Использование игр с крупами в познавательном развитии дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Каус Елена Николаевна

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. От того какой сенсорный опыт ребенок получит в раннем и дошкольном детстве, будет зависеть его дальнейшее развитие.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.  Сейчас  на прилавках магазинов мы можем увидеть большое разнообразие ярких, качественных, многофункциональных развивающих игрушек. Кроме игрушек, выпускаемых промышленно,  зачастую дорогих по цене, в современной педагогике большой популярностью пользуются  развивающие пособия, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Сегодня мы остановимся  на одном виде таких развивающих и полезных игр – это игры с крупой. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игр с крупами в познавательном развитии дошкольника Каус Елена Николаевна педагог-психолог МБДОУ д/с № 21

Слайд 2

Сенсорное развитие Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Слайд 3

Важна развивающая предметная среда! Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности .

Слайд 4

Игры с крупой полезны для:

Слайд 5

Бассейн для пальчиков Как играть: - Прятать в крупе кисти рук. - Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их. - Находить предметы с закрытыми глазами и угадывать, что это. - Сжимать и разжимать в крупе кулачок. В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп. МАЛЫШАМ

Слайд 6

Бассейн для пальчиков Как играть: Находить предметы с закрытыми глазами и угадывать, что это. (Варианты: цифры/геометрические фигуры/буквы; Находилки-соревнования (+ по загадкам) Угадывать предметы (или картинки) по видимой части ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ Поиск фасолин в гречке ( или другой крупе). (можно с закрытыми глазами)

Слайд 7

Пересыпание Как играть: Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет. Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком ( можно воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными ложками, совочками. Пересыпать из одного стаканчика в другой. Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. МАЛЫШАМ

Слайд 8

Раскладывание и сортировка Как играть: Раскладывать фасоль по ячейкам двумя пальчиками (можно использовать формочки для льда, двойные стаканчики-непроливайки) Варианты: раскладывать фасоль по цвету; либо фасоль/горох/макароны МАЛЫШАМ

Слайд 9

Просовывать фасоль (горох/крупу) через отверстие в крышке бутылочки/коробочки. «Накорми ….» МАЛЫШАМ

Слайд 10

Раскладывание и сортировка Как играть: Раскладывать фасоль/горох/макароны по ячейкам при помощи большого пинцета (можно как соревнование) Раскладывать и сортировать наощупь с закрытыми глазами ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ

Слайд 11

Просеивание крупы Перемешать в миске манку и горох (манку +фасоль или макароны). Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох/макароны) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой. МАЛЫШАМ

Слайд 12

Вдавливание Сделать лепешку из теста или пластилина. Брать по одному зернышку (фасоль, горох, крупы, или макароны) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. Интересен детям и обратный процесс - вынимание зерен из теста. «Украсим….» МАЛЫШАМ

Слайд 13

Пластилиновые картинки Размазать пластилин по картону (можно использовать одноразовые тарелки, крышки от банок, пластиковых контейнеров), нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой. Выкладывать горох (фасоль, крупы) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку. Выкладывать контурные рисунки рисом, гречкой, перловой крупой, мелкими макаронами (звездочки) ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ

Слайд 14

Пластилиновые картинки ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ

Слайд 15

Рисование Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек) Рисовать пальчиками или грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные) МАЛЫШАМ

Слайд 16

Рисование Дорисовывать рисунки совместно со взрослым (дождик для цветочка; зернышки для птички; лучики для солнышка и т.п.) МАЛЫШАМ

Слайд 17

Рисование « Волшебные превращения» ( дорисовывание фигур) «Дорисуй половинку» (рисование по симметрии) «Чего не хватает?» ( дорисовывание до целого) Рисование двумя руками одновременно ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ Подобные игры с буквами/цифрами

Слайд 18

Рисование ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ Рисование разнофактурными крупами Рисование по крупе с помощью разных подручных средств

Слайд 19

Рисование ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ Создание картинки из кучки крупы

Слайд 20

Рисование Рисование /аппликация/ с помощью клея и манки Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея (или клея-карандаша по обозначенному контуру). Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее. Эффектно выглядит такая аппликация на темных листах бумаги. Рисовать можно цветной манкой ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ

Слайд 21

Рисование цветной манкой

Слайд 22

Как покрасить манку 2 столовые ложки водки налить в небольшую емкость и добавить гуашь (количество зависит от желаемой насыщенности цвета) все тщательно перемешать и добавить 4, 5 ст. ложки манки. Снова все перемешать до однородного окрашивания, выложить в плоское блюдо для просушки. Просохшую манку просеять через сито. Оставшиеся комочки подавить скалкой.

