презентация "Характеристика психического расстройства у аутичных детей.
презентация по коррекционной педагогике
Особенности психического расстройства РДА (2018 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика психического расстройства аутичных детей | 464.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний детский аутизм (РДА) Одним из первых, кто описал ранний детский аутизм, был Л. Каннер (1943г.). Он обобщил основные проявления и выделил их в самостоятельное заболевание, поэтому РДА называется синдромом Каннера , а более лёгкие его формы носят название синдрома Аспергера , по имени автора, впервые их описавшего. РДА-это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входит аутизм, различные аффективные проявления, агрессия .
Особенности психического развития детей с РДА Развитие речи происходит по разному. У одних детей речь появляется раньше, чем у здоровых, а у другие речевое развитие задерживается. Но независимо от сроков появления речи выявляются нарушения формирования экспрессивной речи и существует недостаточность коммуникативной функции речи. До 5-6 лет дети могут не обращаться ко взрослым с вопросами, часто сами не отвечают на вопросы, которые им задают, или дают на них односложные ответы. Одновременно с этим можно отметить достаточно развитую «автономную» речь, разговор с самим собой. Для детей с РДА характерны явления эхолалии . Иногда дети рифмуют слова, часто применяют по отношению к себе местоимения и глаголы во втором и третьем лице. Речь может быть примитивной и одновременно содержать сложные обороты и выражения.
Интеллект при РДА имеет свои особенности . Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, у некоторых интеллект сохраняется. У детей с РДА часто возникает интерес к форме, цвету различных предметов, при отсутствии интереса к его обычному, функциональному значению. Часто у детей отмечается хорошая механическая слуховая и зрительная память. Они могут запомнить длинные куски текста, стихов, и т.д. Эти дети склонны к патологическому фантазированию. Фантазии обычно ярко окрашены и образны. Обучение для таких детей не становится ведущим видом деятельности. Ассоциативный процесс хаотичен. У детей с РДА часто наблюдаются различные страхи – это страхи, связанные с изменением привычной обстановки и с неожиданн ыми раздражителями . н
Для моторики таких детей характерна вычурность мимики, всех движений, позы. Очень часто дети ходят на цыпочках. Движения часто лишены пластичности, они неуклюжи и угловаты, плохо координированы. Может наблюдаться гипертонус или гипотонус мышц. Обычно задерживается формирование элементарных навыков самообслуживания(еда, одевание, раздевание, умывание). Мимика детей бледная, маловыразительная.
Существуют определённые особенности зрительного и слухового восприятия. Одной из специфических особенностей детей с РДА является отсутствие уже с раннего возраста зрительного контакта с окружающими. Дети на ранних этапах развития не фиксируют свой взгляд на предметах , смотрят «сквозь» них часто такие дети могут подолгу рассматривать свои пальцы, перебирать ими около лица. Иногда у ребёнка наблюдается явления гипертенезии : ребёнок боится яркого света, ярко одетых людей. Слуховое восприятие тоже имеет свои особенности. Аутичные дети, в отличие от здоровых. Могут не реагировать на слуховые раздражители. Обычно они лучше реагируют на тихие звуки и не воспринимают громкие. Многие педагоги отмечают у детей РДА любовь к музыке. Иногда только музыка помогает родителям корректировать поведение ребёнка .
Основными расстройствами при РДА являются аутизм и аффиктивные расстройства. Дети с этим синдромом активно стремятся к одиночеству. Они постоянно пытаются воспроизводить одни и те же стереотипные действия, которые вызывают у них приятные ощущения. Все дети с РДА испытывают большие трудности во взаимодействии с миром. Аутичный ребёнок ведёт себя так, как будто он находится один. Он играет один, разговаривает сам с собой, чаще молчит…Аутичные дети могут эмоционально не реагировать на окружающую ситуацию, бывают безразличны к близким, при этом они часто ранимы, пугливы, чувствительны, к повышенному, резкому тону. Существует несколько классификаций РДА.
1-я группа- дети с отрешенностью от внешней среды . Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. Ребёнок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. В первые годы жизни у этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд ,отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются. О.С. Никольской в 1985-1987 г.г . выделены четыре основные группы раннего детского аутизма .
2-я группа - дети с отвержением внешней среды Они более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль. Им свойственны переживания, удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. Они заглушают неприятные воздействия извне при помощи многочисленных стереотипий: двигательны х(прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т.д.) речевых ( скандирование слов, стихов, эхолалий ), сенсорных ( самораздражение зрения, слуха, трясение тряпочек и т.д.). У детей отмечаются однообразные игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учёта опасности).Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного её присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.
3-я группа – дети с замещением внешней среды Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному . Для них характерна более развёрнутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания.
4-я группа-дети со сверхтормозимостью окружающей среды У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость , робость, пассивность, пугливость в контактах сверхосторожность . Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависисит от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одарённость. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки. Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и коррекционного подхода, как лечебного, так и деференцированного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз,данные психолого- педагогического изучения. (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.
МКБ-10: Детский аутизм отнесен в группу общих ( первазивных ) расстройств психологического развития, объединяющих все отклонения и задержки развития психологических функций, в частности тех, что участвуют в процессе приобретения навыков социально-бытового общения. Рубрика общих первазивных расстройств включает: F84.0 Детский аутизм F84.1 Атипичный аутизм F84.2 Синдром Ретта F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями F84.5 Синдром Аспергера
Дети с аутизмом считают не нормальным мир вокруг них!!! Они не сомневаются в своей значимости, сообщая всем «кто они есть». У них нет авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, признают только свободу выбора . Дети с аутизмом приходят в мир с ощущением царственности, величия, с чувством, что «заслужили быть здесь» и бывают удивлены, что другие не всегда разделяют их мнение . Они многих вещей не делают: стояние в очереди или в строю для них невыносимо . Ненормальным они считают мир вокруг них. Эти дети нуждаются в помощи близких людей. Важная роль принадлежит родителям. Они могут помочь в обеспечении доступа к службам здравоохранения и образования и создать обучающую и стимулирующую среду, необходимую для растущего ребёнка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика психического развития детей от 0 до 7 лет.
Знание психического развития детей необходимо в работе педагога....
Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».
Во время практической деятельности большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов детей. Это выражалось в выполнении лог...
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами...
«Специализированная медико-психологическая помощь детям с психическими расстройствами в целях оптимизации их подготовки и успешной учебной деятельности» под руководством доктора медицинских наук В.Ф.Шалимова, сотрудника ГНЦ социальной и судебной психиатри
В данном разделе показана презентация....
ПСИХОПАТОЛОГИЯ. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.
Этот материал может быть полезен всем педагогам, работающим с детьми....
Консультация на тему: " Психическое расстройство"
Детка - это наше всё, и когда возникают какие-либо трудности, связанные с восприятием окружающей действительности, ответственные родители не боятся идти на полноценный контакт со специалистами разных ...
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»...