ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Основные проблемы инклюзивного образования на территории России на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Широко известно, что дошкольное образование позволяет ребенку социализироваться с ранних лет и к моменту наступления школьного периода позволяет быть полностью готовым ко всем трудностям, с которыми ему предстоит столкнуться, если он от домашнего образа жизни сразу же перейдет к школьному. Практика показывают, что дети, которые посещали дошкольное учреждение, в первых классах школы показывали лучшие результаты, и речь идет не сколько об успеваемости, сколько о социализации и адаптации к школьным условиям.
Если же говорить о детях-инвалидах, то для них дошкольное образование играет еще более важную роль. Именно поэтому и рекомендуется инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС от рождения ребенка, потому что он с самых ранних лет сможет чувствовать себя частью общества, а не изгоем, как это происходило ранее. Если ребенок-инвалид отправляется в такое дошкольное учреждение, то можно с уверенностью сказать, что к школьному возрасту он уже сможет обладать всеми необходимыми поведенческими и коммуникативными навыками, а также свободно будет общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними.
Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает не только равное отношение ко всем воспитанникам, но и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.
Кроме того, инклюзия помогает развивать у здоровых детей , чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, терпимость к недостаткам других детей, способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению образования всеми детьми.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведѐтся тем способом, который наиболее подходит этому ребѐнку. Система образования должна подстраивается под ребѐнка, а не ребѐнок под систему.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге.
4. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
6. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
8. Все люди нуждаются друг в друге.
Программы инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС могут отличаться в зависимости от конкретного учреждения, но все они следуют четким принципам, на которых построена вся эта система. В рамках инклюзивного образования каждому ребенку обеспечивается индивидуальный подход, благодаря чему нужды каждого воспитанника будут учтены. Каждый ребенок направляется на самостоятельную деятельность, а воспитатели выступают лишь в роли помощников, которые оказывают поддержку в случае возникновения трудностей. И наконец, одним из основных принципов инклюзивного образования является включение в образовательный процесс абсолютно всех учеников, основывающихся на физическом либо ментальном состоянии ребенка.
Также стоит сказать, что в таком образовании наиболее широко используется междисциплинарный подход, вариативные методы, которые свободно меняются в процессе обучения, чтобы лучше подходить конкретной группе учеников. При таком подходе делается акцент на взаимодействии с семьей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя некомфортно вдали от своих родственников.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и развитие личностных качеств и способностей детей, процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.
Целями и задачами инклюзивного образования являются задачи трех направлений: коррекционной (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития); профилактической (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающей (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство всех этих задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Инклюзия признана более гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация является основной сферой жизнедеятельности ребенка, а не только выполняет образовательные функции. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Кроме того, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
Подводя итог, стоит сказать об основных проблемах, которые препятствуют успешности инклюзивного образования на территории России на сегодняшний день. Во-первых, не существует всеобщей всероссийской системы. Во-вторых, нет обеспечения соответствующими специалистами . В-третьих, в существующих ДОУ отсутствуют условия для внедрения инклюзивного образования, в большинстве ДОУ нет соответствующего медицинского сопровождения, не ведется работа над разработкой специальных методик, а также нет сопутствующего законодательства в вопросах детей-инвалидов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".
Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях
Инклюзивное образование-это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей....