Диагностическая игра по готовности ребенка к школе.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Диагностическая игра представляет собой игровую оболочку и предназначена для решения диагностических задач. Она способна заменить психологу диагностическое обследование на готовность к школе и дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком. Результаты игры могут служить основанием для планирования дальнейшей развивающей и коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностическая игра по готовности ребенка к школе | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая игра по готовности ребенка к школе.
Диагностическая игра представляет собой игровую оболочку и предназначена для решения диагностических задач. Она способна заменить психологу диагностическое обследование на готовность к школе и дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком. Результаты игры могут служить основанием для планирования дальнейшей развивающей и коррекционной работы.
Цель: определение уровня готовности к обучению в школе.
Задачи:
- исследование уровня наглядно - образного мышления, памяти, речи;
- исследование уровня воображения;
- определение уровня нравственного развития;
- определение самооценки, самокритичности.
Оборудование:
- протоколы, ручки, папка для помощника;
- атрибуты к игре: телеграмма, карта леса, игрушка «тетушка сова», конверт, веревка, «гусеница» с загадками, картонные «кирпичики», коробка с угощением, ручки, клей, фломастеры;
- бланки к тестам для каждого ребенка (тест Л.Бендер, тест Равена, методика «Лесенка»;
- контур лесной школы;
- магнитофон с записями музыки.
Оформление кабинета: на больших ватманах – рисунок леса, рисунок сказочного замка; стол для помощника (на столе раздаточный материал, атрибуты).
Музыкальное сопровождение: музыка из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Примечание: педагог-психолог проводит с участниками игры этапы-задания, помощник раздает необходимые атрибуты, а также фиксирует результаты в протоколе. Диагностика детей проводится по подгруппам.
Критерии выдачи «кирпичиков»: каждый ребенок после выполнения задания получает по одному кирпичику, если ребенок не выполняет, остается без кирпичика.
Ход игры
Звучит музыка из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Психолог. Доброе утро, ребята! Рада вас видеть! Как ваше настроение?
Посмотрите, у нас в гостях тетушка сова, поздоровайтесь с ней.
Тетушка сова. Здравствуйте, ребята. Я принесла вам телеграмму от лесных жителей, очень торопилась.
Психолог. Хотите прочитать? (чтение телеграммы: «Уважаемые ребята, злой волшебник разрушил нашу лесную школу, помогите нам, пожалуйста! Лесные жители»). Ребята, жители леса просят у нас помощи. Хотите помочь лесным жителям? Трудностей не боитесь?
Скажите, каких лесных жителей вы знаете? (дети называют животных леса). Построим для них школу?
Давайте представим, какая она - лесная школа? Расскажите о ней.
(Дети описывают школу, обсуждают из какого материала будут строить, решают, что лучше построить лесную школу из кирпича).
Мы с вами отправимся в заколдованный лес, где нас ждут разные испытания. Чтобы не заблудиться в пути, мы будем пользоваться картой сказочного леса. Ребята, как вы думаете, для чего нужна карта?
(с помощью карты мы будем знать, где мы находимся, и по какому направлению двигаться). А помогать нам в пути будет мудрая тетушка сова.
А сейчас каждый возьмет конверт и напишет на нем свое имя. В этот конверт мы будем складывать заработанные «кирпичики», которые вы получите после каждого испытания. Я надеюсь, что вы непременно будете помогать друг другу во время нашего путешествия.
Ну а теперь - в дорогу! (звучит музыка).
Посмотрите, мы дошли до леса. Нам нужно пройти по этому мосту. Он очень узкий, поэтому нужно быть осторожными. Каждый из вас будет проходить по нему, первой пройду я, а вы смотрите, как нужно правильно по ней идти.
(после первого испытания дети получают по кирпичику и кладут его в свой конверт, результаты испытания фиксируются в протоколе).
Отправляемся дальше (звучит музыка). Вот мы и добрались до следующего пункта. Она называется «Отгадай загадку».
Тетушка сова. Здесь живет моя хорошая знакомая, зеленая гусеница. Она для вас подготовила загадки.
