Консультация для воспитателей. Арт -терапия
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_-terapiya.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия. 

Итак, понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного творчества помогал психически больным выразить в картинках свои скрытые переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Функциями арт-терапии являются:

1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:

- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:

-изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;

-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;

-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;

-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);

-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;

-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);

-ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;

-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы.

Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р.Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

-невротическая симптоматика;

-есть сопутствующие диагнозы;

-поведенческие проблемы;

-речевой негативизм;

-не используют речь для коммуникации;

-нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических методик.

Три направления в коррекционной работе на которые я обращаю внимание в своей работе.

Это: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.

Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)

Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.

Задачи:

• развитие мелкой моторики;

• развитие артикуляционного аппарата;

• развитие речевого дыхания;

• развитие связной речи.

Техники:

1. «Кляксография»

На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.

2. Пальцевая живопись

Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.

3. Рисование на манной крупе

В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.

Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)

Целькоррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.

Задачи:

• Развитие общей моторики;

• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;

Основные разделы:

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.

2. Упражнения по визуализации;

Игры «Волшебный сундучок»«Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.

3. Динамические паузы;

Игротерапия

Цель: формирование коммуникативных способностей.

Задачи:

• Развитие связной речи;

• Развитие коммуникативных навыков.

Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.

Музыкотерапия

Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.

Задачи:

• Развитие фонематических процессов.

Мнемотехника

Цель: увеличение объема памяти путем образования ассоциаций

Задачи:

• Развитие связной речи

• Развитие ассоциативного мышления

• Развитие зрительной и слуховой памяти

Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки, дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.

Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.

Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.

Упражнения по изотерапии 

«Художники – натуралисты»

     Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражнения  в процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.

«Самоцветы»

   Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.  

«Чудо - рисунок»

Ребенку предлагают нарисовать  что – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей, птичек и пр.).

«Кляксы»

   Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку. 

«Ваш мир в красках, формах и линиях»

   Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая). 

«Разноцветная вода»

   Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».

«Комбинаторные игры»

•заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

•закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

•увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

 «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Упражнения по сказкотерапии

«Сказка наоборот»

   Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

«Встреча сказочных героев»

   Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

«Сказка по кругу»

  Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку», сочиняют сказку. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце упражнения проводится обсуждение: что дети чувствовали, что делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п. 

«Придумай сказку»

 Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

«Сказка»

   Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя». Ребенок должен попробовать исполнить все роли  течение одного упражнения..  

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Упражнения по музыкотерапии

 «Убегающий звук»

   Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.

«Хрустальная вода»

   Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет. 

«Импровизация на музыкальных инструментах»

    Ребенку предлагают показать , как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.

«Мелодизация призывов»

   Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…»,»Какая удача, какая радость…» и т.д.поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»

   Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и»  - «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.

«Дирижер»

Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.

«Составь портрет»

   Ребенку предлагают составить портрет друга, мамы, и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук. 

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. 

Упражнения по игротерапии.

1. Упражнение «Лотерея»

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- отгадать загадку,

- рассказать стишок,

- сказать комплимент соседу справа,

- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

- спеть куплет из любой песни,

- пройти по залу, как модель. 

 «Сотворение чуда» игра» (Г. Широкова)

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши.

Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках  «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что – нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что – то хорошее сделать позже (оговаривается время и место). 

«Ролевая гимнастика» (Т. Мазепина) 

Цель: эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребенка.

а) Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
очень быстро;
шопотом;
со скоростью улитки;
как иностранец;
как робот.

б) Походи, как:
младенец; 
лев;
пожилой человек.

в) Улыбнись как:
кот на солнышке;
само солнышко.

г) Посиди, как:
пчела на цветке;
наездник на лошади.

д) Попрыгай, как:
кузнечик;
козлик;
кенгуру.

е) Нахмурься, как:
осенняя туча;
рассерженная мама;
разъяренный лев.

 

«Угадайте, это кто?» игра (Е.Лебеденко)

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим, психологическая помощь детям.

