Элементарные попытки самостоятельной игры

Наблюдение, фиксация времени

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работы узких специалистов

Специалист, область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Педагог-психолог

(развитие психических функций)

(Развитие навыков коммуникации)

1. Развитие восприятия:

-развитие умения выделять наложенные и зашумленные изображения;

-развитие умения воспринимать изображение целостно и отдельные его части;

- развитие подражания действиям педагога;

-развитие умения понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи");

- развитие звукоподражания животным, транспорту.

2. Развитие внимания:

- развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

- формирование умения работать за столом в течении 10 минут.

3. Развитие памяти:

- развитие умения запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения).

4. Развитие мышления:

- формирование понимания назначения предметов (одежда, посуда, мебель).

5. Развитие мелкой моторики:

- развитие умения раскрашивать изображение не заходя за его границы.

6.Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

- выполняет инструкции педагога;

- формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом;

- развитие взаимодействия ребенка в паре, подгруппе.

1. Ребенок выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения;

- умеет подражать действиям педагога;

- понимает и выполняет односложные, простые инструкции.

- понимает и выполняет односложные, простые инструкции;

- подражает звукам животных, транспорта

2. Ребенок

сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;

- ребенок работает за столом в течении 10 минут.

3.Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения).

4. Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

5. Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы.

6.Четко выполняет инструкции педагога;

- участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом;

- взаимодействует в паре с другим ребенком под контролем педагога.

1. Промежуточный мониторинг по блоку.

2. Наблюдение.

3. Промежуточныймониторинг по блоку.

. Промежуточный мониторинг по блоку.

5. Промежуточный мониторинг.

6. Итоговая

 диагностика.

Наблюдение.

Учитель-дефектолог

(познание)

Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Форм. -е  временных представлений и пространственной ориентировки.

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине.

Владеет количественными представлениями. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу).

Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

Музыкальный руководитель (музыкальные способности)

Развивать умение имитировать на музыкальном материале, развивать  двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их.  Формировать умение узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.  Способствовать развитию слуховых способностей реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, формировать певческие способности для подражания подпевания гласных.

Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

пропевает гласные звуки, отличает  разные муз. произведения.

Пробы, участие в итоговом событии

Инструктор по физической культуре (физическое развитие)

Учитель-логопед

(речевое развитие)

Развитие двигательной активности, выполнение упражнений по показу.

1.Развитие понимания речи:

-понимание функционального назначения предметов

-понимание глагольного словаря, словаря признаков и предлогов

-понимание категорий числа существительных

-понимание 2 и 3 ступенчатых инструкций

2.Обогащение, накопление и уточнение словарного запаса (предметный словарь, словарь действий и признаков)

3.Обучение проговариванию односложных, двух и трехсложных слов без стечения  согласных.

4. Стимулирование речевой активности:

-речевое сопровождение игр словами, фразой, предложениями.

-заучивание четверостиший

-развитие модуляции и силы голоса

-формирование речевого выдоха

5. Звукопроизношение:

-автоматизация в слогах, словах и фразах сохранных звуков

-постановка и автоматизация губных звуков

-подготовка к постановке, постановка, автоматизация свистящих звуков

6. Формирование артикуляционной моторики:

-статические движения

-динамические движения.

Правильное выполнение упражнений.

1.Сформирован-ность понимания обращенной речи в полном объеме.

2.Расширение словарного запаса, его использование в активной речи ребенка.

3.Самостоятельное проговаривание слов простой слоговой структуры.

4. Использование в активной речи слова, фразу и предложения.

5.Улучшение разборчивости речи. Четкое и правильное проговаривание поставленных звуков.

6. Улучшение объема, амплитуды, длительности выполнения артикуляционных движений.

Деятельностные пробы

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • игровая деятельность
  • двигательная активность,
  • предметно-манипулятивная деятельность
  • самообслуживание
  • действия на основе образца, конструирование
  • музыкальная
  • изобразительная

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование активности речи
  • игровая деятельность
  • развитие через искусство
  • метод от простого к сложному

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день /постепенное увеличивание времени пребывания в детском саду от двух часов до полного дня

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда
  • Дефектолога
  • Психолога
  • Дополнительные индивидуальные занятия по музыке  и физкультуре
  • Врач-невролог

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий

Специалист

Занятия

дефектолог

Среда  (подгрупповое занятие) 1 раз/нед.

психолог

Занятия с ребенком с февраля 2017г;

Форма занятий: индивидуальная; подгрупповая.

музыка

Понедельник  (подгрупповое занятие) 1 раз/нед.

физкультура

логопед

Групповые занятия во вторник и в четверг, индивидуально 3 раза в неделю

3. Индивидуальный подход на групповых занятиях

- адаптация содержания по  типу упрощения

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ

-многократное повторение материала

-частая смена видов деятельности

-умеренный темп

-визуальная поддержка инструкций.

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях

Музыка, шум без ограничений

Детский сад

 специалисты, воспитатель

Изменение в помещении

Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение)

Детский сад

Воспитатель

Материалы для нормализации тонуса

Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации,  музыкальные диски, комплекс упражнений

Детский сад

 Воспитатель, логопед

Визуальная поддержка

Подкрепление на доске

Детский сад

воспитатель, логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм.

Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать.

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

воспитатель, дефектолог, специалисты

Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2017г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями со стороны воспитателей

Работа с родителями со стороны логопеда

изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,   развития ребенка, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитания ребенка;

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения Вовы и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком;

•привлечение семьи воспитанника к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье.

•привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на ситуативность речевого высказывания, развитие  понимания обращенной речи (функциональное назначение предметов, предлогов и др.), формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речевого высказывания, развитию диалогической речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма, который проявляется в детском саду.

•акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях.

Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду.

Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выстаки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование
«Возрастные особенности детей 3-4 года жизни». Консультирование «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Индивидуальные беседы, мастер - классы по развитию познавательной деятельности, по развитию мелкой моторики рук. Наглядная информация, плакаты, памятки. Формирование культурно-гигиенических навыков. Изготовление дидактических игр для развития познавательной и речевой активности.

•консультации, мастер-классы, беседы.

• консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных.

Работа с детьми группы

- Приобщение детей группы к помощи и поддержке ребенка в совместной  деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;

- Формирование коммуникативных навыков в общении с ребенком;

- Объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка, выявления причин, настроения.

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
  • Беседы по познавательному развитию;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
  • Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».

Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники  5 -6 лет.Автор:...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».

Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...