Образовательная система Ф.Фребеля
статья по коррекционной педагогике на тему

Матросова Надежда Николаевна

в данном материале описанно что такое система Ф.Фребеля, что она дает детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_f._frebelya.docx20.22 КБ
Файл chto_takoe_sistema_freblya.docx15.33 КБ
Microsoft Office document icon chto_daet_ispolzovanie_frebelya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система дидактических игр Фридриха Фребеля

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782—1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «...пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным»1. Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично, не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка. Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

«Дитя — существо деятельное, творящее, — писал он, — которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя — охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их»1. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка»2. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее»3. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Особенности дидактических методов Ф. Фребеля

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.

Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.

Фребель внес изменения и в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.

Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, — это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля, которые он сам называл «дарами», сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными. Через тексты, включенные в действия, происходит знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей, что подготавливает их к усвоению элементарных понятий об окружающей действительности. Кроме того, песенки и стихи, которые дети исполняют вместе с воспитательницей, способствуют эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.

Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, — это непременное участие взрослого в детских играх. Детские «садовницы», получившие специальную подготовку, должны были, по Фребелю, стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель демонстрировал нужные действия с «дарами», пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все это говорит о том, что Фребель является автором первой системы дошкольного воспитания.

Значение системы Фребеля и ее оценка

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале XX в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной — Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIX в., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871 г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу — подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894—1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.

Однако в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К. Д. Ушинский, С. Л. Бобровская, Е. И. Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля — принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенности и определенности, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница («садовница») должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.



Предварительный просмотр:

Что такое система Ф. Фребеля?

     Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит именно ему.

     Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

     Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

    Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

     «Дитя — существо деятельное, творящее, — писал он, — которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя — охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их». Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

      Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка». Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

      Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

     Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

     Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

     Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

      На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

     Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.



Предварительный просмотр:

Что дает использование игрового набора "дары Фребеля"?

  • развития социальных и коммуникативных умений;
  • сенсорного развития;
  • развития мелкой моторики;
  • развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструк¬тивной) деятельности;
  • формирования элементарных математических представлений;
  • развития логических способностей; Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

Рассматривая каждый «дар», Ф.Фребель разработал определенные правила:

    Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение.

     Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.). Это правило педагог объясняет на примере игры с мячом.

    Все фребелевский игры с кубиком разработаны в соответствии с этом правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному.

     Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что: мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды; с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

      Второй «дар» - шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф.Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу». Игры с мячом и шаром похожи, но свойства последнего – твердость и увесистость требуют от ребенка большей силы и лучшей сноровки. Шар, как и мяч, через игру развивает наблюдательность, воображение, воспитывает характер ребенка «при том незаметно для него самого», также способствует физическому развитию.

     Следующая игрушка, предмет для игры, по мнению педагога, должен иметь «...качества одинаковые с соответствующими качествами шара, вместе с... противоположными качествами». Поэтому куб и должен быть третьим «развивающе-воспитательным другом детских игр». Кубик вводит ребенка к пониманию формы, величины, числа.

  Применяя закон посредничества, Ф.Фребель рекомендует цилиндр как следующую игрушку. В этой игрушке он видит свойства шара - движение и кубика -неподвижность. Игрушку, которая имеет форму цилиндра, педагог называет «цилиндр».

Начало игр с шаром и кубиком по Ф. Фребелю приходится на вторую половину первого года жизни ребенка. Игры с этим «даром» должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял разницу между шаром и кубом. Разницу педагог видит в том, что шар при всех видах движения видится нам, как предмет неизменный, кубик же при различных движениях и поворотах производит разное впечатление (развитие проекционного видения ребенка). Эти два первых «дара» рассматриваются Ф. Фребелем как средства-заменители для изображения ребенком других предметов.

Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф.Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.

Четвертый «дар» - кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения - равновесия и распространенного движения.

Пятый «дар» - кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.

Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего) [1].

В своих книгах немецкий педагог формулирует правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом:

Игра должна быть свободной.

Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом - разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.

Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.

В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.

Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».

При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «..должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.

Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.

Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».

Начиная с третьего «дара», Ф. Фребель предлагает три вида игр: создание «форм жизни», «форм красоты», «познавательных форм». Эту деятельность он «высмотрел», наблюдая за самостоятельными играми детей: «Если окинуть взглядом формы детских построений и соединений, не обращая внимания на то, что они сразу же будут разобраны и разрушены, то на большем количестве их можно распознать»: «формы жизни», которые соответствуют объектам окружающего мира ребенка; «формы красоты» - сочетание, приводящие к единому образу; «формы познания» - сочетания и изображения как результат сравнений по форме, величине, положению. В рамках предложенных Ф. Фребелем игр основной деятельностью с материалами «даров» определяется конструкторская деятельность. Она предусматривает обучение детей действиям наглядного моделирования, что является специфическим средством мышления ребенка дошкольного возраста, а действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в области мышления.