Психолог предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Детально изучив все вышеизложенные виды арттерапии, мною были выбраны три её направления, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе. Кинезитерапия. Следует немного подробнее остановиться на раскрытии её основных форм; -        танцетерапия — основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний, в основе ее применения лежит снятие через танец мышечно-физиологического напряжения, появившегося в результате стресса; -        коррекционная ритмика — вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия; -        психогимнастика –включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики человека. Изотерапия — один из самых распространённых видов арттерапии. Различают два направления этого метода: -        использование же существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком; -        побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия, основой, которой явлвется театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические представления об образе, а также единстве личности и образа. В соответствии с этим её задачами являются: -        укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; -        воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий; -        тренировка способности мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции; -        создание определённого творческого интереса. По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог) и групповой (драматизация народной, авторской сказки). Таким образом, сущность арттерапии заключается в следующих положениях; -        терапевтическое и коррекционное воздействие искусства на человека; -        создание новых позитивных преживаний; -        рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения. В данной аналитической части был проведен анализ проблемы использования арттерапии в коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями, в ходе которого были определены характерные особенности детей с проблемами в речевом развитии, а также раскрыта сущность арттерапевтических методик, представляющих собой особую ценность для работы с такими детьми, то есть получена информация, необходимая для составления модели арттерапии. Итак, цель использования арттерапии в дошкольной практике — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством. Принципы: -        принцип единства коррекции и развития; -        принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; -        принцип комплексности психолого-педагогического воздействия; -        принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода; -        принцип оптимистического подхода; -        принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад). Модель арттерапии состоит из трёх основных блоков: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. 1 Блок «Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность). Цель — предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения в самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке). Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты: -        создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; -        оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком. 2 Блок «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность). Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр. Театрально-исполнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивать память, воображение, проявить свои способности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль. Произносительные реплики ставят ребенка пред необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Занятия по имаготерапии предполагают тесное взаимодействие детей, родителей, педагогов детского сада, поэтому задачи поставлены по двум направлениям. В семье: -        поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности присутствовать на детских спектаклях. -        обсуждать с ребенком пред спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит сыграть, а после спектакля — полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования; -        предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать сказки, стихи, рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; -        рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. д.; -        постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»; -        по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр театральных постановок. В ДОУ: -        вызывать интерес ребенка к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников; -        побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, пантомимика и др.), помогать в создании выразительных средств; -        способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; -        учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру); -        выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия; -        вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с тексом инсценировки); -        познакомить детей с различными видами театра, научить управлению простейшими куклами — с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров. Каждый педагог, планируя занятия по данному виду деятельности, может создать репертуар по своему усмотрению. В материалах используются театрализованные игры двух видов: 1.                  Игры-драматизации. Цель — обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе), результатом чего будет являться: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. 2.                  Игры — инсценировки. Цель — обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Это сложная задача для дошкольников и в ее решении им помогают взрослые (родители, воспитатель, музыкальный руководитель). Для реализации инсценировки детям предлагаются различные русские народные сказки (в том числе те, которые драматизировали), потешки, прибаутки, басни и т. д. Работа над играми — инсценировками может проводиться в двух формах: -        специально организованная работа педагога с детьми; -        игра в процессе самостоятельной деятельности детей. Если в драматизации в основном важным были лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции играемого персонажа с помощью мимики, пантомимики и при этом голосовые интонации тоже важны. Работа над инсценированием осуществляется следующим образом: -        педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки и выразительно его читает; -        интересуется, понравилось оно детям или нет, получив утвердительный ответ, предлагает разыграть его в ролях пред родителями и повторно его выразительно читает; -        затем кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет проходить действие инсценировки, выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились; -        анализирует события, которые описаны в произведении, формируя интерес и желание участвовать в их сценическом исполнении, приняв на себя определённую роль; -        после распределения ролей педагог побуждает детей представить внешний вид действующих лиц, их поведение, отношение к другим персонажам и т. п. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценируемого произведения вместе с детьми; -        изготавливаются атрибуты к спектаклю, костюмы, маски; -        проводятся репетиции спектакля, где педагог побуждает детей к дальнейшим творческим поискам (работа над выразительностью речи проводится по подгруппам); -        показ спектакля. По окончании спектакля реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности. Работа над ролью проводится по следующей схеме: -        знакомство с инсценировкой; -        знакомство с героями инсценировки; -        составление словесного портрета героя; -        фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с другими людьми, придумывание его любимых занятий, игр; -        сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой; -        анализ придуманных поступков; -        работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, мечта на сценической площадке, интонации; -        подготовка театрального костюма; -        использование грима при создании образа. 3 Блок «Кинезитерапия» (Музыкально-двигательная деятельность). Цель — коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности. Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика. Пальчиковая гимнастика. Цель — развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. По данным Кольцовой М. М., речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого — развитие моторной функции речи. Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Проводится по схеме: педагог читает стихотворение и выполняет движения; при повторении упражнения дети полностью выполняют движения и частично воспроизводят запомнившийся текст, заканчивая фразу, начатую педагогом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движениями пальцев соответствующий текст произведения. Упражнения проводятся систематически в течение 4–5 минут в процессе каждого занятия, проводимого воспитателем, логопедом, психологом, музыкальным руководителем, а также дома с родителями. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, в дальнейшем — в письме, активно развивает детскую память и речь. Логопедическая ритмика. Цель — преодоление нарушений в развитии посредством ритма. Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры — сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас. Наилучшего результата при использовании логоритмики можно достичь при совместных усилиях воспитателя, музыканта-ритмиста и логопеда. Ритмист начинает проводить занятия с детьми, сочетая музыку и речь с движениями, а логопед и воспитатель продолжают эту работу на своих речевых занятиях. Такая комплексная форма не только обеспечивает предупреждение и коррекцию речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом. Танец. Цель — учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движение. Танец — форма кинезитерапии, в процессе которой формируются ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку. Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основные особенности его техники, затем дети выполняют движения под музыку. Перед танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, педагог либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но, ни в коем случае не подсказывает движения. Показ двигательно-музыкальных упражнений в целом необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны увидеть художественное воплощение образа — это будит воображение. Рекомендуется показывать движения всей группе в исполнении 1–2 успевающих детей, ребенок легче понимает движения, когда его выполняет ровесник. Психогимнастика. Цель — обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений. Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания. Поиск новых подходов к решению вопроса речевого развития детей вызывает необходимость разработки программы с использованием различных видов искусства. Арттерапия нацелена на формирование полноценной личности с устойчивым поведением, способной адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, а также на преодоление тех негативных эмоциональных характеристик (повышенной тревожности, заниженной самооценки, агрессивности, внутренней конфликтности, трудностей в общении, свойственные детям с нарушениями в развитии). Всем педагогам дошкольного образования, занимающимся проблемой речевого развития детей дошкольного возраста, можно дать следующие методические рекомендации: -        активно использовать возможности различных видов искусства и арттерапии для речевого развития дошкольников; -        повышать специальные знания педагогов дошкольного образования и родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, формировать их практические умения в этой области через систему семинаров-практикумов, тренингов, тематических родительских собраний, бесед, «круглых столов» и др.; -        корректировать педагогическую деятельность по речевому развитию дошкольников в соответствии с результатами диагностических исследований.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473. — URL https://moluch.ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 23.03.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Песочная терапия"

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок по...

Консультация для воспитателей Арт –терапия при работе с детьми ОНР

Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...

Консультация для воспитателей Арт-терапия в детском саду

Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...

Консультация для воспитателей ""Песочная терапия ,как средство речевого развития дошкольников ".

Цель песочной терапии не менять и переделывать ребёнка ,не учить каким-то поведенческим навыкам , а дать  ребёнку быть самим собой. Технология  песочной терапии многофункциональна , она позв...