Роль экспериментирований для детей с отсутствием зрения. Картотека для детей с ОВЗ (отсутствие зрения).
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
На сегодняшний день задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Получение знаний должно выстраиваться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов.
С особой остротой встает вопрос о развитии положительного отношения к познанию у детей с ОВЗ. Социализация этой группы детей возможна при создании организованной коррекционно-развивающей среды. Задача воспитателей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок с ОВЗ может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида василеостровского района Санкт-Петербурга
Роль экспериментирований для детей с отсутствием зрения.
Картотека для детей с ОВЗ (отсутствие зрения).
Составитель:
Воспитатель Бирюкова Людмила Евгеньевна
Санкт-Петербург
2018 г.
Роль экспериментирований для детей с отсутствием зрения.
На сегодняшний день задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Получение знаний должно выстраиваться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов.
С особой остротой встает вопрос о развитии положительного отношения к познанию у детей с ОВЗ. Социализация этой группы детей возможна при создании организованной коррекционно-развивающей среды. Задача воспитателей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок с ОВЗ может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Данная среда призвана обеспечить адекватные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в рамках специальных образовательных стандартов, которые предполагают коррекцию нарушений развития, лечение, оздоровление и максимальную социальную адаптацию. Научные исследования проведенные современными педагогами Боряковой.Н.Ю, Власовой.Т.А, Шевченко.С.Г, Екжановой.Е.А подтвердили на практике, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот сенситивный период психика ребенка наиболее пластична.
На роль ведущей деятельности претендует экспериментирование, основу которой составляет познавательное ориентирование. Ведь деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, и в значительной мере игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.
Положительные стороны экспериментирования заключаются в том, что оно дает детям с ОВЗ реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является таким методом обучения, который позволяет ребенку с ОВЗ моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установления взаимозависимостей и закономерностей.
Практика работы с детьми показывает, что все дети очень любят исследовать.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок с отсутствием зрения слышит и делает все сам или с незначительной помощью педагога.
Дети полностью погружаются в процессе экспериментирования, где учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Ну и самое главное: во время экспериментирования происходит непроизвольный процесс обучения, в котором дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Результативностью детского экспериментирования является следующее:
Ребенок с ОВЗ, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха.
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность в специально организованной среде позволяет детям с ОВЗ самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Ниже представлена картотека экспериментирования для детей с отсутствием зрения.
Картотека для детей с ОВЗ (отсутствие зрения).
1. Высаживание семян гороха и фасоли.
Цель: формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Оборудование, материалы: блюдца, вода, семена гороха (фасоли); контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки.
Описание.
Предварительная работа: с помощью рельефно-графических пособий дать представление детям как растет фасоль (горох). Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствуют формированию правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.
Замачивание гороха: Ставят перед ребенком блюдце. Перед тобой блюдце для замачивания гороха (фасоли, затем дают ребенку в руку стакан с водой, Это стакан с водой, чтобы наполнить блюдце. Помогают налить в блюдце воду, ребенок держит в блюдце палец, чтобы контролировать уровень воды. Воспитатель дает ребенку в руки зерна, а ребенок помещает зерна в блюдце, в течение нескольких дней ребенок на ощупь наблюдает за тем, как зерна набухают, появляются отростки, пришла пора сажать горох (фасоль) в землю.
Для того что бы посадить горох (фасоль) нужно прорыхлить землю. Возьми палочку в руку. Воспитатель подает ребенку палочку, методом «рука на руке» показывает ребенку, как рыхлить землю, что бы он продолжил самостоятельно. Теперь нужно сделать углубление в земле, положить в него горошину. Воспитатель, приемом «рука на руке» дает ребенку понять, как сделать углубление в земле. При этом проговаривая: Это земля, какая она на ощупь? (рыхлая, влажная, мягкая, рассыпчатая). Понюхать землю. Это запах земли.
Совместно сделать углубление, дать ребенку в руку пророщенное зерно, (проговаривая: это пророщенное зерно нужно положить в углубление и прикрыть слоем земли) направляя руки немного отступив, нужно сделать еще одно углубление, посадить ещё одну горошину, в этот раз ребенку помогать уже меньше. Можно повторить. Затем полить посадки из лейки.
