Консультация на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»
консультация по психологии

Киселева Елена Алексеевна

Психологическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека, необходимым условием его полноценного развития. Оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Как говорил Сократ: «Тело не болеет отдельно и независимо от души». Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье, могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih.zdorove.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»

Психологическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека, необходимым условием его полноценного развития. Оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Как говорил Сократ: «Тело не болеет отдельно и независимо от души». Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье, могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Как же должен выглядеть психологически здоровый человек? Психологическое здоровье – состояние душевного равновесия и физического благополучия (комфорта), отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов), совокупность способностей и качеств, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме, принимать адекватные решения и справляться с жизненными проблемами.

 Фундамент личности, формирование ее основных качеств, а именно физического и психического здоровья, культурного, нравственного и интеллектуального потенциала закладывается уже в детском возрасте, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Психическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными эмоциями и закреплением первых в чертах характера и личности детей. Как вы считаете, уважаемые коллеги, в каком качестве закрепляются положительные эмоции у дошкольников? В качестве положительной самооценки, доброжелательности, уверенности в себе и в своих силах.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки меньше взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. От недостатка общения дети становятся более эгоистичными и переутомленными. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативного отношения друг к другу могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и других специалистов ДОУ, направив их на обеспечение благоприятного психологического микроклимата.

Условно состояние психического здоровья ребенка можно разделить на три уровня: высокий, средний и низкий уровень.

- К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

-К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

-К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Каковы же факторы риска психологического здоровья детей?

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается психологическая защищенность, т. е. осознание ребенком того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уважают его чувства и желания, постоянно проявляют интерес к делам ребенка, поддерживать его успехи, то он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Невнимание к ребенку, неуважение к личности лишают возможностей его самореализации в будущем. Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.

   Как же может проявляться стрессовое состояние у ребенка?

-трудности с засыпанием, неспокойный сон;

-частая усталость;

-участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);

-участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;

-беспокойство, непоседливость;

-частое проявление упрямства, капризов;

-навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец;

-стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;

-стремление к уединению;

-невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.

-дневное или ночное недержание мочи.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

            Поэтому нам, взрослым, во взаимоотношениях с детьми необходимо тонко подбирать эмоциональные формы воздействия, создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства, всячески оказывать психологическую поддержку воспитанникам в период их пребывания в ДОУ.

Но прежде, чем говорит о приемах и формах психологической поддержки, выполним с вами одно практическое упражнение.

Упражнение «Тонкая бумага»

/Каждому участнику раздается по листу бумаги, выполняют указания ведущего. /

- Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

-У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? Каков смысл задания?

-Каждый понимает инструкцию по-своему, потому что все мы разные, индивидуальные.

Объясняя задания детям или давая поручения, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Кто-то понял быстро и точно, кому-то необходимо повторить задание несколько раз, а некоторые дети нуждаются в дополнительной помощи.                       

Вот тут и необходима психологическая поддержка- процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных личностных особенностях ребенка, учитывает его индивидуальные особенности и способности с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Это позволит заложить крепкую базу для его благополучия во взрослой жизни.  Основными составляющими психологической поддержки являются способы личностного взаимодействия с ребенком: безусловное принятие и позитивное внимание.  Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и не вербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Поддержанию нормального здоровья ребенка способствует такая форма психологической поддержки, как речевые установки – совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка взрослым и способов поведения с ним. Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Например, часто можно слышать раздраженные высказывания взрослых в адрес расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».

-Какое воздействие оказывает эта реплика? (Негативное воздействие, т. к. ребенок может почувствовать свою ненужность, предательство со стороны родителей)

-Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят взрослые в этом случае? «Убери свои игрушки, ты же взрослая девочка»

-Это позитивная или негативная установка? (Позитивная, т. к. подчеркивается самостоятельность ребенка.) А негативной в этом случае будет какая установка? (Угроза выкинуть игрушки или отдать другим детям.)  В этом случае можно предложить ребенку устроить соревнование: кто быстрее уберет свои вещи.

Цель речевых установок в группе детского сада- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Например, - Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
 - Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
 - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
  Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим". Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен сделать следующее:

·         забыть о прошлых неудачах ребенка;

·         помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·         позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

·         помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения, а в течение дня предоставлять немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Например, предложить ребенку выполнить те задания, с которыми он способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех детям, родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для осуществления психологической поддержки ребенка необходимо следующее:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком, демонстрировать оптимизм.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь создавать ситуацию успеха для ребенка.

6. Уметь взаимодействовать с ребенком, внести юмор во взаимоотношения с ним.

7. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

9. Принимать индивидуальность ребенка.

10. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того, какие взрослые их окружают. Эмоциональное благополучие педагога- это одно из условий положительного эмоционального состояния детей. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо уметь управлять своими эмоциями, устраивать себе психологические разгрузки, которые помогут ему снимать излишнее эмоционально напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: «Психологическое здоровье дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Выступление психолога на родительском собрании...

Консультация для родителей "Психологическое здоровье дошкольника"

В  наше  насыщенное  инновациями  время  мы - родители,  порой  не  успеваем  за  всеми  понятиями,  которые  касаются  здоровья...

Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника»

Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника» Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между чело...

Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»

План1. Психологическое здоровье человека.2. Специфика психологического здоровья ребенка.3. Факторы риска психологического здоровья детей.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....

Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"

Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"...