Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
В.В. Кондрацова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»
г. Сергиев Посад, Россия
Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.
Аннотация: Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики ребенка с нарушением зрения. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.
Ключевые слова: дидактические игры, игровые правила, игровые действия, иллюстративный вспомогательный материал, карточки – отрицания свойств.
Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, (внутриутробного развития), момента рождения. Окружающая среда (психическая стимуляция, поддержка, питание). Социальные условия.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность. Для каждого участника или команды в целом объединенной для решения главной задачи. Участники ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
· познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
· присутствуют игровые правила и игровые действия;
· определены дидактические задачи.
Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, логических, развитию мыслительных операций.
Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.
На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.
Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»
Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:
· «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);
· «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
· «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
· «Сложи предмет» (плоский вариант);
· «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
· «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);
· «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
· «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
· «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);
· «Найди пару».
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначающие свойства блоков.
Например: (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств.
Например: (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые задания:
· «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);
· «Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);
· «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок);
· Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.
Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).
Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения способствует:
· ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
· развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
· усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
· развитию познавательных процессов;
· а на более поздних этапах – развитию творческих способностей.
Список использованной литературы:
1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Столяра А.А. Давайте поиграем / М., 1996 . С. 43 - 76
3. Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. С.112
4. Карпов А. Психология менеджмента. Словарь основных терминов. 2005. С.34 - 46
5. Лелявина Н.О Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: /Финкельштейн Б. Б. ООО «Корвет». – СПб, С. 11
6. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников / СПб, 1996. С.78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Изонить - как средство развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения"
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения...
Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....
Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....
Использование блоков Дьенеша и развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников
Создание пространства для комфортного и эффективного познавательного развития ребёнка - одна из первостепенных задач педагогов....
Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Консультация «Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников»
Краткое описание о дидактических играх с блоками Дьеныша...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Формирование коммуникативности – важное условие развития ребенка с нарушением зрения. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми....