Консультация для воспитателей Арт –терапия при работе с детьми ОНР
методическая разработка на тему

Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Арт –терапия при работе с детьми ОНР.

     Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми ОНР, надо изучить особенности этих детей (как психологические, так и особенности развития общего характера), выявить, что нарушения речевого развития влечет за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объем снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг? – затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец.

    Анализируя все это, нужен другой подход в изодеятельности, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп. Для воспитателя, обязательно, нужно определить позицию в общении с детьми. Лучше всего подходит педагог-партнер. Отношения строить на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Поставить цель – помочь детям с нарушениями речи через изодеятельность решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонек радости от творчества. Речевое развитие происходит в процесс познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, логопеда, психолога, детей и родителей.

     Арт-терапи́я – занятия, способствующие выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

    В ходе занятий ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. В процессе творчества снижается защита, скованность, агрессия.

   К традиционным видам арт-тарапии относятся: рисование, живопись, графика, лепка, фотография.

   Но, в настоящее время эти виды дополнены новыми методиками: песочная терапия,сказкотерапия,драматерапия,цветотерапия;фитотерапия,музыкотерапия;изотерапия   и др.

   В своей работе с детьми мы используем многие из этих видов. Но подробнее хотелось бы остановиться на  Изотерапии.

   Искусство создает целостную картинку мира по средствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувства сопричастности к  человеку, к природе,  животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость.  Рисунки – это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение

Существует ряд условий для проведения подобных занятий:

  1. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
  2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
  3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.

     Одним из видов Изотерапии, используемых в нашей практике, является Пальчиковое рисование.

     Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в баночке, подцепить некоторое количество  и перенести на бумагу ,оставив первый мазок.

     Пальчиковые краски хорошо развивают не только мелкую моторику, что влияет на умение малыша использовать свои ручки, но и  способствует развитию речи. Оказывается, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

      Занятия с пальчиковыми красками – это еще и хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки, мы добиваемся улучшения состояния организма в целом.

     Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию творческих способностей. Рисуя, он самовыражается, предает свои ощущения на бумагу в виде клякс, линий, мазков различных цветов и оттенков.

      Таким образом, использование изотерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....

консультация на тему: «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

laquo;Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...

Консультация для родителей «Арт-терапия в работе с детьми».

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но д...