РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Многочисленные программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей основе изучения физических, психологических и возрастных особенностей. Именно дошкольный возраст важный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно-волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки - это значимые предпосылки для успешного обучения вашего ребёнка и успешного его взаимодействия с коллективом детей и взрослых и обучения в школе в будущем. Под психологической готовностью к школе слабослышащего ребенка понимается - уровень психологического развития и сформированость нравственно- волевых навыков.
Самостоятельность имеет связь с нравственными и волевыми элементами поведения ребенка, с проявлениями. Но самостоятельность не возникает спонтанно, вдруг и неожиданно. Ее можно и нужно формировать, воспитывать с самого раннего возраста. Также важно понимать, как это делать, какими методами и приемами пользоваться, учитывая возрастные особенности детей. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Советские ученые приходят к выводу, что к развитию самостоятельности ведет, так называемое, «обобщенное подражание» и, что уже в дошкольном возрасте ребенок не только «воспроизводит», «копирует» и исполняет, но и творчески действует.
У старших дошкольников самостоятельность в большей степени проявляется в совместной деятельности. Как показано в исследовании К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности является умение организовать и завершать собственную деятельность, желание вступить в контакт со сверстниками, умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении, стремление к применению к себе тех средств, которые использовал по отношению к нему взрослый
С учетом того, что развитие самостоятельности идет услабослышащих детей разными темпами, широко используются внешние, наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса ручного труда, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и пр. Оперируя данными средствами, старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов.
При этом воспитатель развивает волю и настойчивость детей, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на получение высокого результата и его оценку.
Педагог или родители целенаправленно расширяет область применения детьми самостоятельных действий. Он стремится выработать у каждого ребенка активную позицию в коллективе и направить развивающуюся самостоятельность на проявление помощи и заботы об окружающих, на установление дружеских отношений со сверстниками, способствует обогащению нравственного содержания опыта самостоятельного поведения, формированию нравственной мотивации поступков.
Слабослышащий ребёнок научится проявлять волю и самостоятельность, если вы создадите для этого условия и будете сами поощрять самостоятельность ребёнка!
1. Ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
2. Направляйте ребёнка, помогайте ему в достижении цели. Описывайте, как цель можно достичь.
3. Приучайте ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Если ребёнок говорит: У меня не получается, я не буду это делать! Спокойно скажите ему: Что именно у тебя не получается? Давай посмотрим, покажи, как ты это делаешь? И затем вместе с ребёнком выполните задание.
4. Воспитывайте в ребёнке стремление к достижению результата своей деятельности: в рисовании, играх-головоломках, шашках-шахматах, заданиях из сада и школы. Обязательно хвалите ребёнка за его успехи!
5. Учите ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата. Говорите ему: Как ты будешь выполнять это задание? Что ты сделаешь сначала? А что потом? А что ты хочешь получить в конце, что у тебя должно получиться?
6. Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять). Ты сделал это задание? Давай я проверю, всё ли ты правильно сделал.
При воспитании воли и самостоятельности ребёнка очень важно воспитывать в нём дисциплинированность – то есть подчинение твёрдо установленному порядку. В первую очередь необходимо начать с себя, своим поведением показывать проявление волевых качеств, самостоятельности и дисциплинированности.
Условия воспитания самостоятельности через дисциплинированну:
Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.
Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.
Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.
Единство требований к детям со стороны всех взрослых.
Справедливое отношение взрослых к детям.
Положительный пример взрослых, их авторитет.
Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.
Воспитание самостоятельности у слабослышащих.
Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются беседы-рассуждения с использованием конструктивных картин, на основе какой-либо реальной ситуации (посмотри, как ведёт себя этот мальчик. Как ты считаешь, что нужно сделать мальчику? И т.д).
В дошкольном и младшем школьном возрасте помочь воспитать самостоятельность вам поможет чтение художественных произведений. Рекомендуем следующие рассказы:
В.Степанов Умелые помощники ,
М.Зощенко Глупая история ,
Н. Носов Заплатка ,
Т.Караманенко Ножки не идут .
Очень важно создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, а также избегать мелочной опеки и контроля.
Чаще доверяйте своему ребенку выполнение различных дел. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности, например: Помою обувь не только себе, но и друзьям, папе с мамой , Для всех сделаю бутерброды и т.д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛИ И УСИДЧИВОСТИ РЕБЁНКА:
1. Корректурные пробы Бурдона (детские варианты)
2. Собирание разрезанных картинок (пазлов)
3. Развязывание узелков, зашнуровывание ботинок
4. Развивающие игры Монтессори (деревянные игрушки с дырочками, к которым необходимо деревянной иглой со шнурочком пришить что-либо)
6. Игры ЛЕГО или другой конструктор
7. Работа с бусами (на нитку нанизываем бусины, макароны и т.д.)
8. Выполнение задания по времени: Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1 . Тебе нужно рисовать до тех пор, пока стрелка подойдет к цифре 4 .
9. Выполнение задания по инструкции: Нарисуй одну строчку кружков или Сядь на стульчик и сосчитай до десяти. Только после этого ты можешь встать .
10. Задания с нарастанием усилия: Нарисуй один квадратик, только постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал? А теперь нарисуй еще один, такой же красивый и даже еще лучше.
11. Ребёнок учится выбирать: Какой дорогой мы пойдём домой из садика? А почему ты хочешь пойти этой дорогой? , Какую кофточку ты хочешь сегодня надеть. А почему? . Как нужно поступить в этой ситуации? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы я поступила: угадай!
Детская самостоятельность возникает из потребности активного поведения. Эта потребность вызывает у ребенка стремление к самостоятельному применению усвоенных знаний, навыков, к физическим усилиям, сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. Показателями самостоятельности слабослышащего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат адекватной поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Литература и источники:
1. Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет/ Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
2. Борисенко, М.Г. Игры с малышом для развития самостоятельности /М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 64 с.
3. Вологодская, О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!/ О.П. Вологодская. – М.: Издательство Центрполиграф, 2012. – 191 с.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра дошкольной педагогики; [Редкол.: профессора, кандидаты педагогических наук Бабаева Т.И. (отв. ред.), Михайлова З.А.]. – СПб: Детство-Пресс, 2000. – 191 с.
5. Речицкая Е. Г., Кулакова Е. В. Готовность Слабослышащих Детей Дошкольного Возраста К Обучению В Школе/ ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ ОСНОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Многочисленные программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей основе изучения физических, психологических и возрастных особенностей. Именно дошкольный возраст важный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно-волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки - это значимые предпосылки для успешного обучения вашего ребёнка и успешного его взаимодействия с коллективом детей и взрослых и обучения в школе в будущем. Под психологической готовностью к школе слабослышащего ребенка понимается - уровень психологического развития и сформированость нравственно- волевых навыков.
Самостоятельность имеет связь с нравственными и волевыми элементами поведения ребенка, с проявлениями. Но самостоятельность не возникает спонтанно, вдруг и неожиданно. Ее можно и нужно формировать, воспитывать с самого раннего возраста. Также важно понимать, как это делать, какими методами и приемами пользоваться, учитывая возрастные особенности детей. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Советские ученые приходят к выводу, что к развитию самостоятельности ведет, так называемое, «обобщенное подражание» и, что уже в дошкольном возрасте ребенок не только «воспроизводит», «копирует» и исполняет, но и творчески действует.
У старших дошкольников самостоятельность в большей степени проявляется в совместной деятельности. Как показано в исследовании К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности является умение организовать и завершать собственную деятельность, желание вступить в контакт со сверстниками, умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении, стремление к применению к себе тех средств, которые использовал по отношению к нему взрослый
С учетом того, что развитие самостоятельности идет услабослышащих детей разными темпами, широко используются внешние, наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса ручного труда, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и пр. Оперируя данными средствами, старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов.
При этом воспитатель развивает волю и настойчивость детей, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на получение высокого результата и его оценку.
Педагог или родители целенаправленно расширяет область применения детьми самостоятельных действий. Он стремится выработать у каждого ребенка активную позицию в коллективе и направить развивающуюся самостоятельность на проявление помощи и заботы об окружающих, на установление дружеских отношений со сверстниками, способствует обогащению нравственного содержания опыта самостоятельного поведения, формированию нравственной мотивации поступков.
Слабослышащий ребёнок научится проявлять волю и самостоятельность, если вы создадите для этого условия и будете сами поощрять самостоятельность ребёнка!
1. Ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
2. Направляйте ребёнка, помогайте ему в достижении цели. Описывайте, как цель можно достичь.
3. Приучайте ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Если ребёнок говорит: У меня не получается, я не буду это делать! Спокойно скажите ему: Что именно у тебя не получается? Давай посмотрим, покажи, как ты это делаешь? И затем вместе с ребёнком выполните задание.
4. Воспитывайте в ребёнке стремление к достижению результата своей деятельности: в рисовании, играх-головоломках, шашках-шахматах, заданиях из сада и школы. Обязательно хвалите ребёнка за его успехи!
5. Учите ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата. Говорите ему: Как ты будешь выполнять это задание? Что ты сделаешь сначала? А что потом? А что ты хочешь получить в конце, что у тебя должно получиться?
6. Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять). Ты сделал это задание? Давай я проверю, всё ли ты правильно сделал.
При воспитании воли и самостоятельности ребёнка очень важно воспитывать в нём дисциплинированность – то есть подчинение твёрдо установленному порядку. В первую очередь необходимо начать с себя, своим поведением показывать проявление волевых качеств, самостоятельности и дисциплинированности.
Условия воспитания самостоятельности через дисциплинированну:
Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.
Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.
Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.
Единство требований к детям со стороны всех взрослых.
Справедливое отношение взрослых к детям.
Положительный пример взрослых, их авторитет.
Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.
Воспитание самостоятельности у слабослышащих.
Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются беседы-рассуждения с использованием конструктивных картин, на основе какой-либо реальной ситуации (посмотри, как ведёт себя этот мальчик. Как ты считаешь, что нужно сделать мальчику? И т.д).
В дошкольном и младшем школьном возрасте помочь воспитать самостоятельность вам поможет чтение художественных произведений. Рекомендуем следующие рассказы:
В.Степанов Умелые помощники ,
М.Зощенко Глупая история ,
Н. Носов Заплатка ,
Т.Караманенко Ножки не идут .
Очень важно создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, а также избегать мелочной опеки и контроля.
Чаще доверяйте своему ребенку выполнение различных дел. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности, например: Помою обувь не только себе, но и друзьям, папе с мамой , Для всех сделаю бутерброды и т.д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛИ И УСИДЧИВОСТИ РЕБЁНКА:
1. Корректурные пробы Бурдона (детские варианты)
2. Собирание разрезанных картинок (пазлов)
3. Развязывание узелков, зашнуровывание ботинок
4. Развивающие игры Монтессори (деревянные игрушки с дырочками, к которым необходимо деревянной иглой со шнурочком пришить что-либо)
6. Игры ЛЕГО или другой конструктор
7. Работа с бусами (на нитку нанизываем бусины, макароны и т.д.)
8. Выполнение задания по времени: Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1 . Тебе нужно рисовать до тех пор, пока стрелка подойдет к цифре 4 .
9. Выполнение задания по инструкции: Нарисуй одну строчку кружков или Сядь на стульчик и сосчитай до десяти. Только после этого ты можешь встать .
10. Задания с нарастанием усилия: Нарисуй один квадратик, только постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал? А теперь нарисуй еще один, такой же красивый и даже еще лучше.
11. Ребёнок учится выбирать: Какой дорогой мы пойдём домой из садика? А почему ты хочешь пойти этой дорогой? , Какую кофточку ты хочешь сегодня надеть. А почему? . Как нужно поступить в этой ситуации? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы я поступила: угадай!
Детская самостоятельность возникает из потребности активного поведения. Эта потребность вызывает у ребенка стремление к самостоятельному применению усвоенных знаний, навыков, к физическим усилиям, сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. Показателями самостоятельности слабослышащего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат адекватной поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Литература и источники:
1. Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет/ Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
2. Борисенко, М.Г. Игры с малышом для развития самостоятельности /М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 64 с.
3. Вологодская, О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!/ О.П. Вологодская. – М.: Издательство Центрполиграф, 2012. – 191 с.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра дошкольной педагогики; [Редкол.: профессора, кандидаты педагогических наук Бабаева Т.И. (отв. ред.), Михайлова З.А.]. – СПб: Детство-Пресс, 2000. – 191 с.
5. Речицкая Е. Г., Кулакова Е. В. Готовность Слабослышащих Детей Дошкольного Возраста К Обучению В Школе/ ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014
6. http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-razvitie-samostojatelnosti-rebenka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....
«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март
laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март...
Развитие нравственно – волевых качеств у дошкольников
Использование подвижных игр в развитии волевых качеств дошкольников...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».
Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...
Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»
О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях...
Развитие нравственно- волевых качеств дошкольников посредством игр.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка....