Проект «Мы вместе»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Лобачева Галина Петровна

Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложным дефектом может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Мы вместе» 40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы вместе»

на 2018 – 2019 учебный год

тема:

«Формирование социальных представлений у группы компенсирующей направленности № 7 детей со сложным дефектом через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции в общество»

        

        

Подготовили:

 Воспитатели:

Лобачева Галина Петровна

Митина Надежда Ивановна

Учитель-дефектолог:

Лизунова Мария Владимировна

Музыкальный руководитель:

Шкроб  Вера  Даниловна

 

Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложным дефектом может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.

"Мы хорошо знаем, что, делая первый шаг, мы не сможем избежать многих, и серьезных, быть может, ошибок. Но все дело только в том, чтобы первый шаг был сделан в верном направлении. Остальное приложится. Наверное, отпадет, недостающее прибавится".

    Л.С.Выготский

Содержание

Части проекта

Название проекта

«Мы вместе»

Тип проекта

Коллективный

Участники

Целевая группа проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель,  дети со сложным дефектом, родители;  сотрудники ДОУ: повара, прачка, дворник, медицинский персонал

Масштаб

Долгосрочный

Сроки: сентябрь 2018 г – май 2019 г (реализуется в настоящее время)

Основания для разработки

Актуальность:

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность контингента детей, имеющих комплексные нарушения, обусловливают необходимость изучения различных сторон  развития и создания практической базы (педагогической, психологической, медицинской), в которой было бы отражено скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на оказание коррекционной психолого-педагогической помощи каждому ребенку, имеющему сочетание различных отклонений первичного характера.

К наиболее сложной категории комплексных нарушений развития относятся дети с сочетанием нарушений опорно-двигательной системы и интеллектуальной недостаточности, что требует дифференцированного подхода к их психолого-педагогической коррекции.

Проблемой является и ограничение доступа детей со сложным дефектом к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей,  которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.

Цель педагогической помощи детям со сложным дефектом заключается в создании условий для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптации его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Проблема

Со стороны ребёнка: адаптация детей в условиях ДОУ.

Со стороны педагогов:  организация коррекционной работы с ребёнком для достижения положительной динамики в обучении и развитии, взаимодействии  детей со сверстниками.

Со стороны родителей:  проблема недостаточной информированности  в вопросах психолого-педагогической помощи.

Цель

Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи

– Создание уютного, комфортного пространства для всех;

– Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

– Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи;

- Межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной интернальной (внутренней, межгрупповой) интеграции.

Стратегии и механизмы реализации

Этапы реализации проекта:

  1. Диагностический этап

Цель: выявление уровня развития ребёнка

Анкетирование родителей ребёнка «Строим вместе добрый мир»

Ответственные: воспитатели и специалисты  

  1. Практический этап

Воспитатели:  

- Создание условий в группе для успешной реализации Образовательной программы;  

- Планирование и проведение занятий, игр, прогулок и развлечений в - соответствии с индивидуальными возможностями детей;

- Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

- Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов;

- Сбор диагностических сведений, изучение индивидуальных особенностей детей, участие в составлении индивидуальной программы развития детей;

- Консультирование  родителей по вопросам воспитания детей в семье, привлечение их к активному сотрудничеству с детским садом.

Специалисты:

Учитель – дефектолог

– Планирование (совместно с другими специалистами) и организация интеграции детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

– Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы;

- Помощь в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

- Проведение совместных занятий с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре  и т.п.);

- Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками;

- Участие в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Логопед

- Обследование воспитанников: определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов;

- Занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей;

- Проведение индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи;

- Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Музыкальный руководитель

- Организация и проведение музыкальных занятий, праздников;

 - Участие в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей;

- Разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей;

- Обеспечение музыкального сопровождения организованных игр детей во 2-й половине дня, проведение музыкально-дидактических, театрализованных игр.

Педагог - психолог

- Проведение психологической диагностики;

- Определение особенностей (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявление нарушения социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции;

- Формирование психологической культуры педагогических работников, а также детей и их родителей;

- Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ;

- Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой;

 - Использование в своей работе методов игровой терапии и др.

Младший обслуживающий персонал:

(помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др.)

- Обеспечение бесперебойной работы дошкольного учреждения  

Помощник воспитателя

- Помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников;

-  Приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду;

- Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать

после него;  

- Готовит все необходимое для проведения закаливающих

и гигиенических процедур;

- Отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, проводит смену постельного белья.

