Игры на развитие фонематических процессов детей 5-6 лет
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ
Цели игр по формированию фонематических процессов у дошкольников:
- развивать слуховое внимание;
- закреплять умение дифференцировать звуки;
- называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- различать на слух слова, звучащие неправильно, делить слова на слоги;
- слышать и называть слова с одинаковым звуком;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза.
ИГРА «НАЙДИ ЗВУК»
Оборудование: сюжетные картинки на изучаемый звук.
Описание: Взрослый предлагает рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например [C].
Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитывают у кого больше фишек.
ИГРА «ПАУЧОК»
Оборудование: стихотворение для чтения взрослым.
Описание: Взрослый детям читает стихотворение
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
После прочтения даются задания:
- МОТЫЛЕК (МУХИ, ПЧЕЛКИ и т. д.) - сколько слогов в слове, какой слог первый, какой последний?;
- какой одинаковый слог в словах ПАУТИНКИ, ПЧЕЛКИ, БАБОЧКИ (КИ);
- назовите насекомых в названия которых есть 1 — 2 — 3 слога.
ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО»
Оборудование: картинки звуков для ведущего, мяч.
Описание: Дети встают в круг. Ведущий называет (показывает картинку) звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
ИГРА «ХЛОПНИ-ТОПНИ»
Оборудование: Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков.
Описание: Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой.
ИГРА «ПОПУГАЙ»
Оборудование: игрушка Попугай.
Описание: Взрослым создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить Попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Педагог в роли Попугая произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Например: Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т. п. В дальнейшем роль Попугая берет на себя один из детей.
ИГРА «КУБИК»
Оборудование: кубик с точками, тематические картинки.
Описание: Взрослый бросает кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребенок придумывает слово или находит картинку. Игру можно провести с одним-двумя детьми или небольшой группой детей.
ИГРА «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ»
Оборудование: игрушки (картинки) на разные звуки.
Описание: Взрослый показывает игрушку(картинки), например: собака, змея, цыпленок и т.д. и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить четко. Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».
ИГРА «ГДЕ НУЖНЫЙ ЗВУК?»
Оборудование: картинки на изучаемые звуки.
Описание: Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
ИГРА «КЛУБОЧЕК-МОТОЧЕК»
Оборудование: клубочек ниток.
Описание: Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
"По дорожке (Имя ) шла/шел,
Клубок ниточек нашла/нашел,
Вы (слово) слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите".
Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
Усложнение: ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
ИГРА «ЛОВИ СЛОВО»
Оборудование: тематические картинки.
Описание: Взрослый показывает картинку и называет ее. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШИМ?»
Оборудование: Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Описание: Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, например:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
ИГРА «КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»
Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Описание: Взрослый объясняет, что в домике живут только птицы (насекомые, животные), в названиях которых есть, например, звук [В]. Надо поместить этих птиц в домик. Дети называют всех изображенных на картинках птиц (животных, насекомых) и выбирают среди них тех, в названиях которых есть заданный звук .
ИГРА «ЦЕПИ-ЦЕПИ-КОВАНЫ»
Оборудование: набор слов для взрослого, или набор картинок для детей.
Описание: Ребенок (или взрослый ) называет слово (показывает картинку), рядом сидящий подбирает свое слово (картинку), где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» («ковал») цепь.
ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Оборудование: расчерченные листы бумаги, простые карандаши.
Описание: У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Взрослый называет звук, с которым они будут играть. Когда взрослый произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ?»
Оборудование: пуговицы, пробки от бутылочек, каштаны и т. п.
Описание: Взрослый называет слово, дети считают количество звуков и выкладывают на столе соответствующее количество пуговиц (или других предметов).
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Оборудование: набор слов для взрослого.
Описание: Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [С].
ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ»
Оборудование: сюжетные картинки.
Описание: Взрослый предлагает ребенку на сюжетной картинке найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
ИГРА «КВАРТИРКА ЗВУКА»
Оборудование: схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец; фишки.
Описание: Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.
ИГРА «ПОДРУЖКИ ЗВУКИ»
Оборудование: набор слов для взрослого.
Описание: Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово. Например: [м], [а], [к] — мак.
ИГРА «НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ»
Оборудование: тексты предложений для чтения взрослым, игрушка Незнайка.
Описание: Взрослый говорит детям: «Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки».
Коса прыгнула через забор.
Колова дает вкусное молоко.
Рошадь жует сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом и т.п.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Ответьте на вопросы:
Какой первый (последний) звук в слове собака?
Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
Сколько слогов в слове корова?
Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....
Игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи....
Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы....
Игры в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Материал для специлистов и родителей...
«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и направлен на расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических проце...
«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....
Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Главным определяющимпризнаком ФФН является незавершенность формирования процессовпроизношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционнымихарактеристикам. ФФН представляет серьезное препят...