Мини-тренинги для дошкольников
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Громова Мария Александровна

Сценарии мини-тренингов на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_na_emotsionalnoe_razvitie_detey.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Мини-тренинг (октябрь)

«Я и другие»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход занятия:  Ребята рассаживаются в круг на ковре. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Давайте, поприветствуем друг друга, улыбнемся соседу и « передадим свою улыбку по кругу. Улыбнитесь и скажите : «Здравствуй Петя, я рада тебя видеть…»

Молодцы! Давайте теперь встанем в круг и поиграем..покажите, как выглядит радостный пес, печальный зайчик, сердитый медведь, злой волк, виноватая лиса и т.д. Дети эмитируют жестами и мимикой ,названных животных…

Молодцы, как здорово у вас получилось и у каждого по -своему.

Давайте теперь каждый представит свое настроение и без слов, только с помощью мимики и жестов покажет его,мы будем угадывать. ( Дети рассаживаются так, чтобы всем было видно выступающего)

А сейчас мы с вами сядем по парам и поиграем в интересную игру.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

 Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

 Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Молодцы. ( обсуждаем как прошла игра, какие чувства возникали, что понравилось/ не понравилось)

Завершение занятия. Упражнение « Настроение»

Настроение упало         ( руки в стороны, вниз, пожали плечами)

Дело валиться из рук   ( стучим по внешней стороне ладоней)

Но, еще не всё пропало  ( указательный палец влево-вправо)

Если есть хороший друг  ( показать на друга)

С делом справиться вдвоем   ( руку на плечо соседа)

С облегчением вздохнем «Эх» , настроение поднимем ( присесть, собрать настроение в ладони)

И от пыли отряхнем!    ( отряхиваем руки)

Спасибо ребята! Мы сегодня очень дружно поиграли. До свидания!

Мини-тренинг ( ноябрь)

«С днем рождения!»

Цель:  развитие у детей уверенности в себе; чувства произвольности; развитие воображения, координации движений ,слухового восприятия.

Ход занятия:  Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Предлагаю вам поздороваться сегодня с друг с другом каким-нибудь необычным, шутливым способом. Например, прикоснуться ладошками, пальчиками и т.п. … попробуйте придумать какой-нибудь свой способ приветствия.

Молодцы! Очень необычно и весело мы с вами поздоровались.

А теперь давайте, с помощью этой перчаточной куклы, каждый из вас расскажет о себе. Например, Твоя любимая игра? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь?   и т. д. А мы внимательно послушаем и постараемся запомнить.  Проводится игра. Молодцы . А теперь, я буду называть ту мечту, или ту игру, или то животное, о которых вы рассказывали, а вы мне назовете имя того, кто об этом говорил.  Соответственно задача того, кто услышал свою мечту, игру, животное не говорит « Я», а молчит.

А теперь давайте поиграем. Сейчас  один из вас будет именинником , а остальные будут дарить ему подарки и поздравлять. Но, нельзя говорить, что ты даришь и что желаешь. Всё это вы должны показать мимикой и жестами. А именинник, так же ( без слов) должен вас поблагодарить. Игра проводится 2-3 раза со сменой « именинника»

Какие вы молодцы. Какой веселый праздник у нас получился. ( Проводится обсуждение кому было легче/ сложнее гостям или имениннику. )

А теперь, давайте, представим, что один из вас – пустая катушка, а все остальные, взявшись за руки, превратятся в длинную нитку. А я вас буду наматывать на катушку, а потом разматывать. Игра проводится 2-3 раза со сменой  детей на роль« катушки»

 Занятие заканчивается. Мы здорово сегодня поиграли! До свидания!

Мини-тренинг ( декабрь)

«Зимняя сказка»

 Цель: Стимуляция творческой деятельности детей; развитие логического мышления; умения взаимодействовать с взрослым и друг с другом; развитие мелкой моторики.

Ход занятия: Звучит спокойная музыка. Дети заходят в зал.  Садятся на ковер в круг. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.  Сегодня хочу предложить вам ,поздороваться друг с другом « зимнем способом».  Первый назовет свое имя, второй из вас повторит это имя друга и назовет своё, третий повторит уже 2 прозвучавших имени и назовет своё и т.д. по кругу. Наше приветствие будет похоже на снежный ком, который будет становиться всё больше и больше.

Молодцы.  А теперь я каждому из вас раздам по снежинке. На каждой из них нарисовано « радость», « печаль» и т.п. ( эмоция). Вы должны внимательно рассмотреть снежинку и рассказать, что она чувствует. Почему? Придумайте маленькую историю про неё.  

Какие разные и интересные рассказы у вас получились.  А давайте попробуем из ваших рассказов сочинить одну историю про подружек-снежинок.

