Развитие положительных эмоций у детей с ОВЗ средствами музыки
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Развитие положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки явяовляется тем связующим звеном в установлении контакта с окружающим миром, средством улучшения общего состояния здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_polozhitelnyh_emotsiy_u_detey_s_ovz_sredstvami_muzyki.docx | 52.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко»
«Развитие положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с детским церебральным параличом) средствами музыки».
Подготовила
музыкальный руководитель
Кабанова Людмила Ивановна
г. Зеленогорск 2018 г.
Трудности эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, их близкие и родные. Выражается это в повышенной эмоциональной возбудимости ребенка, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами, которые возникают даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки.
Кроме проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП отмечаются проблемы моторного развития: с трудом держат и поворачивают голову в стороны, не могут долго находиться в положении сидя, с трудом стоят, испытывают затруднения при передвижении, функциональные возможности кистей и пальцев рук слабо развиты, отсутствует согласованность действий рук, затруднены манипуляции с предметами.
Такие дети нуждаются не только в лечебной , но и в коррекционной (моторной, эмоциональной) помощи. Квалифицированную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги ДОУ.
Целью моей педагогической деятельности является развитие положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ДЦП) средствами музыки.
Задачи:
- Создание музыкальной развивающей образовательной среды для развития положительных эмоций у детей с ОВЗ (аудиомузыкальная картотека, музыкальные инструменты и средства извлечения музыки, социальные взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми).
- Использование средств музыкальной терапии для снятия эмоционального напряжения и тревожности у детей, установления положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
3. Организация взаимодействия с родителями, направленного на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация поставленных задач в ДОУ осуществляется с детьми группы ДЦП:
- Актуальный уровень развития детей не соответствует паспортному возрасту, 35% детей имеют сохранный интеллект, остальные дети имеют разной степени задержку психомоторного развития.
- У детей тяжелые речевые нарушения: 33% детей имеют вербальные навыки общения, 24% детей воспринимают мир только через звуки, 33% - только начинают участвовать в вербальном общении, 35% детей воспринимают речь взрослого на пассивном уровне, не понимают словесных инструкций.
- 12% детей передвигается самостоятельно, 24% –с помощью взрослого, остальные дети к самостоятельному передвижению не способны.
- Общий эмоциональный фон детей в основном положительный, но у всех детей отмечается повышенный уровень тревожности, присутствуют различные страхи. С детьми тяжело установить контакт, привлечь их взгляд, внимание к совместному общению.
1 этап. Мониторинг эмоциональных проявлений детей (актуальный уровень развития - старший дошкольный возраст) в процессе музыкальной деятельности
По результатам мониторинга стало понятно, что у всех детей есть проблемы в развитии эмоционального восприятия, моторного развития, не сформированы навыки игры на музыкальных инструментах, манипулирование с предметами. Дети пассивны во время пения, движения вялы, не согласованны. раскоординированы. Все это отражается на общем уровне музыкального и общего развития ребенка.
2 этап. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы (взаимодействие со специалистами МДОУ, организация музыкальных занятий).
Коррекционная работа может быть успешной только в случае сочетания специального обучения с деятельностью других специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей. Только комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей может обеспечить эффективность коррекционных мероприятий в развитии чувств, эмоций детей с ограниченными возможностями.
При взаимодействии со специалистами МДОУ на ПМПк разработан план и регламент использования музыки в режиме жизни ребенка с ОВЗ:
1. Воспитателям группы мною рекомендовано использовать музыку:
- по утрам, в момент прихода малышей в детский сад;
- в момент засыпания и пробуждения малышей после дневного сна.
Надо отметить, что пробуждение детей проходит индивидуально, т. е. продолжается во времени по-разному для малышей с различным типом нервной системы: от 1 до 6-8 минут. В данном случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей, так как в эти режимные моменты звучит классическая и современная музыка с соответствующим мажорным и солнечным звучанием. Композиции через 1,5-2 месяца меняются.
Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы организма, ее ритмический рисунок оказывает положительное влияние на работу сердечно-сосудистой системы.
Самым подходящим композитором для детей, для развития детской психики, творческого начала и интеллекта является В.А.Моцарт. Одна из версий, объясняющих, почему Моцарт так легко воспринимается детьми, ссылается на раннее развитие самого В. Моцарта и на привнесение в музыку детского восприятия. Поэтому педагоги включают детям «Маленькую ночную серенаду», «Турецкий марш», арии Фигаро, сонаты №5, № 11, № 16. Не менее любимы произведения Гайдна, Баха, Бетховена, вальсы Штрауса.