Слайд 23

Развивающие пособия из круп своими руками Тактильные мешочки - Предложите ребенку найти наощупь одинаковые мешочки. Затем — угадать, что куда насыпано. В качестве наполнителя можно использовать также вату, желуди, сосновые шишки, скомканную бумагу, спички. - Другой вариант: с использованием карточек

Слайд 24

Развивающие пособия из круп своими руками Тактильные мешочки

Слайд 25

Развивающие пособия из круп своими руками Тактильные мешочки

Слайд 26

Развивающие пособия из круп своими руками Шумелки

Слайд 27

Развивающие пособия своими руками Мешочек-искалка

Слайд 28

Развивающие пособия своими руками Мешочек-искалка

Слайд 29

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тема «Использование игр с крупами в познавательном развитии дошкольников»

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 21

Каус Елена Николаевна

 Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с разнообразием игр из нетрадиционного материала для детей дошкольного возраста как одним из средств познавательного развития.

Задачи:

  1. Вызвать у участников интерес к  использованию игр с крупами в познавательном развитии дошкольников.
  2. Познакомить педагогов с различными вариантами игр  и приемами их проведения для младших и старших дошкольников.
  3. Создать условия для активного творческого общения участников мастер-класса.

 Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами, без участия детей

- сообщение с презентацией + практическая работа

 Материалы:  бассейны с крупами,  мелкие игрушки,  предметные картинки, соленое тесто, пластилиновые основы для рисунков,  подносы с манкой, пшеном,  цветная манка, бархатная бумага,  клей-карандаш, сито, стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, ватные палочки, стаканчики разного размера, одноразовые тарелки,  крышки от контейнеров, формы для льда, грабельки, ложки, пинцеты, наборы круп, емкости для окрашивания манки, гуашь.

План проведения

  1. Вступление. Значение игр с нетрадиционным материалом для развития детей дошкольников
  2. Теоретическая + практическая части Виды игр и приемы их использования для детей разного возраста.
  3. Демонстрация развивающих пособий, сделанных своими руками.
  4. Самоанализ. Рефлексия.

ВСТУПЛЕНИЕ

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. От того какой сенсорный опыт ребенок получит в раннем и дошкольном детстве, будет зависеть его дальнейшее развитие.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.  Сейчас  на прилавках магазинов мы можем увидеть большое разнообразие ярких, качественных, многофункциональных развивающих игрушек. Кроме игрушек, выпускаемых промышленно,  зачастую дорогих по цене, в современной педагогике большой популярностью пользуются  развивающие пособия, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Сегодня мы остановимся  на одном виде таких развивающих и полезных игр – это игры с крупой.  

Стимулирование активности и интереса ребенка посредством создания привлекательной развивающей среды является одной из ступенек к развитию его инициативы и самостоятельности. Если мы дадим ребенку крупу - мы увидим, что он займется ей надолго, эта деятельность его заинтересует и увлечет.  А та деятельность, которой ребенок занимается с удовольствием, несет максимальную пользу.

Игры с крупами полезны для:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТИ

Виды игр и приемы их использования для детей разного возраста.

Материал по играм мною был подобран и систематизирован по возрастам.  В МК я сосредоточила внимание не на методике и технологии,  а на приемах использования  таких игр в работе с детьми как раннего и младшего, так и более старшего дошкольного возраста.

1) БАССЕЙН ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Как играть ( МАЛЫШАМ):

  • Прятать в крупе кисти рук
  • Сжимать и разжимать в крупе кулачок
  • Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их
  • Находить предметы с закрытыми глазами и угадывать, что это

В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько   видов круп.

Как играть ( ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ):

  • Находить предметы с закрытыми глазами и угадывать, что это. (Варианты: цифры/геометрические фигуры/буквы)

Практическая часть:

  1. п/группа: Находилки-соревнования (+ по загадкам) ( Такая вариация  игры придумана с помощью детей и мы активно ею пользуемся)
  2. п/группа: Угадывать предметы (или картинки) по видимой части
  3. п/группа: Среди гречки найти 5 фасолин/горошин  (можно с закрытыми глазами)

2) ПЕРЕСЫПАНИЕ(МАЛЫШАМ)

Как играть:

  • Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.
  • Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (можно воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными ложками, совочками.
  • Пересыпать из одного стаканчика в другой.
  • Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки.

3). РАСКЛАДЫВАНИЕ И СОРТИРОВКА

           МАЛЫШАМ:

  • Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда, двойные стаканчики-непроливайки) двумя пальчиками
  • Варианты: раскладывать фасоль по цвету; либо фасоль/горох/макароны

           ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ:

  • Раскладывать фасоль/горох/макароны по ячейкам при помощи большого пинцета.
  • Раскладывать и сортировать наощупь с закрытыми глазами (например, горох/макароны/фасоль)

Показ оборудования для данного вида игр

       

4) (МАЛЫШАМ)

  • Просовывать фасоль (горох/крупу) через отверстие в крышке бутылочки/коробочки.

    «Накорми цыпленка….»

5) ПРОСЕИВАНИЕ ( МАЛЫШАМ)

  • Просеивать смесь круп (манка/горох; манка/фасоль/макароны) ситечком, держа его над большей миской (для манки). Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.

6) ВДАВЛИВАНИЕ

                  М АЛЫШАМ

  • Сделать лепешку из теста или пластилина.
    Брать по  одному зернышку (фасоль, горох, крупы, или макароны) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком.
      Интересен детям и обратный процесс - вынимание зерен из теста.

            ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ:

               Пластилиновые картинки

Размазать пластилин по картону (одноразовые тарелки, крышки от банок, пластиковых контейнеров),      нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Практическая часть:

- 1  п/группа: «Украсим торт/пиццу» (работа с  соленым тестом и крупами)

- 2 п/группа: "Веселые мордашки"(работа с  соленым тестом, крупами, макаронами)

- 3 п/группа: "Крупяные картинки" (работа с пластилином и крупами)

Выкладывать горох (фасоль, крупы) по контуру  нанесенного рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.

- 4 п/группа: "Контурные картинки"

Выкладывать контурные рисунки   рисом, гречкой, перловой крупой,

           мелкими макаронами (звездочки)

7) РИСОВАНИЕ

МАЛЫШАМ:

  • Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек)
  • Рисовать  пальчиками или грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные)
  • Дорисовывать рисунки совместно со взрослым (дождик для цветочка; зернышки для птички; лучики для солнышка и т.п.)

ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ предлагаются другие варианты игр:

Практическая часть:

Для всех подгрупп:

  •  «Волшебные превращения»  (дорисовывание фигур)
  • «Дорисуй половинку» (рисование по симметрии)
  • «Чего не хватает?»          (дорисовывание до целого)
  • Подобные игры с буквами/цифрами
  • Рисование по крупе с помощью разных подручных средств
  • Рисование двумя руками одновременно ( симметричное рисование - эффетивная методика развития межполушарного взаимодействия для гармонизации работы мозга, лучшего развития интеллекта и способностей )
  • Рисование разнофактурными крупами
  • Создание картинки из кучки крупы

Задание участникам:  Имея перед собой разный инструментарий и материалы, придумайте свою игру.

Вопрос участникам: что, кроме мелкой моторики,  развивают данные виды игр?

Рисование /аппликация/ с помощью клея и манки (практическая часть)

1 п/группа: Рисование манкой на бархатной бумаге

  • Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея (или клея-карандаша по обозначенному контуру);  Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее.
    Эффектно выглядит  такая аппликация на темных листах бумаги.

2 п/группа: Рисование/аппликация  цветной манкой  на рисунках в раскраске

  • Нанести клей на рисунок в раскраске. Насыпать манку разного цвета на части рисунка. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее.

КАК ПОКРАСИТЬ МАНКУ  (практическая часть)

  • 2 столовые ложки водки налить в небольшую емкость и добавить гуашь (количество зависит от желаемой насыщенности цвета)
  • все тщательно перемешать и добавить 4,5 ст. ложки манки. Снова все перемешать до однородного окрашивания, выложить в плоское блюдо для просушки.
  • Просохшую манку просеять через сито. Оставшиеся комочки (их немного) подавить скалкой. 

ДЕМОНСТРАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ПОСОБИЙ, СДЕЛАННЫХ СВОИМИ РУКАМИ

Тактильные мешочки ( развитие тактильного восприятия, мелкой моторики)

  • Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Затем — угадать, что куда насыпано. В качестве наполнителя  можно использовать также вату, желуди, сосновые шишки, скомканную бумагу, спички.
  • -Другой вариант: с  использованием карточек

           Шумелки-погремушки ( развитие слухового восприятия)

           Мешочек –искалка (развитие тактильных ощущений, моторики, внимания,    

           воспитания усидчивости)

Игры с данным материалом интересны детям, позволяют обогатить их деятельность и  способствуют развитию самостоятельности в игровой и продуктивной деятельности. Также эти игры вы можете предложить родителям для самостоятельной деятельности детей дома. Предлагаю вам буклеты-памятки с кратким содержанием представленных игр.

РЕФЛЕКСИЯ: (с использованием рефлексивных карточек)

  1. Какие игры заинтересовали вас? 2. Ваши предложения и пожелания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в формировании познавательного развития дошкольников

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размыш...

Использование современных технологий в познавательном развитии дошкольника в ДО

содержит ряд использования педагогических технологий в работе....

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.

В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления....

«Использование художественной литературы в познавательном развитии дошкольников».

Использование сказок необходимо для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей....

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Консультация для педагогов: Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников

Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформ...