«Игра-эффективная форма развития и коррекции дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рябых Людмила Викторовна

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности. Поэтому и встаёт проблема необходимости овладения педагогами технологии «Игровая деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игра-эффективная форма развития и коррекции дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу провести мастер класс по игротерапии. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности. Поэтому и встаёт проблема необходимости овладения педагогами технологии «Игровая деятельность».

Главными педагогическими задачами становятся:

  • Развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первоначальными умениями сюжетосложения;
  • Обогащение содержания игровых действий;
  • Формирование умения устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • Стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в дошкольном возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности.

Мы наблюдаем, что у многих современных детей всё чаще встречаются нарушения в поведении.

Чаще всего эта категория детей осуждается и отвергается нами,- взрослыми. В тоже время, только взрослый, может понять и принять ребёнка, дать ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, и помочь справиться со своими негативными эмоциями и чувствами.

Основным методом, используемым в моей работе, является игровая терапия.

Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с педагогом и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться со взрослым и доверять ему, что не мало важно для работы с детьми с различными нарушениями.

Цель игровой терапии –  не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать свои достоинства и недостатки.

В своей работе  нужно соблюдать  следующие принципы:

- Принятие ребёнка таким, какой он есть;

- Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

- Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

- Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

- Игра не комментируется взрослым;

- В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации. И вот сегодня, я приоткрою перед вами завесу в стране Игралия, и вы сами убедитесь, как важно научить детей взаимодействовать друг с другом, научить помогать себе самому!

Игра-приветствие:

Приветствие:

Прежде чем начать, нашу совместную, творческую работу я предлагаю вам поприветствовать друг друга.

У каждого из нас есть имя данное родителями от рождения. У каждого из нас есть положительные черты характера, которые помогают нам справляться с трудностями, жить с радостью.

Ваша задача: на 1-ю букву своего имени найти в себе положительную черту характера. 1-й участник называет себя и свою положительную черту, а второй повторяет имя и черту характера первого участника и добавляет своё имя и т. д. по принципу снежного кома. Последний участник называет всех.

Начну я –Надежда- нежная….

Теперь когда мы друг друга поприветствовали и настроились на совместную работу, у нас появилась уникальная возможность окунуться в мир детства. И добрый волшебник нам в этом поможет. У меня есть его волшебный колпачок и мы с вами будем помогать друг другу. Со словами«Колпачок я надеваю и в ребёнка превращаю», будем надевать его по очереди друг на друга». (музыка)

Вот мы и превратились в детей и попали в сказку.

В одной стране жила-была маленькая принцесса, такого же возраста, как и вы. И всем она была хороша - белолица, красива. Но никто не хотел с ней дружить, не было у неё друзей, а всё потому, что была она капризна, строптива, на язык не сдержанна, легко могла и обидеть.

Быть может так и продолжалось бы и дальше, но в один прекрасный день, заглянул к ней волшебник. И спросил: «Почему она такая грустная? И не требуется ли ей помощь? Задумалась принцесса - в этот день принцессе особенно было одиноко, и поведала она ему свою историю.

Выслушав принцессу, волшебник произнёс: «О, я могу тебе помочь. Если ты захочешь, я отправлю тебя в город Мастеров. Когда ты научишься их искусству, то у тебя обязательно появятся друзья».

А поможет тебе найти дорогу в город Мастеров-волшебный клубочек.

Поблагодарив волшебника, принцесса отправилась в путь. Давайте и мы пойдём, вместе с ней.

А чтобы нам не заблудиться, давайте будем передавать клубочек друг другу, и, разматывая нить рисовать свой рисунок, создавая дорогу, по которой принцесса будет идти вместе с нами….

(Это могут быть и деревья, дома, клумбы, горы, цветы).

Ребята давайте посмотрим, что же нам встретится в пути? (перечисление).

Дорога была длинной, и мы дружно, все вместе прошли этот путь.

И вот, мы в городе Мастеров.

Нас встречает Мастер-внимание, он научит нас, быть внимательными.

Мастер приготовил задание, оно находится в шкатулке. Что это? Шумелочки.

«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

А чтобы мы не забыли, то, чему научил, нас мастер, посмотрите на экран в подарок мы получаем синий кристалл - цвета моря.

Мы отправляемся дальше, и кто же нас встречает - давайте посмотрим на экран.

Нас встречает Мастер - по укрощению злости, он будет учить нас, вместе с принцессой справляться со злостью.

Техника «Ноги топают»

Покажите пожалуйста, какое выражение лица у вас тогда, когда вы сердитесь. Посмотрите друг на друга, запомните. Возьмите чистый лист бумаги, и в верхней части листа, нарисуйте пиктограмму злости.  

Ребята, очень важно научиться давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали нам продолжать играть или заниматься. И лучший способ это сделать - потопать изо всех сил ногами, чтобы прогнать свою злость. Давайте сделаем это… Что вы почувствовали? Ваши ощущения, говорят вам, что вы смогли избавиться от злости, раздражения.

Давайте теперь успокоимся, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов.

Когда злость ушла. Какими мы стали? Давайте изобразим это на своих лицах. И внизу листа нарисуем пиктограмму радости, спокойствия.

Ребята свои рисунки оставим мастеру.

А чтобы, мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран в подарок получаем красный кристалл- цвета огня.

Мы отправляемся дальше…Кто же нас встречает? Посмотрите на экран…

Нас встречает Мастер - чувств, который научит нас понимать состояние другого человека, и покажет какие чувства могут жить в каждом из нас.

Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

5.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

А чтобы мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем-розовый кристалл - цвета доброты.

Мы отправляемся дальше… Давайте посмотрим кто же здесь нас встретит?

Нас встречает Мастер-спокойствия, он научит нас как можно восстановить силы, когда мы очень устаём.

Упражнение «Тихое озеро»

Сядьте в удобное положение, вы можете закрыть глаза, а, можете смотреть на экран и любоваться тихим озером.

Читать медленно!!!(Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце светит ярко, и это помогает вам чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь к нам…)

А теперь откроем глаза, мы хорошо отдохнули, набрались сил и пусть приятные ощущения будут с нами в течении всего дня.

Подарок: А чтобы мы, не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем зелёный кристалл- цвета спокойствия.

Усвоив уроки каждого мастера, принцесса изменилась, она смогла по другому взглянуть на себя, ведь она многому научилась:

справляться с гневом, быть внимательной, проявлять доброту и сочувствие к своим близким, она узнала, что в каждом из нас живут разные чувства и только от нас зависит, какими они будут. Но без вашей помощи она бы не справилась. Наше путешествие подходит к концу, и теперь вы можете взять с собой то лучшее, что приобрели сегодня и поделиться с окружающими.

Но, чтобы это сделать мы должны снова стать взрослыми. И опять нам поможет волшебный колпачок- «Колпачок я надеваю и во взрослого превращаю». Вот мы и стали взрослыми.

Рефлексия«Древо чувств»

Я предлагаю вам, уважаемые педагоги, поделиться впечатлениями от нашего путешествия в мир детства.

И в этом нам поможет «древо чувств», срывая плод с дерева, продолжите фразу…по своему выбору.

- Я узнал, что….

- Я был удивлён…

- Мне понравилось, что….

Уважаемые коллеги примите мою благодарность за совместное творчество и желаю вам успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.

Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск  Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...

Игра - эффективное средство всестороннего развития личности ребенка

Игра - эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, является эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.Теоретические пред...

Статья для публикации. «Профориентационная дидактическая игра - эффективное средство всестороннего развития ребенка при решении вопросов ранней профориентации дошкольников»

Одним из актуальным направлением дошкольной педагогики является ранняя профориентация дошкольников.В основе ранней профориентации лежат профессиональные ориентационные мероприятия, в следствии которых...