(на полу лежит бумажная зеленая гусеница, на ней загадки для каждого ребенка, педагог-психолог читает, дети отгадывают).
Психолог. Ребята, я предлагаю помочь тем детям, кто не смог разгадать загадки.
(результаты испытания фиксируются в протоколе: слуховая память, речь, воображение, нравственное развитие; дети получают по кирпичику).
Пора отправляться дальше по карте (звучит музыка). Здесь нам ребята, нужно срисовать необычные рисунки художника, ваши рисунки должны быть точь-в-точь как у сказочного художника (тест Л.Бендера на определение зрительно-моторной координации, результаты испытания фиксируются в протоколе; дети получают по кирпичику).
Мы идем дальше по карте (звучит музыка). Мы дошли до следующего пункта, он называется «Посмотри и запомни!» (16 картинок, несколько наборов, исследуется кратковременная зрительная память).
Тетушка сова. Ребята, обязательно запомните картинки. Иначе не сможете выбраться из сказочного леса!
Психолог. Ребята, запомнили картинки? (кирпичики получают те дети, которые говорят, что хорошо запомнили; исследуется самооценка и самокритичность ребенка, исследование памяти; результаты испытания фиксируются в протоколе).
Ребята, посмотрите, что вы видите? (замок). Мы дошли до замка злого волшебника. Наша задача состоит в том, чтобы тихо, бесшумно пройти мимо замка, чтобы нас никто не заметил. Вы готовы! (исследуется самоконтроль, самопроизвольность, результаты испытания фиксируются в протоколе; дети получают по кирпичику).
Тетушка сова. Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Психолог. Наш путь продолжается (звучит музыка).
Посмотрите, мы дошли до поляны. Она не красивая, на ней ничего не растет и нет ни одного живого существа. Наверное, это проделки злого волшебника? Как нам оживить поляну? (исследование воображения, дети придумывают, какими растениями, животными можно заселить поляну, рисуют на бумажных кругах животных, растения; результаты испытания фиксируются в протоколе; дети получают по кирпичику ).
Тетушка сова. Следующий пункт по карте – «Лесная поляна». Но здесь никого нет. Что же случилось?
Психолог. Ребята эта полянка нуждается в лечении. Посмотрите, она вся в ямах, не ровная. Поможем полянке? Нужно «заштопать поляну», закрыть ямы, подходящими заплатками (исследование мышления тест Равена, каждому ребенку по 3 задания; результаты испытания фиксируются в протоколе; дети получают по кирпичику).
Молодцы, ребята! Вы спасли поляну, она стала красивой, ровной как прежде.
Нам пора идти дальше (звучит музыка). Смотрите, перед нами непроходимая чаща (на полу разбросаны картинки). Чтобы пройти чащу, вам нужно вспомнить и собрать те картинки, которые вы рассматривали раньше (помощник проверяет собранные детьми картинки, результаты испытания фиксируются в протоколе; дети получают по кирпичику ).
Тетушка сова. Вот мы и дошли до того места, где была лесная школа!
Психолог. Преодолевая трудности, мы дошли до конечного пункта. Ребята, посчитайте, сколько кирпичиков вы собрали? У кого больше всех? Напишите на своем конверте в левом верхнем углу их количество (исследование математических навыков, ориентировка на листе; результаты испытания фиксируются в протоколе, дети получают по кирпичику). Молодцы!
Ребята, в правой части конверта нарисована лестница, на ней нарисуйте себя на любой ступеньке, на которой захотите (исследование самооценки).
Пора строить лесную школу (на контур лесной школы, дети приклеивают кирпичики). Вот мы и построили школу! Кого же здесь не хватает? (дети называют лесных жителей). Давайте заселим новую школу учениками! (дети расставляют фигурки животных, птиц, насекомых).
Тетушка сова. Дети, мы лесные жители благодарим вас, и дарим вам угощение! (кедровые орешки в красивых мешочках). Подведение итогов.
Психолог. Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой! До свидания, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые и диагностические методики "Готовность ребенка к школе"
В ариве представлено описание нескольки тестовых и диагностических методик для определения уровня готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...