Игры в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)
Материал для специлистов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_razvitii_fonematicheskih_protsessov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ
ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Давно известно и научно доказано, что в игре дети лучше усваивают новый материал и гораздо быстрее его запоминают. Поэтому сложный процесс формирования фонетико – фонематической стороны речи логично развивать через игровые приемы.
Задачи:
1. с помощью занимательного игрового материала сделать процесс обучения занимательным, весёлым, высокоэффективным;
2. развивать речевой слух и навыки фонематического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятии, внимание, мышление) ;
3. воспитывать интерес к живому русскому слову.
Ребёнок появляется на свет, обладая врождённой чувствительностью к звукам. К трём годам фонематический слух должен быть сформирован. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожих по звучанию. И правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму. При нарушениях фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей. А при чтении дети путают названия букв. Пропускают буквы и не замечают этого. На письме наблюдается замена букв обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот – озвончение. Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Научить слушать и слышать. Выделять звук на фоне слова, определять последовательность, количество и место звука по отношению к другим. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое восприятие, очень важная особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых, музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для исправления речевых дефектов. Планирование коррекционной работы ведётся по следующим направлениям:
1. различение неречевых звуков;
2. различение сходных фонем на слух;
3. различение сходных фонем в произношении;
4. подготовка к звуковому анализу.
Использование практических пособий в форме комплексных игр и развивающих упражнений значительно расширяют возможности и повышают эффективность коррекционного воздействия. Компактность и мобильность игр заметно облегчает процесс обучения и даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребёнка, что в свою очередь, помогает актуализировать внутренние ресурсы каждого из детей и вовремя включать механизмы самокоррекции.
Процесс формирования фонематического слуха у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребёнка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Поэтому необходима игровая форма подачи материала т.к. только игровое общение совершенствует речевую активность ребёнка. Я стараюсь проводить занятия, превращая их в захватывающие приключения. Ребёнок, увлекаясь игрой, старается как можно точнее соблюсти её условия, не замечая, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к сказочным персонажам, к «Звуковичкам» и т.д. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели используются различные формы поощрений. Задания и игры даются детям от имени «Звуковичка». В играх на фонематику используется наглядный материал, таблицы, рисунки, буквы соответствующие звуку, предметные картинки на слова – паронимы и т.д. Все упражнения и задания ориентированы на формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На каждом занятии дети учатся правильно произносить звуки, различать их на слух и в произношении. Применяются символы, схемы, что повышает эффективность звуковой и аналитико – синтетической деятельности, улучшает контроль за усвоением знаний. При выполнении занимательных заданий у детей развивается «языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым значением слов.
Фонетическая гимнастика:
«Весёлая полянка» (озвучивание персонажей, которых дети встречают на весёлой полянке)
Представьте, что мы с вами очутились на « Весёлой полянке» . Вот полетела пчела (дети – «ж-ж-ж» жужжит). Неожиданно прилетели комары издали слышно (дети –« з-з-з» звенят), подлетают ближе и громко слышно (дети – «З-З-З»). Вдруг под кустиком мы увидели ёжика он пугает нас своими колючками и возмущённо фыркает ( дети – «Ф-Ф-Ф»). С деревьев срываются и тихо кружатся листочки (дети – «ш-ш-ш» шуршат). Раздаётся звук дятла (дети – «Д-Д-Д»). Чтобы быть здоровыми и сильными утро вы все начинаете со спортивной гимнастики. А чтобы ваши ушки хорошо слышали и умели различать звуки нужно делать Игра «Кто сказал БУЛЬ – БУЛЬ» ( на различение звуков окружающей действительности.) Многое , что нас окружает издаёт звуки. «Звуковичок задаёт вопросы, а дети правильно озвучивают предметы .
- Какой звук издаёт телефонная трубка лежащая на столе? (дети – «Ту-ту-ту»);
- Как звенит комар (дети – «З-З-З»);
- Машина подаёт сигнал (дети – «Бип –Бип»);
- Рычит лев (дети – «Р-Р-Р»);
- Гудит паровоз (дети – «ТУ-ТУ»);
- Жужжит пчела (дети – «Ж-Ж-Ж»);
- Выходит воздух из трубы парохода ( дети – «ПЫХ-ПЫХ»);
- Всплеск воды когда ныряем в воду ( дети – «Плюх»);
- Пускание пузырей на воде ( дети – «Буль – буль»).
Игра«Тихо – Громко»( на различение громких и тихих звуков.) Дети закрывают глаза и слушают как звучит кубик с манкой, определяют, что он звучит тихо.
Уточняют, как тихий звук можно изобразить голосом? ( дети – Ш-Ш-Ш)
Встряхивается второй кубик с фасолью.Дети говорят, что он звучит громко.Затем перечисляют предметы, которые могут издавать тихие звуки
- писк цыплёнка; стук мяча о пол ; машина высыпает песок; шипит змея; шуршание шин на дороге.
Затем называют предметы, которые могут издавать громкие звуки:
- бой барабана; грохот грома; жужжание жука и т.д.