Родители

- Выполнение рекомендаций, предлагаемых педагогами ДОУ.

     3.   Аналитический

Воспитатели и специалисты

- Диагностическое обследование ребёнка в начале и конце учебного года;

- Беседы (индивидуальные консультации и рекомендации) с родителями детей со сложным дефектом;

- Подведение итогов работы в рамках данного проекта на родительском собрании и педагогическом совете коллектива в виде компьютерной презентации.

Ожидаемые результаты

- Педагогическое сопровождение ребёнка со сложным дефектом и его социализация, и адаптация в детском коллективе;

- Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии;

- Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

- Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом;

- Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей;

- Повышение количества выпускников с ОВЗ, поступивших в классы общеобразовательных или специальных школ, – переход к дальнейшей социализации;

Методический продукт

- Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка со сложным дефектом;

- Памятки для родителей;

- Картотека игр для развития тактильно-двигательного восприятия ребёнка со сложным дефектом.

Трансляция проекта

- Информирование родителей ребёнка по реализации проекта;

-  Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

- Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и сотрудников ДОУ;

- Оглашение результатов проекта, на встрече с родителями детей на итоговом собрании в виде презентации проекта;

- Выступление на педагогическом совете по результатам проекта на момент его окончания.

Перспектива развития проекта

Использование проекта в работе с детьми со сложным дефектом дошкольного возраста.

План реализации проекта

Срок

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь - октябрь

- Экскурсии по учреждению, знакомство с сотрудниками ДОУ (для вновь прибывших детей);

-Анкетирование родителей ребёнка

-«Это мы, и наш Детский сад» (знакомство родителей с организацией  воспитательной и оздоровительной работы ДОУ);

- «Семейная мастерская» - выставка  совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия»;

- Пополнение  фотоальбома «Строим вместе добрый мир» (в течение года);

- Праздник по адаптации «Буратино в гостях у ребят!»

Воспитатели Музыкальный руководитель

Ноябрь

- Проведение игр, упражнений  по развитию общей моторики, тактильно - двигательному восприятию: «Дары природы», «Умное лото», «Цветные матрешки», «Необыкновенные кристаллы», «Веселые ленточки», «Кинетический, космический и живой песок» и различные формы для игр с песком;  

- Осенины (дни рождения детей)

- Музыкальная гостиная «Мамины помощники»

Все участники проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Декабрь

- Проведение индивидуальных консультаций для родителей;

- Праздник , посвященный Дню инвалида « В гости к сказке»;  

- Мастер-класс «Изготовление новогодней  игрушки»;  

-  Утренник «Здравствуй, ёлка! Новый год»

Воспитатели  

Учитель-дефектолог

Музыкальный руководитель

Январь

- Рождественские пряники «козули»;

- Досуг «Колядки»

- Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом по развитию сенсорных способностей, взаимодействию  со сверстниками и взрослыми… - Конкурс «Снежный городок»

Воспитатели

Музыкальный руководитель  

Учитель-дефектолог

Февраль

- Неделя здоровья, зимние забавы,  фотоколлаж   «Уроки Мойдодыра»;

-Выпуск стенгазеты «С Днём защитника Отечества»  

Инструктор по физ. воспитанию Воспитатели

Март

- Целевые экскурсии по теме: «Профессии мам» - на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.  

- СОД по ручному труду Творческая мастерская «Я тебе цветочек подарю»;

- Семейный клуб по интересам «День совместных игр» - приглашение родителей поучаствовать в совместных играх на прогулке, в группе

- Фольклорный праздник « Масленица»;

- Работа с соленым  тестом – «Сороки»;

- Фотоотчёт  «Март – «пролетный»»

Воспитатели

Учитель-дефектолог  Сотрудники ОУ

Родители

Специалисты  Музыкальный руководитель

Апрель

-«Веселиться народ ,праздник Пасхи у ворот!»;

- Выпускной « До свидания, детский сад - здравствуй школа!»

- Подведение итогов реализации проекта в виде презентации PowerPoint для родителей детей группы №7 и педагогического персонала на педагогическом совете

Родители

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Май

- Мониторинг детского развития;

- Книга памяти « Спасибо деду за Победу!»;  

- Стенгазета «Знаю и люблю свой город!»;

- Кукольный спектакль «Цветик-семицветик»

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Июнь – август  

- Конкурс «Лучший участок ДОУ » (совместно с родителями);

- День Защиты Детей

- Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода»

-  Экологическая тропинка  «По тропинке весело наши ножки шли!»

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Анкета для родителей детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом № 7

1.1 Общие сведения о ребенке и семье

  1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________
  2. Дата рождения______________________________________________________
  3. Ф.И.О. отца, профессия_______________________________________________
  4. Ф.И.О. матери, профессия_____________________________________________
  5. Домашний адрес, телефон_____________________________________________
  6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?____________________
  7. Как протекали беременность и роды

__________________________________________________________________

  1. Какие болезни перенес ребенок?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Состоит ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз._____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Ведущая рука левая или правая?

______________________________________________________________________

  1. Каков уровень развития речи ребенка? _____________________________________________________________

1.2 Эмоциональное развитие ребенка

1. Часто ли ребенок плачет? (да, нет, по какой причине) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какое обычно состояние у ребенка? (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.).____________________________________________________________________

3.Как долго ребенок остается расстроенным?

__________________________________________________________________________

4.Чего боится ребенок?

___________________________________________________________________________

5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Быстро ли устает ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На кого в семье похож характером ребенок?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?

_______________________________________________________________________

9. Как ребенок относится к детям?

_______________________________________________________________________

10. Как ребенок относится к животным?

_______________________________________________________________________

1.3 Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы

1. Посещал ли ребенок детский сад ранее, группы развития и др.? Укажите с какого возраста, как долго?
_______________________________________________________________________

2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто чаще воспитывает ребенка?

_________________________________________________________________

4.Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?

_______________________________________________________________________

6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда единодушны, нет)

_______________________________________________________________________

7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (какие поощрения, какие наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения, объяснения, потакание, игнорирование).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, бабушку, никого)

_________________________________________________________________________

9. Чем чаще всего ребенок занят дома?

______________________________________________________________________

10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие из видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (сюжетно-ролевые игры, слушание сказок, рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков, конструкторы, другое…)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)

_______________________________________________________________________

13. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем), грызет ногти, сосет палец, раскачивается, повторяющиеся движения или слова, гиперактивность, замкнутость, агрессия, застенчивость,  истерики\капризы, страхи или другие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Социально-средовой статус

 1. Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная, опекунская (подчеркнуть).

 3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).

4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________

 5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др. (подчеркнуть).

 6.Родители

Мать (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________

Образование (квалификация) ________________________________________

Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия ______________________________________________________________

Специальность__________________________________________________________

Должность (звание)_________________________________________________________

По уходу за больным ____________________________________________ ________

Выполнение общественных работ _____________________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком __________________________________________

Отец (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

 Возраст_______________________________________________________

 Образование (квалификация)_____________________________________

 Выполняемая к моменту освидетельствования работа ___________________________________________________________________________

 Профессия _____________________________________________________________

 Специальность _____________________________________________________________

 Должность (звание)______________________________________________________

 По уходу за больным ____________________________________________________

 Выполнение общественных работ __________________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

 7.  Старшее поколение семьи

Бабушка (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

 Возраст_______________________________________________________

Образование (квалификация)________________________________________

Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия ______________________________________________________________

Специальность___________________________________________________________

Должность (звание)_______________________________________________________

 По уходу за больным ____________________________________________________

Выполнение общественных работ______________________________________________

 Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________ __________

Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

Дедушка (Ф.И.О.)_________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________

 Образование (квалификация)__________________________________

 Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия _____________________________________________________________

 Специальность _________________________________________________________

Должность (звание) ______________________________________________________

 По уходу за больным ________________________________________________________

 Выполнение общественных работ __________________________________________

 Не работает в связи с пенсионным возрастом_________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

 8. Сестры и братья

 Количество_____________________________________________________________

Возраст_________________________________________________________________

Состояние здоровья ______________________________________________________

9. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная, скандалы, физическое насилие и др. (подчеркнуть).

Дополнительные сведения (наблюдения):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)

______________________________________________________________________

 12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________

 13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности  (уборка, стирка, приготовление пищи) ____________________________________________________________________

14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни:  закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 17. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей, друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Главное - вместе!"

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка....

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Проект "Растем вместе"

Проект "Растем вместе"...

Проект: "Пойте вместе с нами"

Проект по развитию певческих навыков у детей 1 младшей татарской группы расчитан на учебный год, может помочь музыкальным руководителям в постановке целей, задач и пути их реализации....

Проект терренкур "Вместе весело шагать"

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм оздоровления, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных...

Творческий проект "Играем вместе" (по формированию межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста)

Цель: овладение детьми правилами взаимоотношений со сверстниками через подвижную игру. Фрмировать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские отношения с...

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».   ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...