«Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Аверина Ольга Геннадьевна

Сообщение для ММО учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_i_melkaya_motorika.odt27.26 КБ

Предварительный просмотр:

             В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.

  Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

   

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий:

- повышение умственной и физической работоспособности;

- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

- стимулирование речевых зон коры головного мозга;

- формирование орального праксиса;

- совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;

- повышение резервов дыхательной системы;

- профилактика нарушения зрения;

- создание благоприятного эмоционального фона.

   При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей) ;

- систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно) ;

- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка) ;

- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки) ;

- комплексного воздействия на все анализаторы;

- совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

   Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  1.  Технологии сохранения и стимулирования здоровья: гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.
  2.  Технологии обучения здоровому образу жизни: игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, аурикулотерапия.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.

Одним из этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика

  Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

          Артикуляционная гимнастика - это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (Слайд 1)

                  Регулярное выполнение поможет:

  1. улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  2. улучшить подвижность артикуляционных органов;
  3. укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  4. уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

 (Слайд 2)

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

   Продолжительность гимнастики зависит от возможностей детей, как правило, не более 5 минут.

Я приведу пример некоторых упражнений, т.к. все артикуляционные упражнения вам известны.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

3)«Лошадка» – пофыркали.

4)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Месим тесто» – размять язык зубами, похлопать губами по языку,

2) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

3) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

4) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

5) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

6) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

7) «Грибок» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

8) «Гармоша» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

9) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

10) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

    Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:

• «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика) ;

• Использование дидактических кукол;

 • Адаптированные сказки с движениями;

 • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;

 • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже, маленькой спринцовкой и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

  Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавить движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

             Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

      Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат. Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с младшей группы и до выхода детей в школу.

    Хотим представить вашему вниманию некоторые наиболее интересные на наш взгляд приемы работы по развитию мелкой моторики:

1. Пальчиковые игры.

   Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и, помимо развития речи, способствуют развитию творческой деятельности.

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка — складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка — разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки — поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

    Как разновидность игр с пальчиками - упражнения типа «Повтори движение»:

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить фигуру. Усложнение задания в том, что ребенку необходимо зеркально отразить фигуру (ведь взрослый сидит напротив), если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом. Так легче копировать положение пальцев руки.

2. Логопедический массаж.

Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Виды массажа:

1. массаж кистей рук,

2. аурикулярный массаж,

3. интеллектуальный массаж,

4. упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-артикуляторных мышц.

3. Игры с крупой.

Эти игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это  отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.

Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).

1.Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.

3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.

4.Заполняем формочки. Возьмите любые формочки , поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.

5.Игры с пинцетом. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины.  Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.

6.Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

7. Спрячьте в емкости с крупой какой-либо предмет. Пусть ребенок нащупает его и угадает – что спрятано. Можно искать предмет и приговаривать:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

4.Игры с бросовым материалом.

Поделки из бросового материала.

В ходе таких игр развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры с бросовым материалом:

- Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

 Упражнения орехами и шишками.

Катание шишки между ладонями:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат

***

Ежик, спрячь свои иголки -

Мы же дети, а не волки!

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул,

Завернулся и заснул.

 Упражнения с колючим массажным мячиком.

 Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

- Игры со спичками или счетными палочками

- Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

- Поделки из бросового материала:  из бутылок, коробок, фантиков, пробок, проволоки и т.д.

5.Игры с бельевыми прищепками.

В результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

 

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

6. Криотерапия.

(контрастная терапия)

Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Движения пальцев начинают формироваться в большем объеме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, в следствие чего лучше развивается двигательная зона.

Методика:

1. Лед в миске (кубики) дети перебирают руками (начинают с 10 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (таз с теплой водой, бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. Проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем, любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок. Сортировка шишек, шариков, поглаживание разного материала (шерсть, шелк, ситец, наждак).

7. Рисование песком.

Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.

Данные занятия рисования песком рекомендуется детям с 4,5 лет.

Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкий просеянный песок (либо манку или муку) на любой гладкой поверхности.

 Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.

Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент.

 Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих запретов и правил в ходе рисования песком  нет.

8. Работа с ножницами.

Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику.

Это  любого вида вырезания: по контуру, симметричное, из бумаги, сложенной в несколько раз…

    Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»

Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...

Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

Существуют различные способы развития мелкой моторики рук детей. Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, можно сделать выводы, что развитие мелкой моторики рук возможно с использо...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей помощью логопедического массажа ложками

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....

Консультация для педагогов: "Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"

Консультация для педагогов: "Работа по развитию  мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей с помощью логопедического массажа ложками.

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....

Музыкальные пазлы как средство развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

развитие мелкой моторику рук,  соединение музыкальных частей  в одно целое....

Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,...