Тетрадь взаимосвязи учителя-дфектолога и воспитателей группы ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Терадь разработана для усвоения и закрепления навыков и умений воспитанников группы ОВЗ разного возраста и с учетом лексической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetrad_vzaimosvyazi_dlya_sayta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧАЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ...(I триместр)

тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей

в разновозрастной группе компенсирующей направленности

 для детей с ОВЗ

Методическая разработка

Блинкова Н.С.

      Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько  хорошо организована работа с воспитателями. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми знаний на занятиях.

    В данном пособии предлагаются  рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога. Задания разработаны для детей старшего и подготовительного возраста на год  с учетом перспективного планирования учителя-дефектолога. Лексический материал отработан с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.  Материал составлен с учётом лексических тем. Перед изучением новой темы (в пятницу) воспитатель проводит   экскурсии, наблюдения.  Учитель – дефектолог проводит занятие   по  ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью, опираясь на  знания детей, полученных в процессе экскурсий и наблюдений. Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель – дефектолог.  Задания прописаны в тетради взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя. Так как группа разновозрастная, задания прописываются для старшего и подготовительного возраста. В тетради взаимосвязи предусмотрена работа по следующим направлениям: развитию элементарных математических представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления,  мелкой моторики.  Практическое руководство к планированию и проведению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психическою развития 5-7 лет составлено на основе методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г.Шевченко, 2005г.).

Даты

Лексические темы

ФЭМП

(старший возраст)

ФЭМП

(подготовит.возраст)

ВПФ, ознакомление с окружающим

Мелкая моторика

27.08-10.09

Обследование детей

10.09-14.09

Осень. Осенний урожай

Обводить цифру один по контуру

Игра «Один- много»

«Чудесный мешочек с цифрами» (числовой ряд до 10).

«Назови какая цифра «перед», «после», «между».

«Хлопни столько, сколько я покажу»

Рассмотреть с детьми натуральные овощи и иллюстрации.Учить описывать овощи, называя его цвет, форму, величину.

Игра «В саду, в поле, в огороде».

«Разложи в вазу, лукошко и корзинку фрукты и ягоды».

«Парочки. Фрукты, овощи»

Пазлы «Овощи»

Игра «Узнай по голосу»:

      Мы немного порезвились,

                   По местам все разместились,

                   Ты загадку отгадай:

                   Кто позвал тебя, узнай.

Проводить горизонтальные линии слева-направо. Пропись.

Обводить овощи и фрукты по трафарету, раскрашивать.

17.09-21.09

Дары осени (грибы, ягоды).

 Находить круглую форму в предметах. Игра «Форма предметов»

Узнавание геометрических фигур в окружающем.

Составлять круг из нескольких частей.

«Образование числа 2»,

Закреплять написание цифры 2.

«Какое число пропущено»,

Закреплять понятие «пара».

Рассмотреть на прогулке разные виды деревьев и кустарников. Отметить особенности строения: ствол (стволы), ветви,  листья (иглы), плоды и т.д. Закрепить названия деревьев и кустарников.

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением осени. Признаки  особенности осени.

«Четвертый лишний».

«Парочки. Фрукты, овощи. Грибы. Ягоды».

Игра «Скакого дерева лист».

Разучивание пальчиковой гимнастики «1,2,3,4,5 будем листья мы считать»

Обводить круги по пунктиру.

Дорисуй контур геометрической фигуры(круг).

 Рисовать листья, используя трафарет, раскрашивать.

24.09-28.09

Дикие и домашние звери. Перелетные птицы

Закрепить умение  определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

закреплять знания детей о образовании числа 3.

обозначать цифрой, соотносить количество с цифрой число 3;

«Скажи,сколько чего», «Числовой ряд»

Рассмотреть муляжи и иллюстрации диких и домашних животных. Обратить внимание на отличительные особенности животных.Упражнение: «Что у кого?»

Сравнить животных.

Упражнение: «Что общего и чем отличаются?»

«Кто где живет?»

"Животные и птицы» (Как говорят, что едят.)

«Найди лишнюю птицу».

