РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНКЛЮЗИИ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ИЛИ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по коррекционной педагогике на тему
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_i_shkoly_v_adaptatsii_rebenka.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Чурикова Ирина Петровна,
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №26 «Золотая рыбка»
г. Кумертау Республика Башкортостан
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ
К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНКЛЮЗИИ
В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ИЛИ В ДЕТСКОМ САДУ
В мире с каждым годом увеличивается количество рождения детей с ограниченными возможностями здоровья и на сегодняшний день является актуальной проблема инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовых образовательных учреждениях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Раньше все дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в специализированных учреждениях, разделенных по видам заболеваний детей. Но в последнее время многие родители начали отдавать своих детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Обосновывают они это тем, что ребенок должен обучаться и социализировать в той среде, в которой ему в дальнейшем предстоит жить. То есть, ребенок должен жить и взаимодействовать не только с такими же, как он детьми с ОВЗ, но и с обычными - здоровыми детьми.
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.
Достигнув возраста 2-3 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов с взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.
Данный вид образования становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные детские сады для совместного обучения и воспитания с другими детьми.
В таких условиях педагогу приходится решать такие основные задачи как:
►создание уютного, комфортного пространства для всех детей независимо от их развития;
►совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений;
►формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
В связи с этим в деятельности педагога появляется новый акцент: педагог и проектировщик, и конструктор образовательной среды, то есть, говоря словами Л. С. Выготского, «выпадает активная роль - лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую поставил перед собой воспитатель».
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ предусматривает тесное сотрудничество с семьей. Педагог помогает семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка с ОВЗ, формирует оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, обучает их доступным приемам коррекционной работы путем бесед и индивидуальных консультаций.
Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты ДОУ - это, прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.
Совместная учебно-воспитательная деятельности ДОУ и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов дошкольного учреждения, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:
► в основе совместной деятельности образовательного учреждения с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;
► доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
►педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;
► опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.
Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы и ДОУ, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.
Нельзя сказать, что основная роль в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению лежит на школе или детском саду. Нет, это не так. Родители выполняют очень важную роль - оказывают всестороннюю поддержку своему ребенку. Ведь родителям, прежде чем помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, нужно самим принять своего ребенка и научиться жить с его заболеванием. Родители, несомненно, являются опорой для ребенка ОВЗ и помогают ему адаптироваться к обучению.
Только при правильно спланированном и хорошо организованном взаимодействии школы, ДОУ и семьи, ребенок с ограниченными возможностями сможет не только адаптироваться к инклюзивному обучению в детском саду или в массовой школе, но и гармонично развиваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инклюзивное образование в России; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).-М., 2011.-85 с.
2.Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.
3.Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
6. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -- 2010. -- № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....
"Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Рекомендации для родителей, которые планируют отдать своих малышей в детский сад. Материал также будет полезен воспитателям ДОУ....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В статье рассматривается проблема обеспечения психологической готовности ребенка к школьному обучению, в процессе объединения усилий по подготовке педагога-психолога ДОУ и родителей. Представлены осно...
Роль семьи в нравственно-волевой подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей....
Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка третьего года жизни в условиях ДОУ
Обобщение педагогического опыта во время адаптации детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Роль любимой игрушки в период адаптации ребенка к условиям ДОО
Консультация для родителей, чьи дети начинают посещать детский сад....