Придумывают «громкие предложения» (дети: Трубят трубы. Барабанят барабаны. Каркает ворона. Грохочет гром);
«тихие предложения»(дети: шипит змея, шуршат листья, пыхтит чайник и т.д)
Игра:
«НАЗОВИ ПАРУ» придумывание слов близких по звучанию , эти слова должны рифмоваться:
УСЫ – УЖИ СТУЛ – СТОЛ МАШИНА – МАЛИНА МАК – РАК КОТ – КИТ КОЗА – ЛИЗА ЖУК - ЛУК
Игра:
«ПОКАЖИ РУКОЙ» (различение твёрдых и мягких согласных) Используются картинки и сигналы – символы звуков синего и зелёного цвета.
Дети учаться на слух различать твёрдые и мягкие звуки.
А). вариант
На твёрдый согласный звук в словах показывают кулачок крепко сжимая пальчики.
На мягкий согласный звук в словах показывают раскрытую ладошку.
Б).вариант
Можно использовать синие и зелёные «фонарики» которые дети поднимают как сигналы светофоров.
Игра:
«Попугай» (воспроизведение слогов и слов с оппозиционными фонемами) Дети внимательно слушают, что произносит попугай «Петруша» на своём особом языке и повторяют за ним слоговые сочетания, стараясь передразнить его точно: ПА-БА-ПА, КА-ГА-КА, ЛА-РА-ЛА, СА-ША-СА, ТА-ДА-ТА;
Игра:
«ЗВУКОЕД» ( выделение 1-го звука в словах, развитие навыков словоизменения, умения находить в длинных словах – короткие). Дети уточняют, что у «Звуковичка» есть неприятель:
«Злой, зубастый «ЗВУКОЕД».
Он всем словам наносит вред:
В словах он нужный звук съедает,
значенья слов он изменяет.
Был смех - стал (дети «мех»);
Был спорт – стал (дети «порт»);
Была стройка - стала (дети «тройка»);
Была спешка – стала (дети «пешка»);
Был снаряд – стал ( дети «наряд»);
Были сутки - стали ( дети «утки»);
Был склад – стал ( дети «клад»);
Был снежный - стал (дети «нежный»);
Был смирный – стал (дети «мирный»).
Игра:
«ДОКТОР ЗВУКОВ» (нахождение неправильно названных слов, проговаривание скороговорок).
Дети узнают, что «Незнайка» заболел. Он разучился выговаривать звуки:
«Что не так здесь вы скажите.
Где ошибка подскажите.
Роза, лобот, ручка, рак
Что я здесь сказал не так?
Здесь ошибку вы найдите.
Что сказал не так – скажите:
Часка, кошка, ковшик, нож.
Для «Незнайки» вызывают «Доктора звуков» он выписывает ему необычные лекарства – скороговорки. «Незнайка не научился ещё чётко проговаривать скороговорки и просит вас помочь ему.(Дети произносят скороговорки .)
Наш полкан попал в капкан!
Кашевар кашу варил,
Недоваривал,
да подваривал!
В пруду у Поликарпа –
Три карася, четыре карпа!
Идёт с косой
Косой козёл!
Шёл Саша по шоссе –
К Саше в шашки играть…
От топота копыт
Пыль по полю летит!
Сшит колпак, да не по-колпаковски!
Надо колпак переколпаковать,
Да выколпаковать!
На дворе – трава, на траве – дрова.
Игра:
«НЕОБЫЧНЫЕ ЦВЕТЫ» (выделяя первый звук в слов дети отгадывают названия цветов:
Магнит М Ракета Р Петух П Индюк И
Ананас А Облако О Игла И Рис Р
Кот К Зонт З Обруч О Ива И
Автобус А Носорог Н Сапоги С
Игра:
«Дом мечты» (дети учаться выделять первый и последний звуки в словах.) Дети узнают, что у «Звуковичка» есть мечта иметь свой дом где он жил бы вместе со своими друзьями: Буратино Незнайкой. Догадайтесь кто будет жить на первом этаже, если: в его названии первый звук – Б- а последний звук – О-? (дети называют –«Буратино»).
- Кто будет жить на втором этаже, если в названии этого персонажа первый звук -НЬ- а последний звук – А-? ((дети называют «Незнайка»).
- На каком этаже будет жить «Звуковичок»? Назовите первый и последний звук его имени? (дети называют звук -З- и последний звук -К-). Уточняют что «Звуковичок будет жить на самом верхнем этаже - на третьем.)
Игра:
«Сладкие призы» (определение гласных звуков в словах).
Дети отгадывают названия сладких призов (можно использовать картинки)
- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука –А-?
(дети называют картинку где нарисован банан).
- Этот сладкий приз имеет в своём названии одну гласную -О-?
(дети называют картинку где нарисован – торт).
- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука - звук- У- и звук -А-? (дети называют картинку где нарисована груша).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....
Дидактические игры для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Подборка игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и направлен на расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических проце...
«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....
- Мне нравится (3)
Комментарии
Ирина Александровна! Спасибо
Ирина Александровна! Спасибо за такоРазвитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для исправления речевых дефектов.
Ирина Александровна! Спасибо
Ирина Александровна! Спасибо за такой ценный материал! Действительно, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для исправления речевых дефектов!
Ирина Александровна! Спасибо
Ирина Александровна! Спасибо за ценный материал! Я полностью согласна с Ириной Владимировной и присоединяюсь к ее комментариям.