"Дикие и домашние животные, перелетные птицы» (классификация)

Обводка по внутреннему контуру и штриховка геометрических фигур сверу- вниз (круг).

Обведение трафаретов, шаблонов домашних животных; их раскрашивание.

1.10-5.10

Мой организм. Что я знаю о себе

Обводить цифру 2 по контуру.

Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры;

«Узнай фигуру по описанию», «Найди форму в предмете»,

«Классификация фигур по форме» закреплять знания детей об образовании числа 4.

«Органы чувств»

Что забыл нарисовать художник.

Что для чего?

Выучить:

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок,

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся;

Проводить вертикальные линии сверху-вниз.

8.10-12.10

Одежда, обувь и головные уборы

Закреплять представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круги квадрат; размер: большой, маленький). Игра «Цвет, форма, размер», «Большой, средний, маленький»

Составлять группы предметов с заданными признаками.

Знакомить детей с составом числа 3; учить раскладывать число 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 3.

«Числовые домики»

«Классификация фигур по размеру»

Рассмотрите вместе с детьми предметы одежды, головных уборов, обуви;  закрепите их названия.

«Скажи наоборот»

«4 лишний»

«Подбери пару обуви».

«Разрезные картинки»

«Узнай по силуэту»

«Подбери картинку» (классификация одежда, обувь, головные уборы).

Вырезание кругов разного диаметра  по контуру.

обведение трафаретов, контуров предметов одежды, обуви, головных уборов – раскрашивание, штриховка.

15.10-19.10

Транспорт

Закрепить понятиям «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте».

Игра-конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая» (палочки Кюизенера)

Знакомить детей с составом числа 4; учить раскладывать число 4 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 4

Понаблюдать    вместе с детьми на улице    за различными видами транспорта, закрепить их названия.
Учить детей выделять и правильно называть словом части    машин (грузовых и легковых), автобуса, самолёта, корабля. Закрепить с детьми   виды транспорта.

"Рассортируй транспорт по видам»

«Выполни инструкцию» (использование предлогов).

 «Запомни и повтори предложения» (слуховая память).

Упражнения: «Разрезные картинки», «Пазлы-вкладыши»(транспорт).
Упражнение «Сравни: найди общее и отличия»

(Птица и самолет)

Выучить пальчиковую гимнастику.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай — О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях - корабли, ледоколы, суда.Они не заходят сюда никогда.

22.10-26.10

Профессии

Закреплять понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») в практической деятельности. Игра «Паровоз»

закреплять знания детей об образовании числа 5.

Познакомить детей с пятиугольником.

Рассмотреть вместе с детьми  картинки. Познакомить  с названиями профессий.  Закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии».  

Побеседуйте с детьми о том, где и кем работают их  родители. Предложите назвать профессии людей, работающих в детском саду.

Упражнение  «Угадай профессию».

Воспитатель раскладывает иллюстрации профессий людей, а дети называют и показывают соответствующие картинки.

Лото «Профессии»

Соедини точки по порядку от 1 до 5.(5-тиугольник)(подг.возр)

Учить проводить волнистые линии различной конфигурации. (страш.возр)

29.10-02.11

Моя Родина – Россия.

Закрепление понятий «больше — меньше».  Различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.

Знакомить детей с составом числа 5.

 «Числовые домики»

Побеседовать с детьми о том, на какой планете мы живём? (Земля. Мы земляне.) В какой стране?  (Россия.  Мы  - россияне.) Назвать столицу России.

Познакомить с гимном и гербом  и флагом, президентом  России. В каком городе?    Провести экскурсию по одной из улиц города .  Познакомить с достопримечательностями.

"Сложи герб из частей»

«Сложи узор» (флаг России)

Вырезание квадратов разного размера  по контуру.

06.11-09.11

Осень, сезонные изменения

Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер);  составлять группы предметов с заданными признаками.

Формировать представление детей о сложении как объединении совокупностей предметов.

«Чтение математической записи»

Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением времён года. Вспомнить название каждого времени года. Уточнить последовательность смены времён года. Познакомить с осенними месяцами. Выучить с детьми их последовательность.

Лото «Время года»

Упражнение «Четвёртый лишний»(по  форме, цвету, размеру).

«Одежда по сезону»

«Что сначала, что потом»

Д/упр. «Сложи фигуру из счётных палочек».

Д/упр. «Собери бусы».

12.11-16.11

Подготовка животных к зиме

Прямому счету до трех и обратному от трех. Обводить цифру 3 по контуру. Соотносить цифру и количество до 3-х.

Знакомить детей с составом числа 6;

продолжать закреплять записи сложения с помощью знаков.

Побеседуйте с детьми о том, как звери готовятся к зиме: заяц и белка меняют шубки, белочка утепляет своё дупло, делает на зиму запасы, ёж натаскивает в свою норку сухих листьев и мха, медведь с осени готовит берлогу и т.д.

 Загадки про лесных животных.      

 Кто, забыв свои тревоги, до всены храпит в берлоге.

                                                                  (Медведь)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый,

в лесу живет, в деревне кур кладет. (Лиса)

Упражнение «Спрячь зайчонка от волка»

Использование предлогов: «в», «на», «под» (ст. гр.)

«за», «около», «между» (подг. гр.)

Д/игра «Чей силуэт?»

Игра с пальчиками:

На каждое слово  ребёнок поочерёдно соединяет все пальцы с большим в прямом и обратном порядке. Сначала ребёнок соединяет  пальчики одной руки, потом  - другой, затем обеими руками вместе

  Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год                     (смена рук)
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.

19.11-23.11

Комнатные растения.

Закреплять умение находить правое и левое в окружающем пространстве. Игра «Слева-справа»

Закреплять знания детей об образовании числа 7.

«Сосчитай и назови», «Подбери цифру», «Который по счету», «Дни недели».

Узнай по силуэту, «Какой это цветок?».

Д/упр. «Чего не хватает?»

Координация речи с движением.

Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес.

 И такое чистое, доброе, лучистое.

 Если б мы его достали, мы б его поцеловали.

Д/игра «Чего не стало?» (3-5 цветов).

 «Назови, какие цветы ты знаешь?».

«Мозаика»  – чередование трех цветов.

"Шнуровальный планшет»

26.11-30.11

Аквариум. Рыбы

Находить квадратную форму в предметах. «Цвет, форма, размер».

Узнавание геометрических фигур в окружающем.

Составлять квадрат из нескольких частей.  

Формировать представления детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части; познакомить со знаком «-».

«Математические записи»

Знакомить детей с составом числа 7.

Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением обитателей аквариума: рыб, улиток.

 Уточнить названия рыб.Закрепить в словаре  обобщающие понятия.

  Уточнить части тела рыб: голова, жабры, туловище, лапы (плавники), хвост.  Тело покрыто  чешуёй.

 Упражнение «Назови ласково».

 Упражнение «Что общего и чем отличается?»

Игра «Аквариум»

Обводить квадраты по контуру.

Дорисуй контур геометрической фигуры(квадрат).

Развитие тонкокоординированных движений:«рыбка»

Ладони на ребро. Пальцы двух рук соединить(ладони раскрыты), большие пальцы поднять вверх (плавник).  Плавными движениями показать,  как плывёт рыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С ОНР

РАЗДЕЛРАБОТЫОбщие речевые навыкиОбщая моторика. Речь с движениемМелкая моторикаЗрительное и слуховое вниманиеЛексика, связная речь, грамматика.Звуко-произношениеРабота над слоговой структурой сл...

Тетрадь взаимосвязи учителя - дефектолога с воспитателями группы для детей с задержкой психического развития

Вся коррекционная работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога. Дефектолог совместно с воспитателем и логопедом группы обсуждают объем материала на предс...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы...

Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности.

Вашему вниманию предоставляю тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности  4-5 лет, как образец,как вариант..Возможно пригодится начинающим пед...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности....

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы ЗПР

В тетради взаимосвязи представленны лексические игры, дидактические игры, пальчиковые игры для формирования лексико-грамматического строя  речи у дошкольников с ЗПР ....