Образовательный маршрут
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Образовательный маршрут - это образовательнаяпрограмма, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №322
Мухаматгалеева К.А.
___________________
Согласовано:
зам. зав. по ВМР _____Ивлева О.А.
Согласовано:
ст. воспитатель_______ Агаева А.В.
Согласовано:
Законный представитель ребенка
Ф.И.О.____________________
Индивидуальный маршрут развития
(Средняя группа)
Разработали:
Учитель-логопед: Астаева Н.Н.
Воспитатели: Путятина О.Г, Мусягина Н.И.
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Педагог-психолог: Иванова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Морозова Я.А.
Инструктор по физической культуре: Машенькина А.В.
Особенности ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения
Заключение невролога – ЗРР, ЗПР: моторная алалия
Заключение учителя-логопеда – ОНР I ур.
Ребенок посещает ДОУ с 3 лет.
Контакт устанавливает легко, мальчику в детском саду нравится.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянно удерживать внимание, менять виды деятельности.
Речь лепетная, малопонятная окружающим. Пассивный словарь шире активного. Показывает предметы, действия, признаки предметов. Обращенную речь понимает не всегда. Представляет трудность выполнения заданий, связанных с пониманием функционального назначения предметов, понимание падежных вопросов.
Мелкая моторика требует дальнейшего развития.
Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний. По просьбе взрослых может произнести двухсложные слова (мама, папа, баба, тата, ляля, оля, толя, коля - ). Широко использует жесты и мимику. Звукопроизношение характеризуется нарушением четкости, внятности, невозможностью произнесения многих звуков.
Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая. Пытается повторить движения за педагогом. Нарушены объем, точность, активность, переключаемость движений губ и языка. Грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка.
Интеллектуальные умения - знает и показывает формы (круг, квадрат, треугольник), соотносит цвета, соотносит пары предметов. Не находит по слуху пары музыкальных инструментов. Показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины, так как не понимает инструкции.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.
Работоспособность стабильная, выполняет трудовые поручения с удовольствием. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Саморегуляция поведения развита, поддается организации.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, социально-коммуникативные навыки развиты, активно взаимодействует с детьми.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Продолжать работать по познавательной и речевой деятельности. Используем следующие виды помощи (повтор, показ, наводящие вопросы). Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Навыки самообслуживания недостаточно сформированы –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 15 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь, учат повторять отдельные слова.
Цель:
Развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи:
1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь.
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
3. Развивать элементарные представления об окружающем.
4. Развивать умения подражать
5. Развивать мелкую моторику
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие: | Развитие физической активности. развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. овладение подвижными играми с правилами. | Овладение основными видами движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. Формировать умения рисовать самостоятельно, по показу, приклеивать готовые формы, лепить простые предметы из пластилина. Учить умению пользоваться ножницами. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведения. Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Расширять степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с наглядным материалом, введение способов альтернативной коммуникации. | Выполняет некоторые инструкций. Показывает на карточке действия, сопровождая речью. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучать умениям соотносить, конструировать по образцу, обучать навыкам элементарной классификации, формировать способам действий с учетом величины, развивать умения собирать простые разрезные картинки, пазлы. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы. Строит постройку по образцу. Собирает вкладыши, пазлы, разрезные картинки. | Деятельностные пробы |
Социально-коммуникативное | Формировать умения работать за столом не менее чем 15-20 минут, находить взаимодействие с педагогом, удерживать контакт со сверстниками. Формировать навыки элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности. | Работает за столом не менее 15-20 минут, удерживает контакт. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку. Умеет играть самостоятельно. | Наблюдение, фиксация времени Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
Специалист, область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Педагог-психолог (развитие психических функций) (игровая деятельность) | 1. Развитие восприятия: - продолжать развивать звукоподражание животным, транспорту; - продолжать развивать представления о сенсорных эталонах
