Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Шохирева Анна Геннадьевна

В данной работе раскрывается вопрос о взаимосвязи развития мелкой мотрики рук и развитии речи детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста».

«Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук».

Д.Эльконин

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Исследования отечественных ученых (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинского) подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказывают прямое влияние манипуляций рук на развитие речевых функции. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Работа по развитию моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка.

Мария Монтессори также заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. 

Методические условия

Янушко Е.А. в своей методической разработке рассматривает общую и мелкую моторику, как одно из важных направлений в развитии ребенка раннего возраста. Определяет взаимосвязь моторики рук и пальцев с развитием речи ребенка.

Полозова Е.В. разработала пособие по использованию развивающих тренажеров из бросового материала для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Она утверждает, что работа с развивающими тренажерами и стихотворная форма проведения занятий положительно влияет на развитие речи.

Зажигина О.А. в своей книге «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» указывает на то, что пальчиковые игры с нестандартным оборудованием и с стихотворным сопровождением не только увлекательны  для детей, но и координируют движения пальцев рук, способствуют хорошему эмоциональному настрою и расширяют словарный запас.

Организационно-педагогические условия

В современных нормативных документах речевому развитию уделяется большое внимание. В ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную область.

В ФОП ДО подчеркнута роль использования упражнений для развития кистей рук как эффективного средства речевого развития детей раннего возраста.

Актуальность личного вклада в развитие образования

Работая в группе раннего возраста, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, мозаикой, так же дети испытывают затруднения в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Педагоги, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей с нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины.

 Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически.

Свою работу по речевому развитию детей раннего возраста я строила на основе следующих методических принципах:

- Принцип доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них.

- Принцип систематичности.

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

- Принцип последовательности. От простого к сложному. Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.

- Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Цель моей работы: создание условий для речевого развития детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. 

Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

Задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

В начале своей работы нами был проведен мониторинг речевого развития детей раннего возраста по методике Л.В. Красильниковой. Наблюдение проводилось по показателям импрессивной и экспрессивной речи. Исходя из результатов обследования мы увидели, что у большинства детей снижена общая речевая активность (активный словарь отстает от нормы; испытывают трудности в составлении высказывания о событиях, о совершаемых действиях; не задают вопросы; отсутствует самостоятельная активность в речи).

Рисунок 1. Результаты первичного обследования уровня развития речи детей.

На основе полученных результатов обследования мы спланировали работу по развитию речи у детей раннего возраста по следующим направлениям:

  1. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды.
  2. Совместная деятельность педагога с детьми (на занятиях, в режимных моментах).
  3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
  4. Индивидуальная работа с детьми
  5. Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

В группе для детей мы создали естественную, комфортную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными игровыми материалами, дидактическими пособиями, направленными на развитие мелкой моторики, некоторые из пособий выполнены нашими руками и руками родителей.

Центром развивающих игр у нас стал сенсорный дидактический стол, который оборудован дидактическими пособиями и играми на развитие мелкой моторики и развитие восприятия. Это разные по сложности пирамидки,  плоскостные  и объемные вкладыши, проволочные лабиринты, игры-шнуровки, мозаика, игры с прищепками и пуговицами, конструкторы (разной формы, размера, фактуры),  сенсорный бизиборд «Домик», кукла-пупс с разнообразными застежками (липучки, кнопки, молния, пуговицы), емкости для игр с песком и водой. Так же в группе имеются разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (с различными наполнителями) для проведения самомассажа кистей и пальцев рук.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). и мы оборудовали уголок по художественно-эстетическому развитию таким образом, что бы у детей в свободном доступе были карандаши, фломастеры, разнообразная по фактуре, плотности, форме и цвету  бумага, раскраски, пластилин, доски для лепки, шишки, желуди и другой природный материал.

Для достижения желаемых результатов работу по развитию мелкой моторики рук и координации движений пальцев, проводили регулярно, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и в режимных моментах.

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Это пальчиковые игры с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок («Сорока-сорока», «Пальчика здороваются», «Семья» и др.).

В своей работе использовали игры с прищепками:

  • «Котенок». Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
  • «Дополни картинку». Например - «Елочка», «Ежик», «Солнышко» (Вырезаем из желтого картона 2 круга, склеиваем их. Рисуем  с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поворачиваем круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и рассказываем малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Показываем, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поворачиваем солнышко другой стороной и смотрим, какое оно стало веселое).
  • «Прищепки на веревке»

 Еще один из приемов, который мы использовали в своей работе, это сухой бассейн с различными наполнителями (гречневая крупа, пшено, песок и прочий сыпучий материал). Прячу на дне ёмкости мелкие предметы, и предлагаю детям отыскать их на ощупь определить, какой предмет нашли (геометрическую фигуру или игрушку). Также предлагаю детям на ощупь отыскать на дне ёмкости определенный предмет по зрительному образцу.

Игры с бусинами. Нанизывание на веревочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука». Это игры «Разноцветные бусы», «Мамочке подарок» и др.

В совместной и индивидуальной работе проводили тренировку пальцев - «пальчиковый массаж» в форме:

  • массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью);
  • упражнения на сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности;
  • упражнения с предметами (карандаши, грецкие орехи, катушки).

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами-игрушками: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

В своей работе использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как:

- Узоры из пуговиц

- Узоры из ниток (ниткография)

Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, координации в пространстве.

- Аква гимнастика для пальчиков

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски мы выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственный клад. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые) и т.д. важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций.

- Рисование на песке.

- Создание картин из макарон и круп.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями круглый стол на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

 специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

 обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

 формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями был проведены консультации на следующие темы: «Особенности речевого развития детей раннего возраста»,  «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей раннего возраста», «Увлекательные игры с песком и водой».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» .

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий: бизиборд «Дом»,  пупс с различными застежками, пуговицами, шнуровкой, приобрели наборы для игр в центр «Песка и воды».

В конце учебного года была проведена повторная диагностика по речевому развитию детей раннего возраст так же по методике Красильниковой Л.В.

Рисунок 2.Повторная сравнительная диагностика уровня речевого развития детей.

По полученным данным, мы видим, что нам удалось достигнуть положительных результатов.  Увеличилось количество детей как с высоким уровнем речевого развития (начало года -2 ребенка, конец учебного года -7 детей) так и со средним показателем (начало учебного года – 6, конец учебного года – 11). Понизился показатель низкого уровня речевого развития детей (начало года – 14, конец учебного года – 6 детей). У детей

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи:

- дети научились выражать свои мысли словом;

- стали озвучивать выполняемые действия;

- расширился активный словарь, что можно наблюдать в самостоятельной речи детей;

- дети знают и играют в пальчиковые игры;

- в речи детей появились простые предложения.

Литература

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., Астрель, 2012.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста.: Пособие для воспитателей дет.сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.//СПб., Детство-Пресс, 2012.

5. Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6.

6. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала.//Воронеж, 2006.

7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб. , 2000.

8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: Изд-во «АСТ», 2011. – 228с.

9. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста.//СПб., Детство-Пресс, 2010.

10. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2013.

11. Янушко Е.А. Развитие моторики у детей раннего возраста.//М.: Владос, 2017.

12. http://www.maaam.ru/maps/news/8975.html

13. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry-20 

14. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевым нарушением. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что нарушения  возн...

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условия...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условия...