Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП"
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП" была опубликована в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» в 2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ДЦП»
Зверева И.В.
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»
г.Лесосибирск, Россия
В статье описаны особенности развития познавательных процессов детей с ДЦП. Значение и возможности сенсорного воспитания детей с ДЦП.
Ключевые слова: ДЦП, сенсорное воспитание.
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа больных детей детским церебральным параличом. В условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особой коррекционно-развивающей работе. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [2 : 146].
ДЦП - составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц [4: 217].
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
- нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционирование всей познавательной системы ребенка, т.к. нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- повышенная истощаемость всех психических процессов;
- повышенная инертность и замедленность психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой [3 : 42].
Внимание детей с ДЦП характеризуются рядом патологических особенностей: обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.
Восприятие детей с ДЦП имеет своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникает защитно- оборонительные реакции: вздрагивание, плач и испуг. У таких детей перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений. У некоторых детей отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развития слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей, нарушения пространственных представлений, формирования схемы тела, развития моторики детей.
Также при ДЦП часто наблюдаются отклонения в интеллектуальном развитии. Это выражено в нарушении связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением и слабо развитыми функциями пространственного анализа и синтеза, в нарушении счетных способностей. Низкие способности к пространственному анализу появляются в трудностях при составлении представлений о понятиях, определяющих положение предметов и частей своего тела в пространстве, сложности при идентификации геометрических фигур. У дошкольников с ДЦП часто вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное часто недостаточно развито. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Большинство детей с ДЦП с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве, не могут верно скопировать предмет, его форму, пересовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении [1 : 187].
Учитывая все вышеперечисленные нарушения познавательных процессов детей с ДЦП, мной, как одной из наиболее эффективных форм работы при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, используется сенсорное воспитание детей с ДЦП.
Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Используя этот метод работы с детьми с ДЦП, я стараюсь учитывать уровень сенсорного развития ребенка с ДЦП: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи.
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП можно выделить несколько разделов.
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
Особо хотелось бы отметить важность группы упражнений, направленных на воспитание дифференцированного зрительного восприятия детей с ДЦП. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении навыками чтения и письма.
Также в силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления недостаточно сформированы. В связи с этим, важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ДЦП должна быть направлена не только на формирование двигательных навыков, но и на активизацию работы сенсорной системы. Также важно при коррекционной работе учитывать не возраст ребенка, а уровень его психо-речевого развития, однако проводить данную работу считаю необходимым в форме ведущего для данной возрастной группы вида деятельности.
Список литературы:
- Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Педагогическое сообщество России, 2009. – 320 с.
- Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва: Новая школа, 2006. – 276с.
- Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность детей. - М.: Издательство "Книголюб", 2007. - 88с.
- Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева и др.- Изд.3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...