2. Тема: «Песок»
Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой»
Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, научить определять мокрый – липкий, сухой – рассыпчатый песок.
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, стакан с водой, для каждого ребенка.
Описание.
Дать в руку каждому ребенку стаканчик с сухим песком. Высыпайте песок себе на руку. Воспитатель может помочь приемом «рука на руке». Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий, рассыпчатый.
Потрогайте песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Какие они? (маленькие, твердые, их много, его можно взять в ладошку и он будет высыпаться сквозь пальцы, попробуйте). Воспитатель предлагает детям налить воду в ёмкость с песком. Воспитатель помогает сориентироваться, где стоит стакан с водой и куда выливать воду. Перемешайте воду и песок. Воспитатель помогает перемешать песок детям, у которых не получается методом «рука на руке». Потрогайте песок. Какой стал песок? (мокрый, липкий, перестал быть рассыпчатым, из него можно лепить)
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу если они песок сухой.
3. Тема: «Семена, плоды»
Эксперимент «Сравнение шишек сосны и ели»
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, веточка ели и сосны. Детям дают шишки сосны. Потрогайте шишку сосны, какая она? Дети описывают. Детям дают шишки ели. Потрогайте шишку ели. Какая она? Дети описывают. Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Предлагается понюхать шишку сосны и ели не называя где какая веточка. Схожий запах или различный. Затем детям предлагается потрогать веточку ели также не называя, с какого дерева эта веточка. Помочь детям описать ее. Иголочки короткие, острые, колючие. Предлагается потрогать веточку сосны. На веточке сосны тоже иголки. Они колючие, острые, но длинные. Предложить детям помять иголочки сосны и ели чтобы их понюхать. Отличается запах или нет. Предложить детям, угадать какой веточке принадлежит шишка. Сказать правильный ответ.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
4. Тема: «Снег и его свойства»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом.
Описание.
Перед каждым ребенком ставится емкость со снегом. Предлагается потрогать его. Дети трогают снег, и описывают свои ощущения. Ребята, перед вами снег, воспитатель направляет руки ребенка – ориентирует, потрогайте его, какой он? (холодный, хрустит, колет). А какие у вас руки после снега? (холодные, мокрые). Ребята, а почему ваши руки после снега мокрые? (потому, что снег мокрый). Ребята, а почему снег мокрый? (потому что он тает). Как вы думаете, почему снег тает? (потому что тепло). Давайте разберемся, во что превращается снег, когда тает? Чем пахнет растаявший снег? (нюхают, ничем не пахнет). Руки после растаявшего снега липкие? (нет). Вы чувствуете, как что-то остается на руках после растаявшего снега? (нет). На что похож растаявший снег (можно подсказать: на жидкость, похожую на воду). Потому что вода ничем не пахнет и после воды на руках ничего не остается. Значит, растаявший снег превращается в воду.
Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры.
5. Тема: «Дерево и вата»
Опыт: «Выявление свойств дерева и ваты:
тонут или не тонут в воде»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева и ваты.
Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой.
Описание.
Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. Сначала дать в руки вату. Вата какая? (мягкая, пушистая, легкая, хрустит при сжатии, когда отпускаешь ее, снова становится пушистой).
Предложить потрогать и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. Возьмите в руки бруски из дерева. Воспитатель дает в руки детям бруски. Какие они? (твердые, шероховатые, гладкие, не очень тяжелые, тяжелее чем вата, им можно постучать по столу. Имеет запах).
Задать детям вопрос: что произойдет, если опустить в воду легкую пушистую вату и деревянный брусок. Выслушать предположения детей.
Поставить перед детьми емкости с водой. Ребята, положите вату в воду, потрогайте вату, что с ней происходит? Воспитатель направляет руки ребенка, если у него самостоятельно не получается нащупать емкость с водой. Она впитывает в себя воду. Утонула.
Давайте положим в воду деревянный брусок. Что происходит. (Брусок держится на воде). Попробуйте утопить его. Что происходит? (Брусок всплывает).
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; вата в воде впитывает в себя воду и тонет.
6. Тема: «Почему все звучит?»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон, колокольчик.
Описание: воспитатель издает звуки с помощью известных детям предметов (например, музыкальных). Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит комар. (З-з-з - тоненьким голоском). Прослушивание аудиозаписи со звуком комара. Как жужжит муха? С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит муха. (З-з-з - низким голосом) Прослушивание аудиозаписи со звуком мухи. Как гудит шмель? (Ж-ж-ж.) С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит шмель. Прослушивание аудиозаписи со звуком шмеля. Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки с помощью воспитателя методом «рука на руке»прижимаем к столу, а по свободному краю хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Можно повторить еще раз без помощи воспитателя. Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, рукой - прекращаем. Сначала с помощью воспитателя методом «рука на руке». Повторить без воспитателя. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
7. Тема: «Выявление свойств металла и дерева»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: металлические и деревянные бруски по количеству детей, ёмкость с водой.
Исследование свойств:
Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Дать детям в одну руку металлический брусок, в другую руку деревянный брусок. Что вы чувствуете? (деревянный брусок легкий, металлический – тяжелый, холодный). Постучите брусками по столу и послушайте звук деревянного бруска и металлического бруска. Методом поглаживания изучить поверхность деревянного и металлического брусков. Понюхать деревянный и металлический бруски. Уронить бруски и на ощупь обследовать их, что с ними произошло после удара. Помочь найти на полу бруски. Что произошло с брусками после падения? Они сломались? Разбились? Нет.
Затем поставить перед детьми по сосуду с водой. Перед Вами сосуд с водой поместите в него металлический брусок. Сориентировать движения детей, у которых не получается найти сосуд с водой. Поместите бруски в воду. Что происходит? Металлический брусок утонул. Попробуйте его снова приподнять и отпустить. Брусок снова утонул. Давайте поместим в воду деревянный брусок. Что происходит? Он не тонет. Попробуйте его удержать под водой, а потом отпустить. (Воспитатель помогает детям, у которых не получается в первый раз, чтобы следующую попытку они смогли проделать самостоятельно). Что происходит? Деревянный брусок снова и снова всплывает.
Делаем вывод, взяв в руки металлические бруски: Металлический брусок холодный, гладкий, прочный, тяжелый, с лязгающим звуком при ударе, твердый, в воде тонет.
Делаем вывод, взяв в руки деревянные бруски: Деревянный брусок легкий, шероховатый, с глухим звуком при ударе, прочный, твердый в воде не тонет.
8. Тема: «Выявление свойств металлов намагничиваться»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: магнит, канцелярские скрепки, гвозди, гайки, медные монеты, медная проволока.
Исследование свойств металла:
Дать в руки детям магнит. Ребята, это магнит. Потрогайте, какой он? Подсказать им, погладить постучать. Дети трогают, стучат, гладят. Какой он? На ощупь он совсем как обычный металлический предмет (твердый, гладкий, тяжелый, но он способен притягивать к себе другие металлические предметы. Дать детям в руки скрепки. Это скрепки, они сделаны из металла. Попробуйте приблизить скрепки к магниту. Что произойдет? Дети: скрепки притянуло к магниту. Давайте теперь испытаем, все ли металлические предметы способны притягиваться к магниту. Воспитатель раздает и называет предметы: медные монеты, гвоздики, гайки, алюминиевую проволоку. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться. Все металлические предметы, которые не прилипают к магниту, не имеют свойства намагничиваться. Но все эти предметы из металлов.
Вывод: не все металлические изделия способны намагничиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Адаптация детей старшего дошкольного возраста к детскому саду после длительного отсутствия в связи с карантином в стране
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире в целом, связанной с распространением CoViD-19, наши дети были лишены какое-то время возможности посещать детские образовате...
Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...
Статья "Почему дети плохо разговаривают: отсутствие общения и гаджеты".
Современные дети все хуже выговаривают слова. В своей статье я даю несколько советов о профилактике нарушения речи....
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...