ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУК В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Аннотация: Актуальность темы обусловлена проблемой развития знаний о профессиях у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данную проблему можно компенсировать, используя технологию лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУК В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ковалёва Юлия Андреевна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Хабарова Людмила Павловна

Аннотация: Актуальность темы обусловлена проблемой развития знаний о профессиях у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Данную проблему можно компенсировать, используя технологию лэпбук.

Ключевые слова: труд, профессии, лэпбук, общее недоразвитие речи.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение.

Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром [1, с.59].

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду: «Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными». Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы (А. Чехов: «Если хочешь, чтобы у тебя было много времени, ничего не делай»; Л. Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство»).

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

Знакомя детей с миром профессий, воспитатели устраивают экскурсии на предприятия и в учреждения. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует у них отношение к профессии [5, с. 124].

Проблема развития знаний о профессиях у детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. дети не всегда усваивают знания о профессиях и их разновидностях. У детей с общим недоразвитием речи процесс развития знаний о профессиях взрослых  идет медленнее, т.к. у детей нарушены все компоненты речи и это не позволяет детям в полном объеме воспроизводить все знания [6].

В условиях модернизации к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Данному требованию соответствует технология лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга), интерактивная тематическая папка – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению [3, с.36].

Согласно А.Д. Нурисламовой, Н.С. Давыдовой, Ю.С. Тазовой лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:

  • информативность – содержание (информация) лэпбука может быть выполнено по разным образовательным областям и лексическим темам, обеспечивая их интеграцию;
  • трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности, как индивидуально, так и со всей группой;
  • вариативность – существует несколько вариантов использования каждой части лэпбука; периодическая сменяемость игрового материала обеспечивает свободный выбор детей, появление новых материалов стимулирует активность детей;
  • доступность – структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • дидактический характер познания окружающего мира;
  • безопасность – лэпбук безопасен для использования [2, 4].

У дошкольников с ОНР наряду с нарушением лексико-грамматического строя речи, связной речи очень часто страдает и произносительная сторона речи. Для повышения интереса у детей к занятиям по нормализации звукопроизношения педагогам можно использовать в работе специальные лэпбуки. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, и заодно незаметно для себя самого повторить пройденный материал.

Задачами создания лэпбуков о профессиях для детей с общим недоразвитием речи являются:

  • развитие речевой активности детей, обучение их рассуждению, обогащению словарного запаса;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи детей;
  • закрепление знаний о профессиях, труде взрослых, полученных на занятиях;
  • развитие творческой активности детей [6].

Таким образом, в результате работы с лэпбуком «Профессии» дети смогут хорошо овладеть устной речью, выразить свои мысли, смогут задавать вопросы, делать умозаключения, также смогут рассказывать стихи, составлять рассказы. Дошкольники станут более любознательными, склонными наблюдать, будут больше знать о мире профессий взрослых.

Библиографический список

  1. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст]: метод. пособие для воспитателей / М.В. Крухлет. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 160 с.
  2. Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: Асгард, 2016. – С. 89-91. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9915/
  3. Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» [Текст] / Т. Пироженко // Дошкольное образование. – 2014. – №11. – С. 36-39.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://fgos.dou164.caduk.ru/DswMedia/fgosdoshkol-nogoobrazovaniya.pdf 
  5. Чубенко, Н. Ребенок в мире профессий [Текст] / Н.Чубенко // Дошкольное воспитание. – 2007. - №11. – С.124-126.
  6. Юрасова, Е.В. Моя педагогическая инновация: лэпбук как средство обучения старших дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] / Е.В. Юрасова. – Режим доступа: http://www.logoazbuka.ru/data/documents/Yurasova-E.-V.-Lepbuk_1.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...