Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП"
статья по коррекционной педагогике на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП" была опубликована в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» в 2018г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ДЦП»

Зверева И.В.

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

г.Лесосибирск, Россия

        В статье описаны особенности развития познавательных процессов детей с ДЦП. Значение и возможности сенсорного воспитания детей с ДЦП.

        

        Ключевые слова: ДЦП, сенсорное воспитание.

        В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа больных детей детским церебральным параличом. В условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особой коррекционно-развивающей работе.  Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

        Термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [2 : 146].

        ДЦП - составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц [4: 217].

        Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

- нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционирование всей познавательной системы ребенка, т.к. нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

- повышенная истощаемость всех психических процессов;

- повышенная инертность и замедленность психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой [3 : 42].

        Внимание детей с ДЦП характеризуются рядом патологических особенностей: обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

        Восприятие детей с ДЦП имеет своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникает защитно- оборонительные реакции: вздрагивание, плач и испуг. У таких детей перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений. У некоторых детей отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развития слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей, нарушения пространственных представлений, формирования схемы тела, развития моторики детей.

        Также при ДЦП часто наблюдаются отклонения в интеллектуальном развитии. Это выражено в нарушении связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением и слабо развитыми функциями пространственного анализа и синтеза, в нарушении счетных способностей. Низкие способности к пространственному анализу появляются в трудностях при составлении представлений о понятиях, определяющих положение предметов и частей своего тела в пространстве, сложности при идентификации геометрических фигур. У дошкольников с ДЦП часто вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное часто недостаточно развито. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Большинство детей с ДЦП с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве, не могут верно скопировать предмет, его форму, пересовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении [1 : 187].

Учитывая все вышеперечисленные нарушения познавательных процессов детей с ДЦП, мной, как одной из наиболее эффективных форм работы при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, используется сенсорное воспитание детей с ДЦП.

Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Используя этот метод работы с детьми с ДЦП, я стараюсь учитывать уровень сенсорного развития ребенка с ДЦП: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП можно выделить несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Особо хотелось бы отметить важность группы упражнений,  направленных на воспитание дифференцированного зрительного восприятия детей с ДЦП. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении навыками чтения и письма.

Также в силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления недостаточно сформированы. В связи с этим, важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве.

        Таким образом, коррекционная работа с детьми с ДЦП должна быть направлена не только на формирование двигательных навыков, но и на активизацию работы сенсорной системы. Также важно при коррекционной работе учитывать не возраст ребенка, а уровень его психо-речевого развития, однако проводить данную работу считаю необходимым в форме ведущего для данной возрастной группы вида деятельности.

Список литературы:

  1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Педагогическое сообщество России, 2009. – 320 с.
  2. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва: Новая школа, 2006. – 276с.
  3. Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность детей. - М.: Издательство "Книголюб", 2007. - 88с.
  4. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева и др.- Изд.3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...