Игры на развитие фонематических процессов детей 5-6 лет
картотека по развитию речи

Корж Лариса Александровна

Игры в коррекционной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonem._sluh_5-6_let.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ

   Цели игр по формированию фонематических процессов у дошкольников:

- развивать слуховое внимание;

- закреплять умение дифференцировать звуки;

- называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

- различать на слух слова, звучащие неправильно, делить слова на слоги;

- слышать и называть слова с одинаковым звуком;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза.

      ИГРА «НАЙДИ ЗВУК» 

   Оборудование: сюжетные картинки на изучаемый звук.

  Описание: Взрослый предлагает рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например [C].

   Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитывают у кого больше фишек.

   ИГРА «ПАУЧОК»

   Оборудование: стихотворение для чтения взрослым.

   Описание: Взрослый детям читает стихотворение

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,

Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

   После прочтения даются задания:

- МОТЫЛЕК (МУХИ, ПЧЕЛКИ и т. д.) - сколько слогов в слове, какой слог первый, какой последний?;

- какой одинаковый слог в словах ПАУТИНКИ, ПЧЕЛКИ, БАБОЧКИ (КИ);

   - назовите насекомых в названия которых есть 1 — 2 — 3 слога.

   ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

   Оборудование: картинки звуков для ведущего, мяч.

  Описание:  Дети встают в круг. Ведущий называет (показывает картинку) звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

   ИГРА «ХЛОПНИ-ТОПНИ»

   Оборудование: Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков.

   Описание: Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой.

   ИГРА «ПОПУГАЙ»

   Оборудование: игрушка Попугай.

   Описание:  Взрослым создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить Попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Педагог в  роли Попугая произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

   Например:  Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т. п. В дальнейшем роль Попугая берет на себя один из детей.

   ИГРА «КУБИК»

   Оборудование: кубик с точками, тематические картинки.

  Описание: Взрослый  бросает кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребенок придумывает слово или находит картинку. Игру можно провести с одним-двумя детьми или небольшой группой детей.

   ИГРА «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ»

   Оборудование: игрушки (картинки) на разные звуки.

 Описание: Взрослый показывает игрушку(картинки), например: собака, змея, цыпленок и т.д.  и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить четко. Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».

   ИГРА «ГДЕ НУЖНЫЙ ЗВУК?»

   Оборудование: картинки на изучаемые звуки.

  Описание: Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

   ИГРА «КЛУБОЧЕК-МОТОЧЕК»

   Оборудование: клубочек ниток.

   Описание: Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

"По дорожке (Имя ) шла/шел,

Клубок ниточек нашла/нашел,

Вы  (слово) слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите".

   Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

   Усложнение: ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

   ИГРА «ЛОВИ СЛОВО»

   Оборудование: тематические картинки.

   Описание:  Взрослый показывает картинку и называет ее. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

   ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШИМ?»

   Оборудование: Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

   Описание:   Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, например:

   Белый снег, белый мел,

   Белый заяц тоже бел.

   Кот копеек накопил,

   Кошке козочку купил.

   ИГРА «КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»

   Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

   Описание:  Взрослый объясняет, что в домике живут только птицы (насекомые,  животные), в названиях которых есть, например, звук [В]. Надо поместить этих птиц в домик. Дети называют всех изображенных на картинках птиц (животных, насекомых) и выбирают среди них тех, в названиях которых есть заданный звук .

   ИГРА «ЦЕПИ-ЦЕПИ-КОВАНЫ»

   Оборудование: набор слов для взрослого, или набор картинок для детей.

   Описание:  Ребенок (или взрослый ) называет слово (показывает картинку), рядом сидящий подбирает свое слово (картинку), где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» («ковал») цепь.

   ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

   Оборудование: расчерченные листы бумаги, простые карандаши.

   Описание:  У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Взрослый называет звук, с которым они будут играть. Когда взрослый произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

   ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ?»

   Оборудование: пуговицы, пробки от бутылочек, каштаны и т. п.

 Описание: Взрослый называет слово, дети считают количество звуков и выкладывают на столе соответствующее количество пуговиц (или других предметов).

   ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

   Оборудование: набор слов для взрослого.

  Описание:  Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [С].

   ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ»

   Оборудование: сюжетные картинки.

   Описание: Взрослый  предлагает ребенку  на сюжетной картинке найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

   ИГРА «КВАРТИРКА ЗВУКА»

   Оборудование: схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец; фишки.

   Описание: Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

   ИГРА «ПОДРУЖКИ ЗВУКИ»

   Оборудование: набор слов для взрослого.

   Описание: Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово. Например: [м], [а], [к] — мак.

   ИГРА «НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ»

   Оборудование: тексты предложений для чтения взрослым, игрушка Незнайка.

   Описание: Взрослый говорит детям: «Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки».

   Коса прыгнула через забор.

   Колова дает вкусное молоко.

   Рошадь жует сочную траву.

   Кочка ловит мышку.

   Собаха сторожит дом и т.п.

     А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Ответьте на вопросы:

   Какой первый (последний) звук в слове собака?

   Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

   Сколько слогов в слове корова?

   Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи....

Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы....

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и направлен на расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических проце...

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....

Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Главным определяющимпризнаком ФФН является незавершенность формирования процессовпроизношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционнымихарактеристикам. ФФН представляет серьезное препят...