Закрепление математических представлений в быту
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для педагогов о приемах закрепления у детей математических представлений в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_matem._predstav_v_bytu.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление математических представлений в быту.
Доклад на семинаре «Эффективные формы работы
по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха»
Подготовила : учитель-дефектолог Харламова О.Л. , МБДОУ «Детский сад № 465»
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей.
Обучению дошкольников с нарушениями слуха началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. А так же преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает.
Приобретение дошкольниками с нарушениями слуха математических представлений имеет существенное значение для формирования умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. Обучение детей математике осуществляется в основном на занятиях. Однако, дети с нарушениями слуха не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, не сразу запоминают названия геометрических фигур, цифр и т.д. Заниженный уровень знаний и представлений детей данной категории обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Содержание предматематической подготовки дошкольников с нарушениями слуха в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой в обучении детей.
Одна из важнейших задач учителя-дефектолога и воспитателей подготовительной группы заключается в том, чтобы те знания, умения и навыки, которые дети получают на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – на других занятиях, в играх, в быту, на прогулке. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.
На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. Педагоги совместно с музыкальным руководителем знакомят детей с основными свойствами музыкального звука –с продолжительностью звуков (длиннее – короче); знакомим с ритмами т.п.
На занятиях по физическому воспитанию дети сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты кругом и т.д.
В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)
Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.
При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.
В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними.
Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов можно использовать и дидактические игры: различные виды лото, которые упражняют в навыках счета и вычислений, углубляют представления детей о множестве, числе, цифре, натуральном ряде чисел; предметное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов, математические диктанты, сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток.
Работая с родителями по данному разделу, следует обращать их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. По дороге из детского сада домой обращать внимание на то, какие изменения произошли вокруг за эти дни (например, убрали скамейку возле дома, построили новый дом), на изменения в природе: солнца не видно, листьев на деревьях с каждым днем становиться все меньше, уточнять какое сегодня число, месяц. В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. По дороге домой обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир. Рассмотреть с ребенком разные часы в доме, сравнить их, чем похожи, чем отличаются; если в доме есть старые часы, разрешить ребенку разобрать их, посмотреть, что находиться внутри. Обратить внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением. Советуем дома с детьми измерять длины с помощью линейки (подоконник, стол и др.), рисовать отрезки.
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных ребенком на занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов
Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....
Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей
Эта статья адресована родителям. В ней представлены методические советы родителям по изучению математики в процессе игр, бытовых ситуаций в семье....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе по конструированию и закреплению математических представлений
Данный конспект поможет провести непосредственно образовательную деятельность с детьми в игровой форме легко и не принужденно в соответствии с требованиями стандартов....
Дидактические игры их роль в закреплении математических представлений.
Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это и...
Конспект НОД по математике в подготовительной группе "Закрепление математических представлений"
Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы....
Игры с песком, направленные на закрепление математических представлений .
Для более успешного усвоения и закрепления математического материала можно использовать в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком)....
Картотека подвижных игр и физкультминуток по закреплению математических представлений у дошкольников.
Данная картотека включает в себя подвижные игры и физкультминутки, направленные на формирование и закрепление математических представлений у дошкольников....