Консультация" Влияние образовательной робототехники на развитие речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Лего – позволяет учиться и обучаться, играя. Сам процесс сборки конструктора не только приятен и весел, но и полезен для развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_obrazovatelnoy_robototehniki_na_razvitie_rechi_rebyonka.docx | 78.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА»
ШИХОВА АЛЬФИРА ФАРИДОВНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «СНЕГУРОЧКА»
Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применения новых педагогических технологий. Новизна заключается в изменении подхода к обучению, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта детей, который реализуется в двигательных играх, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно-конструкторские проблемы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [4].
В настоящее время лего конструирование и образовательная робототехника стала актуальной в работе с детьми, потому что:
-позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- позволяет формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Цель: Формирование и совершенствование речевой активности ребёнка через использование образовательной робототехники
Задачи:
Изучать основы конструирования, программирования при помощи конструктора «ПервоРоботLegoWeDo»;
Формировать умение анализировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать с помощью лего связную речь ребенка.
Стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса во время занятий;
Развивать мелкую моторику, память, внимание, знания детей об окружающем мире;
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания и, как следствие, ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехника, компьютеры, планшеты, телефоны и т.д.). Развитие речи является актуальной проблемой в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо развитие и воспитание ребенка с грамотной речью обладающего такими качествами личности, как любознательность, активность, ответственность, воспитанность, а в этом нам помогает конструирование и робототехника.
Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. [1]
Лего – позволяет учиться и обучаться, играя. Сам процесс сборки конструктора не только приятен и весел, но и полезен для развития детей. Развитие мелкой моторики рук детей важно для их общего развития, особенно для развития речи. Работая с мелкими элементами, требующими тонких и точных движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, дети подготавливают руку к письму. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Методы используемые при организации деятельности: наглядный, словесный, познавательный, групповая работа, проблемный, игровой.
Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией:
"Поможем Маше и Максу вернуться домой " - строим самолет, "У обезьянки нет друзей" - ему нужна помощь.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.
В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.
Для определения эффективности использования занимательной деятельности с
применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников, был использован диагностический материал по программе "От рождения до школы" Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А.Сафоновой. Тесты для детей М.И.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой.
Уровни | Критерии диагностики | |||||||||||
Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Свободное общение | Общий итог | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 1-9% | 3-25% | 1-9% | 3-25% | 2-17% | 4-33% | 2-17% | 5-42% | - | 4-33% | 10% | 32% |
Средний | 4-33% | 6-50% | 6-50% | 7-58% | 4-33% | 5-42% | 4-33% | 5-42% | 4-33% | 6-50% | 36% | 48% |
Низкий | 7-58% | 3-25% | 5-41% | 2-17% | 6-50% | 3-25% | 6-50% | 2-16% | 8-67% | 2-17% | 54% | 20% |
Сравнивая итоги мониторинга на начало и конец года у детей наблюдается положительная динамика речевого развития. Высокий уровень вырос до 32%, низкий уровень уменьшился до 20%. Таким образом видно, что занятия образовательной робототехникой значительно повышают уровень речевого развития детей.
Рассматривая возможность использования LEGO при обучении грамоте, можно рекомендовать следующие задания:
- составь образ буквы из кирпичиков LEGO;-построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
выложи столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове);
- составь предложения с предлогами;
- составь схему слова;
- придумай рассказ о приключениях героев и т.д.
Кружок по образовательной робототехнике ведется у нас в детском саду с 2015 г. Занятия проводятся во вторую половину дня в доступной игровой форме от простого к сложному. Занятия проводятся по 25-30 мин. Во время занятия ребенок свободно передвигается по группе, нет ограничений в движении. У него появляется возможность реализовать свой умственный и физический потенциал, а также возможность самоконтроля, самовыражения и экспериментирования. Ребенок может работать в паре, может индивидуально. В ходе занятия он рассказывает, что делает, какие детали берет, для чего они нужны, какую роль выполняют.
На занятиях мы используем Конструктор LEGO Education WeDo. С помощью конструктора LEGO WeDo можно собрать и запрограммировать простые модели. В наборе 158 элементов, в том числе мотор, датчики движения и положения, а также LEGO USB Hub (коммутатор).
Этапы работы:
- Просмотр мультфильма и постановка цели, проблемы
- Планирование последовательности работы. Озвучивание того, что он будет делать.
- Создание поделки. При этом ребенок отвечает на вопросы педагога, даёт полный ответ и т.д. (развитие речи ребенка, умение полным ответом отвечать на вопросы, проговаривание что он хочет построить, сколько деталей, какого размера ему надо для постройки)
- Подключение к компьютеру и составление программы.
- Анализ результата деятельности.
Совмещая программное обеспечение и учебное пособие, можно выполнить 12 тематических заданий.
Таким образом работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.
Список использованной литературы:
1. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. –– М.: А.П.О., 1993г. - стр 36 – 43
2.Филиппов, С.А «Робототехника для детей и родителей». – г. СПб.: «Наука», 2013.
3.Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http: //www rg.ru/2013/11/25 doshc-standartdok html/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Организованная образовательная деятельность по развитию речи С использованием современной технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации «Ежедневный рефлексивный круг» «В гостях у метелицы»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР....
Статья Развитие мелкой моторики рук с использованием камешков «Марблс» в образовательной деятельности как средство стимулирования развитию речи ребенка
Статья о значении развитии моторики рук на развитие речи ребенка. Использование в данной теме камешков " Марблс"...
Образовательная ситуация как единица планирования НОД по развитию речи ребенка
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ...
«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...