Проект «Мы вместе»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложным дефектом может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Мы вместе» | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мы вместе»
на 2018 – 2019 учебный год
тема:
«Формирование социальных представлений у группы компенсирующей направленности № 7 детей со сложным дефектом через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции в общество»
Подготовили:
Воспитатели:
Лобачева Галина Петровна
Митина Надежда Ивановна
Учитель-дефектолог:
Лизунова Мария Владимировна
Музыкальный руководитель:
Шкроб Вера Даниловна
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложным дефектом может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.
"Мы хорошо знаем, что, делая первый шаг, мы не сможем избежать многих, и серьезных, быть может, ошибок. Но все дело только в том, чтобы первый шаг был сделан в верном направлении. Остальное приложится. Наверное, отпадет, недостающее прибавится".
Л.С.Выготский
Содержание | Части проекта |
Название проекта | «Мы вместе» |
Тип проекта | Коллективный |
Участники | Целевая группа проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, дети со сложным дефектом, родители; сотрудники ДОУ: повара, прачка, дворник, медицинский персонал |
Масштаб | Долгосрочный Сроки: сентябрь 2018 г – май 2019 г (реализуется в настоящее время) |
Основания для разработки | Актуальность: В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность контингента детей, имеющих комплексные нарушения, обусловливают необходимость изучения различных сторон развития и создания практической базы (педагогической, психологической, медицинской), в которой было бы отражено скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на оказание коррекционной психолого-педагогической помощи каждому ребенку, имеющему сочетание различных отклонений первичного характера. К наиболее сложной категории комплексных нарушений развития относятся дети с сочетанием нарушений опорно-двигательной системы и интеллектуальной недостаточности, что требует дифференцированного подхода к их психолого-педагогической коррекции. Проблемой является и ограничение доступа детей со сложным дефектом к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. Цель педагогической помощи детям со сложным дефектом заключается в создании условий для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптации его к социальной среде через процесс воспитания и обучения. Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. |
Проблема | Со стороны ребёнка: адаптация детей в условиях ДОУ. Со стороны педагогов: организация коррекционной работы с ребёнком для достижения положительной динамики в обучении и развитии, взаимодействии детей со сверстниками. Со стороны родителей: проблема недостаточной информированности в вопросах психолого-педагогической помощи. |
Цель | Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. |
Задачи | – Создание уютного, комфортного пространства для всех; – Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; – Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи; - Межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной интернальной (внутренней, межгрупповой) интеграции. |
Стратегии и механизмы реализации | Этапы реализации проекта:
Цель: выявление уровня развития ребёнка Анкетирование родителей ребёнка «Строим вместе добрый мир» Ответственные: воспитатели и специалисты
Воспитатели: - Создание условий в группе для успешной реализации Образовательной программы; - Планирование и проведение занятий, игр, прогулок и развлечений в - соответствии с индивидуальными возможностями детей; - Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; - Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; - Сбор диагностических сведений, изучение индивидуальных особенностей детей, участие в составлении индивидуальной программы развития детей; - Консультирование родителей по вопросам воспитания детей в семье, привлечение их к активному сотрудничеству с детским садом. Специалисты: Учитель – дефектолог – Планирование (совместно с другими специалистами) и организация интеграции детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ; – Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; - Помощь в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; - Проведение совместных занятий с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и т.п.); - Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками; - Участие в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы. Логопед - Обследование воспитанников: определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов; - Занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей; - Проведение индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи; - Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы. Музыкальный руководитель - Организация и проведение музыкальных занятий, праздников; - Участие в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей; - Разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей; - Обеспечение музыкального сопровождения организованных игр детей во 2-й половине дня, проведение музыкально-дидактических, театрализованных игр. Педагог - психолог - Проведение психологической диагностики; - Определение особенностей (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявление нарушения социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции; - Формирование психологической культуры педагогических работников, а также детей и их родителей; - Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ; - Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой; - Использование в своей работе методов игровой терапии и др. Младший обслуживающий персонал: (помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др.) - Обеспечение бесперебойной работы дошкольного учреждения Помощник воспитателя - Помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников; - Приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду; - Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него; - Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур; - Отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, проводит смену постельного белья. Родители - Выполнение рекомендаций, предлагаемых педагогами ДОУ. 3. Аналитический Воспитатели и специалисты - Диагностическое обследование ребёнка в начале и конце учебного года; - Беседы (индивидуальные консультации и рекомендации) с родителями детей со сложным дефектом; - Подведение итогов работы в рамках данного проекта на родительском собрании и педагогическом совете коллектива в виде компьютерной презентации. |
Ожидаемые результаты | - Педагогическое сопровождение ребёнка со сложным дефектом и его социализация, и адаптация в детском коллективе; - Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии; - Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения; - Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом; - Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей; - Повышение количества выпускников с ОВЗ, поступивших в классы общеобразовательных или специальных школ, – переход к дальнейшей социализации; Методический продукт - Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка со сложным дефектом; - Памятки для родителей; - Картотека игр для развития тактильно-двигательного восприятия ребёнка со сложным дефектом. |
Трансляция проекта | - Информирование родителей ребёнка по реализации проекта; - Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; - Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и сотрудников ДОУ; - Оглашение результатов проекта, на встрече с родителями детей на итоговом собрании в виде презентации проекта; - Выступление на педагогическом совете по результатам проекта на момент его окончания. |
Перспектива развития проекта | Использование проекта в работе с детьми со сложным дефектом дошкольного возраста. |
План реализации проекта
Срок | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь - октябрь | - Экскурсии по учреждению, знакомство с сотрудниками ДОУ (для вновь прибывших детей); -Анкетирование родителей ребёнка -«Это мы, и наш Детский сад» (знакомство родителей с организацией воспитательной и оздоровительной работы ДОУ); - «Семейная мастерская» - выставка совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия»; - Пополнение фотоальбома «Строим вместе добрый мир» (в течение года); - Праздник по адаптации «Буратино в гостях у ребят!» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Ноябрь | - Проведение игр, упражнений по развитию общей моторики, тактильно - двигательному восприятию: «Дары природы», «Умное лото», «Цветные матрешки», «Необыкновенные кристаллы», «Веселые ленточки», «Кинетический, космический и живой песок» и различные формы для игр с песком; - Осенины (дни рождения детей) - Музыкальная гостиная «Мамины помощники» | Все участники проекта Воспитатели Музыкальный руководитель |
Декабрь | - Проведение индивидуальных консультаций для родителей; - Праздник , посвященный Дню инвалида « В гости к сказке»; - Мастер-класс «Изготовление новогодней игрушки»; - Утренник «Здравствуй, ёлка! Новый год» | Воспитатели Учитель-дефектолог Музыкальный руководитель |
Январь | - Рождественские пряники «козули»; - Досуг «Колядки» - Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом по развитию сенсорных способностей, взаимодействию со сверстниками и взрослыми… - Конкурс «Снежный городок» | Воспитатели Музыкальный руководитель Учитель-дефектолог |
Февраль | - Неделя здоровья, зимние забавы, фотоколлаж «Уроки Мойдодыра»; -Выпуск стенгазеты «С Днём защитника Отечества» | Инструктор по физ. воспитанию Воспитатели |
Март | - Целевые экскурсии по теме: «Профессии мам» - на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет. - СОД по ручному труду Творческая мастерская «Я тебе цветочек подарю»; - Семейный клуб по интересам «День совместных игр» - приглашение родителей поучаствовать в совместных играх на прогулке, в группе - Фольклорный праздник « Масленица»; - Работа с соленым тестом – «Сороки»; - Фотоотчёт «Март – «пролетный»» | Воспитатели Учитель-дефектолог Сотрудники ОУ Родители Специалисты Музыкальный руководитель |
Апрель | -«Веселиться народ ,праздник Пасхи у ворот!»; - Выпускной « До свидания, детский сад - здравствуй школа!» - Подведение итогов реализации проекта в виде презентации PowerPoint для родителей детей группы №7 и педагогического персонала на педагогическом совете | Родители Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель |
Май | - Мониторинг детского развития; - Книга памяти « Спасибо деду за Победу!»; - Стенгазета «Знаю и люблю свой город!»; - Кукольный спектакль «Цветик-семицветик» | Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель |
Июнь – август | - Конкурс «Лучший участок ДОУ » (совместно с родителями); - День Защиты Детей - Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода» - Экологическая тропинка «По тропинке весело наши ножки шли!» | Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель |
Анкета для родителей детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом № 7
1.1 Общие сведения о ребенке и семье
- Фамилия, имя ребенка________________________________________________
- Дата рождения______________________________________________________
- Ф.И.О. отца, профессия_______________________________________________
- Ф.И.О. матери, профессия_____________________________________________
- Домашний адрес, телефон_____________________________________________
- Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?____________________
- Как протекали беременность и роды
__________________________________________________________________
- Какие болезни перенес ребенок?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состоит ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз._____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ведущая рука левая или правая?
______________________________________________________________________
- Каков уровень развития речи ребенка? _____________________________________________________________
1.2 Эмоциональное развитие ребенка
1. Часто ли ребенок плачет? (да, нет, по какой причине) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое обычно состояние у ребенка? (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.).____________________________________________________________________
3.Как долго ребенок остается расстроенным?
__________________________________________________________________________
4.Чего боится ребенок?
___________________________________________________________________________
5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Быстро ли устает ребенок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На кого в семье похож характером ребенок?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?
_______________________________________________________________________
9. Как ребенок относится к детям?
_______________________________________________________________________
10. Как ребенок относится к животным?
_______________________________________________________________________
1.3 Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы
1. Посещал ли ребенок детский сад ранее, группы развития и др.? Укажите с какого возраста, как долго?
_______________________________________________________________________
2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кто чаще воспитывает ребенка?
_________________________________________________________________
4.Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?
_______________________________________________________________________
6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда единодушны, нет)
_______________________________________________________________________
7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (какие поощрения, какие наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения, объяснения, потакание, игнорирование).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, бабушку, никого)
_________________________________________________________________________
9. Чем чаще всего ребенок занят дома?
______________________________________________________________________
10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие из видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (сюжетно-ролевые игры, слушание сказок, рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков, конструкторы, другое…)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
_______________________________________________________________________
13. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем), грызет ногти, сосет палец, раскачивается, повторяющиеся движения или слова, гиперактивность, замкнутость, агрессия, застенчивость, истерики\капризы, страхи или другие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Социально-средовой статус
1. Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):_________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная, опекунская (подчеркнуть).
3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).
4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________
5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др. (подчеркнуть).
6.Родители
Мать (Ф.И.О.)____________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________
Образование (квалификация) ________________________________________
Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________
Профессия ______________________________________________________________
Специальность__________________________________________________________
Должность (звание)_________________________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________ ________
Выполнение общественных работ _____________________________________________
Проживает ли совместно с ребенком __________________________________________
Отец (Ф.И.О.)____________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________
Образование (квалификация)_____________________________________
Выполняемая к моменту освидетельствования работа ___________________________________________________________________________
Профессия _____________________________________________________________
Специальность _____________________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________________
Выполнение общественных работ __________________________________________
Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________
7. Старшее поколение семьи
Бабушка (Ф.И.О.)____________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________
Образование (квалификация)________________________________________
Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________
Профессия ______________________________________________________________
Специальность___________________________________________________________
Должность (звание)_______________________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________________
Выполнение общественных работ______________________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________ __________
Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________
Дедушка (Ф.И.О.)_________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________
Образование (квалификация)__________________________________
Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________
Профессия _____________________________________________________________
Специальность _________________________________________________________
Должность (звание) ______________________________________________________
По уходу за больным ________________________________________________________
Выполнение общественных работ __________________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом_________________________________
Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________
8. Сестры и братья
Количество_____________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________
Состояние здоровья ______________________________________________________
9. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная, скандалы, физическое насилие и др. (подчеркнуть).
Дополнительные сведения (наблюдения):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)
______________________________________________________________________
12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________
13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности (уборка, стирка, приготовление пищи) ____________________________________________________________________
14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни: закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей, друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Главное - вместе!"
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка....
Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.
С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...
Проект "Растем вместе"
Проект "Растем вместе"...
Проект: "Пойте вместе с нами"
Проект по развитию певческих навыков у детей 1 младшей татарской группы расчитан на учебный год, может помочь музыкальным руководителям в постановке целей, задач и пути их реализации....
Проект терренкур "Вместе весело шагать"
Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм оздоровления, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных...
Творческий проект "Играем вместе" (по формированию межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста)
Цель: овладение детьми правилами взаимоотношений со сверстниками через подвижную игру. Фрмировать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские отношения с...
Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».
Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе». ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...