Музыка в оздоравливании дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка в оздоравливании дошкольников
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества.
Организация музыкальной деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Даже в грудном возрасте, услышав музыку, малыши перестают плакать и, кажется, двигают ручками и ножками в такт. Именно слушание музыки является приоритетным в музыкальном воспитании, так как обогащает и расширяет эмоциональный мир ребёнка.
Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Восприятие — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.
Слушание (восприятие) — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. Кроме того, слушание — активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Музыкально-ритмические движения.
Движение — это естественное состояние для развития ребёнка. Во время движения под музыку у детей развивается мышечное чувство, двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии.
Что даёт ритм:
- правильное дыхание;
- регулирует пульс, моторику и химические процессы при обмене веществ;
- эффект концентрации и релаксации.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга находятся рядом, поэтому активизация речи помогает успешности в движении и наоборот.
По тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настроении. Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности он приобретает. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Ограничение ребенка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Большое значение придается выполнению дошкольниками музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно. Эти сложные задачи решаются совместно с воспитателями с учетом таких педагогических принципов, как систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Влияние музыки так же велико и в логоритмике. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные). В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Пение. Обучая детей пению, надо не только обращать внимание на правильную посадку, но и формировать правильное дыхание.
Важно:
- научить ребёнка носовому дыханию;
- определить диапазон в соответствии возраста ребёнка и стремиться систематически его укрепить;
- создать благоприятную «звуковую атмосферу»;
- учитывать физическое состояние ребёнка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата.
Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли свой голос.
Важно, чтобы дети не перегружали свой голос, связки не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.
Для защиты певческих голосов используются :
- разнообразные дыхательные упражнения,
- сочетание пения и пассивного движения,
- чтение на распев,
- ритмическое чтение.
Результаты пения:
- развитие и укрепление лёгких;
- развитие координации голоса и слуха;
- улучшение детской речи;
- улучшение общего состояния организма ребёнка;
- улучшение психоэмоционального состояния, кровообращения, дыхания.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5–6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т. к. в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 2–3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, т. к. при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать положения «сидя», «стоя». Постоянное пение стоя утомляет детей, мешает созданию спокойной удобной обстановки. Длительное пение сидя так же вредно, т. к. вызывает застой крови, главным образом в нижней части тела. При пении сидя недостаточно расширяется грудная клетка, слабо работают дыхательные мышцы, что ведет за собой ослабленное поверхностное дыхание. Смена положений при пении является своего рода разрядкой и снижает утомление, если таковое появляется. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Они следят за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
На музыкальных занятиях наряду с разработками Б.Толкачева и К.Бутейко возможно использование несложных упражнений А.Н. Стрельниковой.
Распевание
Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.
Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке [1]. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению
Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков –
Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (шумовых), помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты — все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Таким образом, изучив научно-теоретические основания здоровьесбережения детей средствами музыкальной деятельности можно сделать вывод, что оздоровительный эффект воздействия музыки на организм дошкольника не оспорим.
Релаксация. Релаксация необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает: восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление; подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя; шелест листвы и ветра, ребенок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.
Музыкотерапия – важная составляющая всей оздоровительной работы ДОУ.
Эффективность влияния музыки на сохранение здоровья ребенка уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. В настоящее время музыкотерапии является официальным направлением в медицине. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что детский организм гармонизирует звук «ля» первой октавы. Что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.
Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний.
В лечении гастрита помогает «Соната №7» Бетховена.
Головную боль снимает «Полонез» Огинского.
Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона. Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
Таким образом, на музыкальных занятиях у детей развивается:
1. стремление к творческой деятельности,
формируются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
2. Вырабатываются умения правильно и красиво двигаться, дышать, держать осанку и равновесие, координировать слуховые и двигательные навыки.
3. Через пластику движений укрепляются различные группы мышц: ног, рук, живота, спины, плечевого пояса. Значит укрепляется общее здоровье ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...
Использование гимнастики Цигун в оздоравливании дошкольников
Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей и взрослых....
Сценарий мероприятия "С днем рождения, Музыка!" для средних дошкольников с применением ИКТ.
Каникулы в детском саду представляют не менее большой значение для малышей, чем школьные каникулы для учеников. это такой же отдых от умственных и психологических нагрузок, и оформлен, он должен быть ...
Музыка в жизни дошкольника
статья о музыкальном воспитании ребенка...
Музыка в жизни дошкольников
Выступление на родительском собрании...
Сценарий вечера по слушанию музыки для старших дошкольников "Фронтовые песни в тылу и на передовой"
Сценарий вечера по слушанию музыки для старших дошкольников...
Значение музыки для развития дошкольников
Значение музыки для развития дошкольников...