Авторские материалы
материал по коррекционной педагогике
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок. В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи и навыков грамотности | 45 КБ |
Экологическая культура | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
в рамках проекта «Ранняя весна» на тему:
«Весенние превращения»
Тип: индивидуальное занятие.
Вид: комбинированное занятие.
Заключение ПМПК: практическое отсутствие речи.
Предварительная работа. Рассматривание весенних пейзажей, беседа по ним, овладение артикуляционными укладами, отработка движений для стимуляции собственной речи, игра «Большой-маленький».
Цель: пробуждение речевой активности.
Задачи.
- Формировать активную речевую деятельность по подражанию.
- Развивать суставную память.
- Закреплять речевые умения ребенка.
Оборудование: листочки – черепицы, Резиновые или плюшевые «говорящие» игрушки животных: мышка, корова, коза, собака, гусь, кот, баран и т.д., белая доска с маркером, зеркало.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Упражнение «Координация речи с движением.» (1-2 мин.) Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений).
Оборудование. Листочки – черепицы
Содержание.
Сейчас мы с тобой превратимся в дождик. Мы будем маленькими капельками, которые пошли гулять по крыше, по черепицам (ребенок старается легко на носочках ступать по разложенным на полу листочкам-черепицам).
- Кто там топает по крыше?
- Топ-топ-топ. (произносит ребенок)
- Чьи шаги всю ночь я слышу?
- Топ-топ-топ. (произносит ребенок)
- Я теперь усну едва ли.
- Топ-топ-топ. (произносит ребенок)
- Может кошек подковали?
- Топ-топ-топ (дождь). (произносит ребенок)
- Упражнение «Выражение просьбы» (1-2 мин)
Стимулировать речевую активность.
Оборудование.
Резиновые или плюшевые «говорящие» игрушки животных: мышка, корова, коза, собака, гусь, кот, баран и т.д.
Содержание.
Посмотри сколько игрушек пришло к нам в гости, хочешь их подержать в руках?
Ребенок. Да.
- Попроси у меня любого гостя. Скажи: «Дай мяу» (добиваемся чтобы слово «Дай» ребенок произносил четко и правильно, а слово-предмет просьбы имело сохранную слоговую структуру).
3. Звуковая гимнастика «Разминка» (2-3 мин)
Упражнять в произнесении различных звуков в определенной последовательности.
Оборудование.
Картинка с весенним пейзажем. Стул для педагога пониже, стул для ребенка повыше, так, чтобы лица находились напротив друг друга на одном уровне.
Содержание
Мы с тобой споем песенку про нашу прекрасную природу, которая просыпается весной.
Педагог: «Солнце светит ярко» (ребенок поет восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движение вверх рукой).
И сосулькам жарко (произносит слог «кап» в исходящем движении, ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)
Ручейки бегут, (произносит «Бл-л-л…» быстро двигая языком вправо-влево)
Песенки поют (показывает рукой «волну» и пропевает волнообразно звук [у] в соответствии с движением руки)
Появляются жуки, (продолжительно тянет звук [ж], положив ладонь на грудь)
Мухи, (произносит звук [н], положив ладонь на темя)
Пчелы, (произносит звук [в], приложив ладони к щекам)
Комары. (произносит звук [з], положив руку на горлышко)
Даже дедушка медведь
Начал громко песни петь. (пропевает слог «ра» (да) вверх и вниз по пять тонов).
Беседа по картине с весенним пейзажем, закрепление произнесенного.
4. Артикуляционная гимнастика (2-3 мин)
Упражнять в распределении внимания при синхронизации движений рук, мимики и голоса.
Оборудование.
Зеркало. Игрушки, «наблюдающие» за ребенком.
Содержание.
А теперь давай сделаем упражнения:
1) «Жмурки». Зажмурить глаза, сморщиться, сжать кулаки – широко открыть глаза, резко раскрыть ладошки со звуком [ПУ]. Движения чередуются 8 раз.
2) «Пузыри» Надуть щеки и лопнуть их двумя пальчиками (просто попасть пальцами в щеки с небольшого размаха), производя звучный выдох [ПХ]. Движения чередуются 8 раз.
3) «Маятник». Рука локтем опирается на стол, пальцы в кулаке, указательный палец вверх. Язык вместе с пальцем двигаются вправо, влево, произнося звук [э]. Движения чередуются 8 раз.
4) «Гармошка». Губки растянуть в улыбке, руки на уровне груди, пальцы веером, руки разъезжаются в стороны – звук [ы-ы-ы]. Губы стягиваются трубочкой, руки съезжаются перед грудью, ладони смыкаются вместе – звук [у-у-у]. Движения чередуются 8 раз.