- дифференциация звуков; - построение звукового ряда за педагогом. Тактильное восприятие: - формировать умения различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. 2. Развитие внимания: - развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут; - формирование умения работать за столом в течении 10-15 минут; - развитие умения находить такую же картинку (одинаковую); -развитие умения находить явные отличия (до 5-8 отличий). 3. Развитие памяти: - развитие умения запоминать зрительно 6 несвязанных друг с другом предметов (изображений); - развитие умения выделять конкретное время года и подбирать к нему подходящие картинки-признаки; - развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложения). 4. Развитие мышления: -развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей. - формирование категорий (посуда, фрукты, овощи, одежда); - исключает лишнее изображение (простые картинки). 5. Развитие саморегуляции: - развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. 6. Развитие мелкой моторики: - развитие умения раскрашивать изображение не заходя за его границы пальчиковыми красками и карандашом. - продолжать развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Продолжать развивать взаимодействие ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом; - организация элементарной игровой деятельности в паре с ребенком под контролем педагога (поделись игрушкой, давайте сделаем вместе). | - подражает звукам животных, транспорта. - находит и показывает квадрат и треугольник среди других геометрических фигур; - называет и показывает цвета: зеленый, коричневый, фиолетовый. оранжевый, серый; - находит вышеуказанные цвета в окружающем пространстве. - различает на слух сколько звуков было издано на инструменте, выкладывает цифру, соответствующую количеству звуков; - повторяет за педагогом определенный звуковой ряд. - различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. 2. Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом; - находит такую же картинку (одинаковую); - находит явные отличия (до 5-8 отличий). 3. Зрительно запоминает 6 несвязанных друг с другом предметов (изображений). -выделяет конкретное время года и подбирает к нему подходящие картинки-признаки; - развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложения). -развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей. - знает предметы относящиеся к категориям: посуда, овощи, фрукты, одежда. - исключает лишнее изображение по категориям: посуда, овощи, фрукты, одежда. - применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). 5. Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. 6. Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы. - умеет нанизывать бусы. Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. - принимает участие в элементарной игровой деятельности в паре с ребенком под контролем педагога (поделись игрушкой, давайте сделаем вместе). | 1. Наблюдение 2. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. 3. Промежуточныймониторинг по блоку. 4. Промежуточный мониторинг по блоку. 5. Наблюдение. 6. Промежуточный мониторинг. 7. Итоговая диагностика. |
Учитель-дефектолог (познание) | Восприятие цвета, формы, величины развито на среднем уровне. Элементарные математические представления несколько ниже возр.норм-в. Ориентировка в пространстве и времени сформирована не достаточно. Ручная умелость, графические навыки требуют дальнейшего совершенства. Пути решения: Учить выделять цвет, форму, величину в окружающем мире. Развивать элементарные математические представления, в соответствии с программными требованиями. Развивать временные представления, совершенствовать навыки пространственной ориентировки. Закрепить сформированные графические навыки. | Узнаёт, соотносит, называет и выделяет в окружающем мире основные цвета и оттенки, плоскостные и объёмные фигуры, предметы по величине в соответствии с возрастными требованиями. Владеет количественными представлениями. Владеет временными понятиями (утро-день-вечер-ночь). Зима-лето. Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу и т.д). В совершенстве владеет карандашом. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Музыкальный руководитель (музыкальные способности) | Продолжать развивать имитации на музыкальном материале, развивать двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Формировать умение узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Способствовать умению реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных Формировать умение навыков игры в сюжете. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, различает разные муз. произведения | Пробы, участие в итоговом событии |
Инструктор по физической культуре (физическое развитие) | Развитие умения ходьбе на полной стопе, бег по дорожке, по ограниченной поверхности. Научить прыжкам на двух ногах, ползанию на четвереньках по скамейке, ловить и подбрасывать мяч двумя руками. | Расширились умения ходить по ограниченной поверхности без помощи взрослого. Ваня научился подкидывать и ловить мяч двумя руками. Научился прыгать на двух ногах с продвижением вперед, играть в игры с правилами. | Деятельностные пробы |
Учитель-логопед (речевое развитие) | 1. Расширять объем понимания речи (понимание функционального назначения предметов, понимание глагольного словаря, словаря признаков, понимание категорий числа существительных. Понимание 2,3 ступенчатых инструкций. 2.Оречевление бытовых ситуаций. Понимание вопросов: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ГДЕ? Употребление слов пространственного расположения: здесь, там. 3. Обогащение, накопление и уточнение словарного запаса (предметный словарь, словарь действий и признаков) 4. Обучение проговариванию --двусложных слов с ударением на 1-ом, на 2-ом слоге. -односложных слов (дом, мяч, пой) -3-х сложных слов с открытым слогом (машина, собака). -2-х сложных со стечением согласных (кошка, ложка, мишка) 5.Стимулирование речевой активности: - речевое сопровождение игр звукоподражаниями и словами. -развитие модуляции и силы голоса -формирование речевого выдоха - дифференциация звуков; - построение звукового ряда за педагогом. 6. Звукопроизношение: -автоматизация в слогах сохранных звуков. -постановка и автоматизация звуков раннего генеза 7.Развитие артикуляционной и мелкой моторики | Ваня научится: 1.Понимать обращенную речь в полном объеме 2. Выражать просьбу фразой: Дай пить. Мама, на. Идём гулять. Употреблять двусоставные конструкции: Это мама. Это нос. Вот дедушка. Там зайка. 3.Расширение словарного запаса, его использование в активной речи 4. проговаривать слоги и слова простой слоговой структуры 5. Использовать в активной речи слов и фраз. Различать на слух сколько звуков было издано на инструменте, выкладывает цифру, соответствующую количеству звуков 6.Четкому и правильному проговариванию поставленных звуков 7. Выполнять весь комплекс артикуляционной гимнастики. Работать с прищепками, шнуровками, нанизыванием бус; | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- игровая деятельность
- двигательная активность,
- предметно-манипулятивная деятельность
- самообслуживание
- действия на основе образца, конструирование
- музыкальная
- изобразительная
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование активности речи
- игровая деятельность
- развитие через искусство
- метод от простого к сложному
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
- Дефектолога
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
- Врач-невролог
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График | |
дефектолог | Подгрупповое занятие(среда) 1 раз/нед. | |
психолог | Занятия с ребенком с октября 2017 г; Форма занятий: индивидуальная. | |
музыка | Подгрупповое занятие 1 раз/нед. | |
физкультура | Подгрупповое занятие 1 раз/нед. | |
логопед | Групповые занятия по расписанию, индивидуально 3 раза в неделю |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании деятельности учитывать индивидуальные особенности ребенка
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы учитывать индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ
-многократное повторение материала
-частая смена видов деятельности
-умеренный темп
-визуальная поддержка инструкций.
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений | Детский сад | специалисты, воспитатель |
Изменение в помещении | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение) | Детский сад | Воспитатель |
Материалы для нормализации тонуса | Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации, музыкальные диски. | Детский сад | Воспитатель, логопед |
Визуальная поддержка | Наглядный материал | Детский сад | воспитатель, логопед |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм. Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации программы – 9 месяцев. Пересмотр программы – май 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задачи | Формы |
Работа с родителями со стороны воспитателей Работа с родителями со стороны логопеда | •изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития ребенка, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; •знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитания Бутенко Ивана; •информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения Ивана и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; •создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; •привлечение семьи воспитанника Бутенко Ивана к участию в совместных с педагогами мероприятиях; •поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье. •привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма. •акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи. | Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду. Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выстаки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование •консультации, мастер-классы, беседы. • консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных. |
Работа с детьми группы
- Приобщение детей группы к помощи и поддержке ребенка в совместной деятельности в игровой форме, в речевой активности, в творческой деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков в общении;
- Объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка, выявления причин, настроения.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
- Беседы по познавательному развитию;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
- Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590055-1423496391.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-46883-1666469436.jpg)
Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».
Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-242207-1515603521.jpg)
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-603408-1540917106.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники 5 -6 лет.Автор:...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-860941-1480741953.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-286824-1543222839.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-966998-1607279147.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».
Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...