Взаимодействие воспитателя и логопеда.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Каширина Ирина Александровна

Взаимосвязь логопеда и воспитаттеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_vosptatel.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель

Каширина И.А. 1КК

Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедической группе ДОУ.

Наш  ДОУ является детским садом комбинированного вида. В нем проводится коррекционно-развивающая  логопедическая работа. Учитель-логопед  систематически проводит работу в группах детского сада: с младших групп кружковую, в старших и подготовительных – индивидуальную и фронтальные занятия. Успех коррекционной логопедической работы с детьми  во многом зависит от слаженного взаимодействия   логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей у нас проводится правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач у нас решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Вместе с тем четко устанавливаются функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого  мы - воспитатели обязательно присутствовали  на фронтальных занятиях  учителя-логопеда, а логопед, в свою очередь,  посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателю. Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.  Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, в то  время как  воспитатель занимается их закреплением. И повторюсь, что эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от характера взаимодействия  работы логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателем логопед осуществляет в разных формах. Это проведение фронтальных занятий логопедом с присутствием на них воспитателя; обсуждение методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение предметно-развивающего пространства в группе; а также еженедельные задания, которые отображаются в тетради взаимосвязи педагогов.  К еженедельным заданиям относятся индивидуальная работа, проведение дидактических, пальчиковых, подвижных игр и упражнений, артикуляционной гимнастики и чтение детям рекомендуемой логопедом художественной  литературы. Следует помнить, что в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное  отношение ребенка к значению слова.

     Воспитатель ведет постоянное активное общение с детьми,  отвечая на все вопросы детей,  побуждая к познавательному общению во время прогулок, беседуя по поводу прочитанного и т. д.  Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем.  Систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним. Кроме этого воспитатель  проводит работу по обогащению, накоплению  и активизации словаря по той или иной лексической теме. Развивает умения  использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи. Закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы, работает над развитием связной речи детей.

Ежедневно предъявляет детям образцы правильной литературной речи, например,  речевой этикет. Обогащает речь пословицами, поговорками, стихами, прослушиванием  аудиозаписей литературных произведений в исполнении артистов   и   профессиональных чтецов  и чтением художественной литературы. Организует и проводит специальные речевые, дидактические игры и игры тренажеры на улучшение звукопроизношения. К таким играм относится игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, игры для фонематического восприятия, игры для развития мелкой моторики, игры по обучению грамоте, игры на совершенствование грамматического строя речи, игры по обогащению словаря и игры для развития связанной речи.  Поощряет детское словесное творчество (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.).

   Педагогический процесс  у нас в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

   Учитель-логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата, так же вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными, автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение,  стихи). В то время  воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. Закрепляет в игровой форме поставленный логопедом звук, положения и движения органов артикуляционного аппарата, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой и дидактический материал, рекомендуемый логопедом. В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего  фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен  пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемые логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Раньше мы называли эти занятия «коррекционный час» т.е. 40 мин. Из них 20 мин.- для коррекционно-образовательной программе, планируемой воспитателем, 20 мин -. Для индивидуальной работы с детьми, которые запланированы логопедом .

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

Сделаем вывод:

   Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя  и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР

В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...

«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

взаимодействие воспитателя и логопеда

Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть  от их тес...

Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда

Журнал позволяет отслеживать усвоение  лексического материала детьми...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...