Ребенок резко разжимает кулаки, произнося слово «сссалют!»
5. Рисование «Лебеди» (2-3 мин)
Развивать суставную память, отрабатывать рисование изогнутых линий с продвижением.
Оборудование.
Белая доска с маркером.
Содержание.
Мы с тобой будем учиться рисовать «птичку», которая вернулась к нам из теплых стран после зимы. Произнося слог «Лю» - линия вниз, «Ли» - линия вверх.
6. Ориентировка в пространстве «Большой- маленький» (2-4 мин)
Формировать ассоциации. Знакомить с антонимами.
Содержание.
Сейчас вместе выполним движения и будем их комментировать, проговаривать.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
7. Самостоятельная речь «У меня» (2-3 мин)
Закреплять речевые умения ребенка.
Содержание.
Ребенку предлагается на распев ответить на вопросы, показывая руками на себя и подпевая: «У меня» (произношение всех звуков четкое).
«У кого такая умная голова?», «У кого такие красивые глаза?» и др.
8. Итог
Развивать чувство удовлетворения от результата занятий.
Ребенок хлопает в ладоши и произносит на каждый хлопок вместе с педагогом «МО(А)–ЛО(А)–ДЕЦ»
Содержание.
Педагог хвалит ребенка за работу на занятии и предлагает ребенку похвалить себя.
Список литературы:
- Башинская Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей-дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Мозырь: Белый Ветер, 2012. – 122с.
- Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
- Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. - СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 80 с.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 40с.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 4 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002 – 112с. (если дошкольник плохо говорит).
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по формированию у дошкольников 5 – 6 лет с ОВЗ (ЗПР)
основ экологической культуры
Возрастная категория: 5 – 6 лет
Контингент воспитанников: дети с задержкой психического развития.
Временной отрезок реализации: ежемесячно в течении учебного года.
Образовательная деятельность в старшей группе
«В гостях у зайки»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» ( ознакомление с миром природы)
- закреплять и пополнять знания детей о диких животных и их образе жизни зимой, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
- закреплять представления о зиме как времени года, существенных признаках сезона, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы.
- развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Развитие речи:
Продолжать развивать связную речь, чувство рифмы.
Формирование элементарных математических представлений:
- формировать представление о величине широкий – узкий.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, к нам сегодня пришел гость, а кто это вы должны отгадать:
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
Конечно - это заяц.
Заяц: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришел к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес. В гости к моим соседям, лесным жителям.
Но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны?»
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Что за зверь опасный
Ходит в рыжей шубке,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый … (Волк)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (Лось)
Картинки с животными выставляются на доску под изображением зимнего леса.
Заяц: «Молодцы, ребята! Угадали все загадки. А кто это такие?»
Дети: «Дикие животные».
Заяц: «Все эти животные мои друзья. Я хотел бы узнать, что вы знаете о них, поэтому в лесу приготовил игры. Побегу к себе домой в лес и буду вас ждать».
Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес? На чем мы можем отправиться? Ответы детей.
Давайте на лыжах. Имитация надевания лыж.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Приятны забавы
Холодной зимы.
Вот мы с вами и очутились в лесу. Как красиво вокруг. А какое сейчас время года?
Как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?
Педагог обращает внимание детей на картинки с животными.
Посмотрите нас с вами в лес уже ждут. Кто это? Дети перечисляют животных.
Как, одним словом можно их назвать?
Почему они так называются?
Но мы в лес пришли не просто так, нам зайка приготовил игры и задания. Чтобы было легче играть, давайте снимем лыжи.
1-е задание.
Расскажите, как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил жир, волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).
2. «Прятки с зайчиком»
В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик, который нас пригласил в гости. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) (слайды: «зайка прячется»)
3. Физминутка.
Зайка хочет с нами еще поиграть, вставайте в круг.
Зайцы скачут скок – скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли серый волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
4. Игра «Назови семью животного»
Посмотри, а кто играет с нами вместе? Давайте назовем их.
Животные уже заигрались с нами им пора домой, но они забыли где живут. Давайте поможем животным найти свой домик.
5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
6. «Широкий – узкий»
По какой дорожке побежал семья белок? (по узкой) Семья лосей? (по широкой) и т.д.
7. Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Но зайчик все еще боится к нам выходить, чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я бросаю вам мячик и говорю слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие? Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.
Посмотрите какая красота вокруг, кого мы с вами сегодня повстречали? С кем играли?
По каким дорожкам животные шли к своим домикам?
Нам пора возвращаться домой, наши лыжи стоят около дерева, давайте их наденем и отправимся в обратный путь.
Попрощайтесь с лесными жителями, с дикими животными.
Вот и кончилась игра
В детский сад идти пора!
Образовательная деятельность в старшей группе
«Математический лес»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
- формировать представление о величине широкий – узкий.
- совершенствовать навык количественного счета в пределах 4 с учетом слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
- совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах четырех.
- совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
Ознакомление с миром природы:
- расширять знания детей о диких животных.
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Развитие речи:
- воспитывать активное произвольное внимание к речи.
Ход образовательной деятельности:
Дети вместе с педагогом встают в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ребята, посмотрите, к нам в садик пришло письмо. Что здесь написано?
«Здравствуйте, ребята! У нас в математическом лесу все перепуталось, помогите пожалуйста!
Ваш, З…»
Ребята, в лесу что-то произошло, пойдем на помощь? Как вы думаете, кто это – З…?
Тут есть подсказка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)
Отправляемся в путь! А поедем мы на поезде.
Вот поезд наш мчится,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Звучит музыка, под которую дети отправляются в путешествие выполняя задания.
Зайка приготовил нам первое задание.
- «Широкий – узкий» задание выполняем у доски, на столе поднос с полосками разной ширины
Перед вами два домика, к одному ведет дорога, а к другому тропинка. Дорога какая? (широкая) Тропинка? (узкая)
Что шире?
Кто живет в домике с широкой дорогой? (медведь)
А если отправимся по узкой тропинке, кто встретит нас? (лиса)
Наши герои рады нам, но для того чтобы попасть в дом, нужна лесенка.
Давайте поможем построить лестницу. У медведя лестница с широкими ступеньками, а у лисы с узкими. На подносе – ступеньки.
Найдите широкие полоски, прикрепим их справа от двери в домике медведя. Какие полоски мы положили справа?
Какие полоски остались на подносе?
К домику лисы мы сделаем – узкие. Узкие полоски положим слева от двери. Какие полоски мы положили слева?
Из каких ступенек лестница у медведя? У лисы?
- Динамическое упражнение.
За руки возьмемся,
Влево повернемся,
Широкими шагами
По кругу мы пойдем.
Похлопаем в ладоши,
Потопаем немножко.
За руки возьмемся,
Вправо повернемся,
Узкими шажками
Обратно мы пойдем.
Дети выполняют движения, которые упоминаются в тексте стихотворения.
- Дидактическая игра «Камешки»
Садимся за столы
Мишка и лисица любят играть в камешки. (камешки Марблс)
Дайте лисичке 3 красных камешка, а мишке – 4 желтых.
Одинаковое количество камешков у лисы и медведя?
У кого камешков больше?
На сколько камешков у мишки больше?
У кого камешков меньше?
На сколько камешков у лисицы меньше?
Что надо сделать, чтобы красных и желтых камешков стало поровну, одинаково?
Педагог с детьми уравнивают двумя способами.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Вы хорошо справились с заданием, теперь зайка предлагает поиграть. Игра проводится с мячом, на ковре. Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет противоположное по смыслу слово.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверх – вниз;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Легкий – тяжелый.
- Дидактическая игра «Веселый счет»
Педагог показывает карточки со следами зайца от 1 до 4. Дети должны выполнить задание: присесть, наклониться, хлопнуть в ладоши и т.д. столько раз, сколько на карточке следов.
- Дидактическая игра «Возвращение домой»
Детям предлагается пойти по дороге к поезду начиная с самой широкой тропинки.
Ребята, нам пора возвращаться, Зайка говорит, что до паровоза сначала надо идти по самой широкой дороге. А потом дорога становится уже.
Вот мы и добрались. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали нового? Что вас удивило? Что запомнилось? Понравилось вам наше путешествие?
Образовательная деятельность в старшей группе
«Три медведя»
Программные задачи
Приоритетная образовательная область: «Развитие речи» (обучение грамоте)
- продолжать развивать речь как средство общения;
- продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, учить подбирать слова с заданным звуком;
- расширять глагольный словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи (усвоение местоимений «мой», «моя», «мои»);
- закреплять навыки построения простого распространенного предложения.
Формирование элементарных математических представлений:
- формировать представление о величине широкий-узкий.
Ознакомление с миром природы:
- расширять представления о диких животных;
- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Ход образовательной деятельности:
Психогимнастика.
Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к трем медведям. Вы помните сказку «Три медведя»?
Когда медведи пришли домой и увидели, что кто-то похозяйничал, они рассердились. Покажите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.
Тема занятия.
Появляется кукла Машенька.
Мы сегодня с Машенькой отправимся в гости к трем медведям и повторим звуки [М], [М`]
Машенька приготовила подарки для медведей, но одна идти боится, давайте сходим с ней вместе.
Скажите, где живут медведи? Это какие животные?
Все готовы к путешествию? Перед нами две дороги. Широкая и узкая.
Как вы думаете по какой дороге нам надо идти? Почему?
Отправляемся в дорогу, помогите мне подобрать нужные слова.
Упражнение «Подбери действие»
Мы с Машенькой в лес… (пойдем), на машине … (поедем), бегом … (побежим), тропинку нужную (найдем), к домику … (придем), подарки … (отнесем, подарим, отдадим, вручим).
Какой звук произносится в конце этих слов?
Давайте вспомним, кто главные герои сказки?
Какой первый звук мы слышим? Машенька - [М]. какой это звук? Мишутка, медведь – [М`]. Как звучит звук [М`]? (мягко, нежно) Это звук … (согласный, мягкий).
Какие подарки приготовила Машенька?
Малину, звук [М] в начале слова. Машинку, звук [М] в начале слова. Мед, звук [М`] в начале слова. Пирамидку, матрешку, дом, …
Игра «Мои игрушки»
Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощения у них попросила, подарки им вручила.
Мишутке подарки очень понравились, он и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Это моя игрушки?»
Правильно говорит Мишутка? Давайте научим его правильно использовать слова: МОЙ, МОЯ, МОИ.
Физминутка.
Три медведя шли домой Папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, А сынок — малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. | Дети шагают на месте вперевалочку Поднять руки над головой, потянуть вверх. Руки на уровне груди. Присесть. Присев, качаться по-медвежьи. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. |
Игра «Что изменилось»
К Мишутке еще пришли гости, лесные жители. Выставляются игрушки.
Они решили поиграть в прятки. Запомните животных, закройте глаза. Что изменилось?
Молодцы, как мы можем назвать одним словом всех гостей?
Игра «Я люблю»
Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что нравится ему в лесу.
Составление предложений от лица Мишутки.
«Игра голосом»
Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно).
Мало меда, много пчел (произносится грустно).
М-м-ма, м-м-мам-ма, м-меду нам-м (произносится с изменением силы и тембра голоса).
Бедный мишка заболел.
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
- У меня живот болит! Ф. Бобылев
Дети изображают плач и показывают, как болит живот.
Игра с мячом «Придумай слово»
Мишутка хочет с нами поиграть. Ему интересно какие вы знаете слова со звуком [М] или [М`].
Я буду бросать вам мяч, а вы должны придумать слова, которые начинаются на звук [М] или [М`].
С Мишуткой очень интересно, он помог нам узнать много новых слов на звуки [М] и [М`]. С друзьями Мишутки мы поиграли в прятки, подарила медвежонку подарки, но нам пора возвращаться обратно в детский сад.
А поедем мы на транспорте, который начинается на звук [М]. Что это за транспорт? (машина)
Попрощайтесь с Мишуткой и его семьей.
Вот и кончилась игра
В детский сад идти пора!
Список использованной литературы
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 704 с.
- Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 192 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М. 1999. – 216 с.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
- Скоролупова О.А Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрепторий», 2006. – 128 с.
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каталог авторских дидактических материалов по интерактивному оборудованию
Каталог авторских дидактических материалов по интерактивному оборудованию...
"По ступенькам знаний!" Авторские материалы к празднику 1 сентября.
Материалы, которые помогут в написании сценария к самому первому празднику в учебном году. Суть сюжета в том, что от ступеньки к ступеньке, выполняя разные задания, ребята приближаются к заветно...
Сценарий осеннего утренника "В гости к Осени пойдём!" Авторские материалы. Октябрь 2017.
Осень приближается к нам издалека,Затянули небо тучки – облака.Солнышка не греет, и пусты поля.К осени готовится Матушка – земля.С летом попрощались, дружно встретим осень.Крас...
Региональный компонент в детском саду (Авторские материалы)
Авторская игра "Четвертый лишний" (с использованием регионалного компонента)Мнемоталица к стихотворению "Оберезовом листе" (Мустай Карим)Сценарий праздника Сабантуй....
Авторские материалы
Конспект НОД в подготовительной группе " Что мы знаем о воде"...
Мои авторские материалы
Книга " Художники иллюстраторы, кто они авторы детских книг"...
Авторские материалы
план- конспект родительского собрания...