2. Мною составлена картотека аудиозаписей для различных видов и тем занятий педагогов ДОУ (занятия познавательного цикла, моторного развития детей и др.):
- Например, для занятий по временам года, подобрана музыка П.И. Чайковского «Времена года»; составлен сборник музыкальных произведений с настроением, характерным для каждого времени года.
- Для занятий по изодеятельности подобрана спокойная музыка, которая помогает детям сосредоточиться, включиться в творческий процесс.
- Для занятий познавательного цикла - веселые музыкальные разминки, физкультминутки, помогающие снять напряжение, усталость.
- Для отдыха детей в группе - музыкальные сказки, рекомендованные для разного возраста: "Репка", "Колобок", Три поросенка», «Морозко», «Красная шапочка», «Мороз Иванович» и др.
3. Совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом
- провожу интегрированные занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ, формирование эмоционально-положительного контакта детей друг с другом;
- по рекомендациям учителя-дефектолога на каждого ребенка мною разрабатываются и составляются индивидуально-образовательные маршруты, направленные на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных эталонов, слухового восприятия, при этом подбираются соответствующие приемы, методы и средства;
- В то же время и учитель-дефектолог в своей работе опирается на мои рекомендации по развитию звуковысотного, тембрового, ритмического слуха у детей, использует необходимый музыкальный материал на своих занятиях.
Основным способом развития музыкальных способностей, коррекции эмоциональной сферы детей являются музыкальные занятия. Они оказывают благотворное влияние на все стороны психического развития ребенка, обогащают слуховой опыт, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания, исполнения песенок, активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух.
Содержание музыкального занятия с детьми групп ДЦП разнообразно и насыщенно.
Это:
- пение ( эмоциональное "подпевание");
- игра на музыкальных инструментах;
- игры с предметами (камешки, шишки, каштанчики, листочки, поролоновые мячики)
- активное слушание музыки;
- речевые игры;
- музыкально-двигательные упражнения (сидя за столом или стоя с помощью воспитателя).
Решить поставленные задачи на музыкальных занятиях можно только в том случае, если в самом начале работы я смогу завоевать доверие и любовь ребенка. Для этого демонстрирую свое доброжелательное, ласковое отношение к ребенку, создаю атмосферу радостного оживления. И возникшее у ребенка при этом чувство доверия является основой для дальнейшего эмоционального общения со мной и другими детьми в процессе занятия
Например, для установления положительного фона на занятии, контакта, в начале занятия использую игру-приветствие «Здравствуйте». Старшие дети отвечают мне, пропевая мелодию, младшие отвечают улыбкой, гулением, возгласами радости. На занятиях широко использую мотивацию к деятельности, например, предлагаю ребенку на время стать музыкальным руководителем, а себя ставлю на место ребенка. Это стимулирует детей делать лучше, качественнее, повышает самооценку, ребенок становится увереннее.
Главным условием музыкальных занятий является повторяющаяся структура. Это помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, чувствовать себя успешным, удовлетворенным от полученного результата.
- Пение.
Голос у ребенка с ОВЗ слабый, тихий, часто напряженный, прерывистый; дыхание поверхностное, поэтому петь плавно он не может. Для того, чтобы нивелировать этот недостаток детям старшего дошкольного возраста предлагаю упражнения на развитие дыхания, для разогрева голосового аппарата, а детям младшего возраста - упражнения на подражание звукам животных и многократное их пропевание. (например: «Киса поет: мяу – мяу!». «Как киса поет?» - «Мя-у, мя-у»)
С целью побуждения детей к пению, использую мотивированную заинтересованность: "Спой для Тани"; "Научи Артема петь плавно" и т.д.
Музыкальный материал подбираю по основным критериям:
- песенки должны быть несложные по содержанию;
- сюжетные;
- должны выполнять важную воспитательную задачу.
Так, в песенке «Заинька пушистый» Е.Гомоловой, дети просят зайчика подружиться с ними, угощают его морковкой.
Скачет зайка ловко
На тебе морковку
Дай поглажу ушки
На твоей макушке
Покажи свой носик
Покажи свой хвостик
Заинька пушистый
С нами подружись ты.
Дети любят такие песенки и поют или слушают их не только на занятии, но и в свободной деятельности в группе, дома.
Скучные упражнения на дыхания превращаю в игру. Например, одна группа детей изображает завывание ветра разной интенсивности с помощью голоса, другая – изображает деревья, качающиеся от этого ветра. Такие упражнения помогают понять динамику (изменения силы звука). В песенке про грибочки, где говорится о семье грибов: папа-гриб, мама-гриб и грибок сыночек, дети показывают рукой папу, маму и сыночка, потом сами становятся «папой», «мамой», «сыночком».
В такой песенке-игре решается несколько задач: ребята учатся моделировать звуковысотные отношения с помощью речи, телесно, пространственно и эмоционально, а также осуществляется их социальное развитие.
- Речевые игры.
Эта форма работы нужна для общего музыкального развития, т.к. она легка и доступна для детей. Но для детей с ограниченными возможностями этот вид деятельности вызывает затруднения. Эти упражнения дети выполняют в замедленном темпе, не согласовывая движения и речь. Поэтому речевые упражнения я выбираю из детского фольклора: потешки, заклички, имена. Для поддержания интереса детей использую музыкальные инструменты, которые очень украшают стихотворение и эмоционально развивают.
- Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие детей с ОВЗ. Они являются средством тренировки нервно-психических процессов, средством развития коммуникативных навыков, элементарных навыков движения.
Главным для детей с ДЦП является развитие общей и мелкой моторики и поэтому при проведении музыкально-ритмических движений особый акцент делаю на использовании звучащих жестов. С помощью звучащих жестов (хлопков, шлепков, притопов, сжимания пальчиков в кулачки), предметов - развивается моторика рук, дети учатся изображать настроение музыки, звуки. Важно придать движениям осмысленность, например, изображать птенцов, сидящих в гнезде. Музыкальные упражнения дети выполняют сидя на стуле, на полу, лицом к педагогу, сверстнику. Чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок, активные игры чередую со спокойными.
Обязательно разучивание движений идет с опорой на простейший текст, который мы придумываем с детьми вместе. Например, чтобы ритмично «сыграть» ладошками два хлопка, а потом два шлепка, мы придумали слоговую опору: ма-ма, па-па. Темп движения: от медленного к постепенному ускорению, по мере усвоения материала (у каждого он индивидуален). Через исполнение двигательных упражнений в разных темпах дети познают свои возможности и постепенно расширяют их границы.
- Игры с инструментами.
Занятия с простыми детскими музыкальными инструментами направлены прежде всего на то, чтобы вызвать у малышей интерес к ним и желание действовать. Постепенно они учатся правильно держать инструменты, извлекать звук, играть тогда, когда звучит музыка. Дети старшего возраста, при овладении этой формой деятельности, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями, развивают чувство ритма, учатся различать звучание инструментов по тембру, развивают чувство ансамбля, работают над эмоциональным исполнением музыкального произведения. Знакомя детей с новым инструментом, я даю такие задания: «Послушай, какие звуки живут в этом инструменте», «Сыграй, как хочешь», «Подумай, на что похоже звучание этого инструмента».
Ребенок с тяжелым нарушением не может удержать в руках инструмент, например, барабанные палочки или деревянные ложки. Поэтому мы разработали специальные вспомогательные средства для этих детей: например инструмент барабан-резинка. Надеваем на барабан резинку, связанную в кольцо; даже, если малыш будет только слегка задевать за такую резинку - барабан зазвучит. Чтобы помочь ребенку играть и двигаться одновременно - надеваем на запястье и щиколотки вязаные браслеты с нашитыми бубенчиками. Для изготовления таких пособий используем подручный материал: пластиковые бутылки с фасолью, песком; коробочки из-под йогурта, натянутые резинки разной толщины, нарезанный полосками полиэтилен. Главное для ребенка, что он играет и рядом с ним взрослый, который отвечает ему голосом или на каком- то инструменте.
Ребенок с нарушением слуха не может в достаточной степени быть успешным в этой деятельности, но в то же время он воспринимает вибрацию, поэтому предлагаю для отражения ритмического рисунка музыкального произведения - постукивание ладонями на теле ребенка или по стульчику, на котором сидит малыш, и он, при этом чувствует колебания.
Моя задача как педагога, дать возможность каждому ребенку реализовать потребность в приобретении звукового опыта, дать почувствовать радость музицирования. Создавая оркестровую партитуру, я учитываю возможности каждого ребенка. Ведь главное для таких детей не результат, а сам процесс игры, удовольствие, а значит эмоциональная уравновешенность и удовлетворение.
- Активное слушание.
Дети младшего возраста эмоционально реагируют на характер музыки. Восприятие и понимание музыки детьми старшего возраста заключается в ощущении ее мышцами, движением. Это особенно актуально для детей с ДЦП, т.к. способность передвижения в пространстве для них ограничена. С помощью элементарных движений рук, тела, музыкальных инструментов они активно познают настроение музыкального произведения.
Главное достоинство организации музыкальных занятий с этими детьми является использование мной "живой музыки": На аккордеоне, металлофоне играю небольшие песенки, попевки. Главное условие: музыка должна приносить радость, доставлять удовольствие, формировать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Решение задач по развитию положительных эмоциональных проявлений ребенка невозможно без помощи родителей. Ведь маленький ребенок впервые знакомиться со многими неизвестными явлениями, предметами, пытается поближе их узнать, лучше понять и свое отношение к окружающему он строит, опираясь на то, что слышит, видит вокруг себя, главным образом в семье. Для выстраивания индивидуального сопровождения каждой семьи по данному направлению уточняю, кто из родителей уделяет больше внимания ребенку, с чем связаны отрицательные эмоции, как ведет себя ребенок дома (чем интересуется, чем занимается, слушает ли музыку перед сном, с каким настроение ложится спать и т. д.). Поэтому основным направлением во взаимодействии с родителями определила - обучение родителей практическим приемам музыкальной терапии по снятию тревожности, страха у детей.
По моим рекомендациям родители приобретают кассеты с колыбельными, плясовыми мелодиями, классической музыкой, звуками природы. Некоторые родители сами рекомендовали аудиозаписи для слушания во время бодрствования детей в детском саду.
Во время встреч (на индивидуальных консультациях, Днях открытых дверей) делимся наблюдениями за поведением ребенка во время прослушивания того или иного произведения. Родители проявляют инициативу в этом направлении, и сами обращаются с просьбой, какую лучше подобрать музыку или предлагают свои варианты используемой музыки.
Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками мероприятий ДОУ: занятий, праздников, развлечений, игр-драматизаций. Так, с помощью родителей была поставлена сказка «Репка», «Мышиная история». Совместная деятельность взрослых и детей дает положительные результаты в эмоциональном воспитании детей. Родители становятся героями утренников, ведущими на праздниках и развлечениях. Например, на празднике «Вечер в осеннем кафе» роль хозяйки кафе великолепно сыграла мама Ильи Т.
С помощью родителей многократно был организован оркестр шумовых инструментов. В их исполнении прозвучали «Полька» Глинки, «Веселые музыканты» Тиличеевой.
Родители помогают в изготовлении инструментов из бросового материала, создают картины, костюмы к различным праздникам.
3 этап. Итоговая диагностика
По результатам работы отмечается значительная динамика в группе детей старшего возраста: в эмоциональном восприятии музыкального произведения, в исполнении песни в характере, в развитии общей и мелкой моторики, в игре на музыкальных инструментах.
В результате реализации поставленных задач дети стали активно идти на контакт со взрослым, благодаря развитию движений стали проявлять интерес и активность к разным видам музыкальной деятельности, снизился уровень тревожности, вызванной новой ситуацией. Дети стали положительно реагировать на действия другого ребенка, появилось желание помочь своему сверстнику в совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Развитие положительных эмоций у ребёнка"
Эмоции – это внутренние переживания человека....
Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами музыки
Известно, что смысл занятий музыкой с дошкольниками не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков. Музыкальная деятельность развивает воображение, творческое мышление, память дошкольн...
Рекомендация для родителей: «Развитие положительных эмоций ребёнка».
Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны люб...
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка
Памятка для родителей...
Педагогический совет «Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий, новых форм работы с детьми»
Педагогический совет для педагогов ДОУ...
• Развитие положительных эмоций, активных действий детей в играх, забавах.
middot; Развитие положительных эмоций, активных действий детей в играх, забавах....
Рекомендации для родителей по развитию положительных эмоций ребенка
Рекомендации для родителей по развитию положительных эмоций ребенка...