Расширив знания детей о геометрических фигурах, немецкий педагог продолжает настаивать на важности поддержания и развития действия ребенка по замещению.

Из наблюдений за детьми Ф. Фребель делает выводы о том, что ребенок должен моделировать «формы жизни» в пределах всех «даров», что состоит из следующих этапов [2]:

визуальное обследование «дара» как целого;

свободная игра ребенка с «даром» до тех пор, пока воспитатель не использует благоприятный момент для вхождения в детскую игру или ребенок пригласит его сам;

помощь ребенку в осмыслении того, что он построил (то есть, дается название построенному, связывается с предметным и социальным окружением ребенка, определяется значение предмета в реальном мире);

побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил;

строительство с участием и по подсказке взрослого;

строительство по образцу;

строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами. Например, вокруг круглой площадки построить скамейки, обращенные в средину.

Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фребеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона.

Ф. Фребель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры.

Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фребеля должен иметь характер «благоприятного момента». Например, случайное сочетание ребенком кубиков, что приводит к строению, которое может служить моделью предмета из окружающей среды ребенка. Такая ситуация может быть толчком для перехода к третьему этапу в игре с «даром». Детей подводят к определению назначения каждой детали предмета, модель которого конструируется.

Например, создается модель беседки. «Беседку нужно построить для того, чтобы...», «Она должна быть такой, чтобы...», «Для этого нужно (расположить материал)...», «Нужно в беседке сделать крышу для того, чтобы...», «Нужно сделать двери для того, чтобы...» [3, с.74].. Таким образом, ребенок учится самостоятельно ставить цель, которую сам достигает. Но цель (в данном случае - построить беседку) ребенком осуществляется поэтапно и осмысленно, в процессе ее достижения она разбивается на ряд целей.

Итак, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности.

Значительное место в занятиях с дарами Ф. Фребель отводит такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация».

Ф. Фребель рекомендует применять его во всех видах занятий, начиная с третьего дара. Особенно широко Ф. Фребель применяет прием трансформации в создании «форм красоты». Нужно отметить, что для облегчения осуществления ребенком перемещения фигур, немецкий педагог, начиная с четвертого дара, рекомендует это делать в специально расчерченной на квадраты поверхности (стол, доска, бумажное полотно). Сторона квадрата равна большей стороне колонки (элемента данного «дара»). Цель такой поверхности - помочь ребенку при движении фигур выдержать симметрию, расстояние, форму.

Рассмотрев и проанализировав «формы красоты» всех даров, можно выделить такие общие правила их построения:

Для ознакомления ребенка или детей с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент. Удачным моментом может считаться случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты».

Воспитатель пробуждает у ребенке мотивацию к игре, приглашая «заставить» кубики «танцевать». После серии преобразований для кубиков обязательный «отдых», чтобы ребенок успел осмотреть и полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра.

Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

«Формы познания». Именно на демонстрации этих форм ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: названия фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части, различные взаимоотношения - материала и формы, формы и величины, величины и положения, формы и положения.

Ф. Фребель замечает, что было бы целесообразно в рамках «дара» начать ознакомление с «форм познания», но для маленьких детей нужно все-таки начинать с «форм жизни», потом переходить к «формам познания» и на конец - к «формам красоты». Такая последовательность, выведена педагогом из собственных наблюдений за детскими играми с материалами «дара». Ведь «формы жизни» дети больше всего строят потому, что они есть в опыте их повседневной жизни. Другие виды форм требуют создания дополнительных мысленных образов, приобретаемых ребенком во время различных конструкторских действий с фигурами (элементами «даров») [1].

Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.

Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игор.

Список литературы

Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: http://sir35.ru/pedagogika_Frebelya

Педагогическая система Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа: http://studentam.net.ua/content/view/2257/85/

Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние системы Ф.Фребеля на развитие дошкольников

Короткий обзор теоретических положений педагогической системы Ф.Фребеля...

Дидактическая система Ф. Фребеля. Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.

Дидактическая система Ф. Фребеля.  Краткое описание системы игр с дарами Ф. Фрёбеля.подготовила воспитательАрисова Людмила ВладимировнаГБДОУ детски сад №23 Кировского Районаг. Санкт-Петербург...

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов.Использование дидакического материала "Дары Ф. Фребеля" в ра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»

В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...

Технология STEM образования. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусст...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....