А теперь давайте обернемся вокруг себя и превратимся в снежинки и будем кружиться с вами, танцуя с ветром, «слипаться»  и  разъединяться, « приседая»  на что-либо и снова, сдуваемые ветром, кружить ( включается музыка ).  Дети кружат под музыку.

Какой красивый танец получился у нас. Теперь мы обернемся вокруг себя и превратимся в ребят.  

 Ребята, посмотрите, на эту  необычную картину. ( Большой лист с изображением снежных деревьев и  « клякс»)  Это заснеженный лес, а эти « кляксы» на самом деле заколдованные злой волшебницей  звери, птицы, люди.  Вам нужно их спасти. Дорисуйте и превратите « кляксу» в живое существо.

 Рассказ и обсуждение  с детьми кто  у них получился из « клякс». Сложно  ли им было быть волшебниками и расколдовывать  живых существ. Занятие заканчивается.

 До свидания, ребята.

Мини-тренинг ( январь)

«Я-актер!»

Цель: закрепить и продолжить расширять умения открыто проявлять свои эмоции; развивать творческое воображение.

Ход работы: Дети заходят в зал и садятся в круг.

Здравствуйте, ребята! Предлагаю поприветствовать друг друга ласково называя по имени.

Сегодня мы поиграем в артистов. Как вы знаете, каждый артист исполняет определенную роль. Он в нее « вживается» и старается изобразить характер  героя с помощью мимики, жестов и интонации.

Я буду зачитывать короткие литературные произведения. Далее будем искать претендента на главную роль, который изобразит главного героя.

Зачитывается стихотворение В. Семерина « Страшный зверь», « Повар-лгун»,

 «Просто старушка». Обсуждение характера главных героев и постановка мини-спектакля.

Обсуждение с детьми ролей, игру актеров, трудность воплощения.

Занятие окончено.

Мини-тренинг « Любовь, забота» ( февраль)

Цель: развивать эмоции ребенка(умение сочувствовать, сопереживать, заботиться)

Ход занятия:

Ребята входят в зал под спокойную музыку. Садятся на ковер в круг.

Здравствуйте ребята. Предлагаю вам сегодня, передавая мяч по кругу, сказать своё имя, но ласково, так, как вам нравится, когда вас зовут или как зовет вас мама. ( дети выполняют задание)

А как вы думаете, почему мамы так вас называют? ( ответы детей). Конечно, потому что они вас очень любят. С самого рождения вас окружает забота родителей, которая делает вас умными, здоровыми, добрыми. Мама-самый лучший друг, который всегда рядом с вами. Она всегда вас поймет и поддержит. Всю эту любовь и заботу вы переносите на окружающий мир в отношении к животным, цветам, друзьям. И забота об этом мире от каждого человека поможет сохранить и улучшить его, потому что забота неразлучна связана с любовью.

Непосредственная беседа с детьми о нравственных понятиях «забота»,

« любовь», опираясь на их личный опыт и понимание.

Выразительное зачитывание стихотворения В. Берестова « Больная кукла» и прослушивание музыкального произведения Чайковского « Болезнь куклы».

Обсуждение прослушанного произведения и возникших эмоций у детей.

Выбираем с детьми музыкальные инструменты и подыгрываем музыкальному произведению.

Обсуждение с детьми, проведенной работы.

Занятие закончено.

Мини-тренинг « Я –это я» ( март)

Цель: научить детей понимать взаимосвязь внутреннего эмоционального состояния с его внешним проявлением; развивать понимание, что любое чувство значимо; дать каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства; развитие чувства эмпатии.

Ход занятия: дети входят в зал. Садятся на ковер, в круг.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Предлагаю вам сегодня поздороваться с интонацией разного настроения (радость, грусть, злость, обида, удивление)

Обсуждение с детьми, кто и что почувствовал от «привета» друга.

А сегодня я предлагаю каждому из вас побыть скульптором. Что это за профессия? Чем занимается скульптор?

Задание: разбиться на пары: один-скульптор; второй глина. Задумать и воплотить скульптуру. Нельзя говорить, что это, но можно показывать жестами.

Обсуждение с детьми выполнения задания.

Игра « Паутинка»  ( участники передавая, друг другу клубок, говорят, что нравится друг в друге. Говоря, обматывают запястье своему другу). Все участники уходят с « Браслетиками дружбы»

Занятие закончено.

Мини-тренинг « Путешествие на планету Хорошего настроения» (апрель)

Цель: Развитие личностной и коммуникативной сферы. Формирование навыков сотрудничества между детьми.

Ход занятия: Дети заходят в зал. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Предлагаю вам сегодня поприветствовать друг друга следующем образом: каждый из вас подойдет ко мне и возьмет из мешочка карточку, на которой изображена половина картинки. Вам нужно найти вторую часть этого изображения и встать в пары.

Дети выполняют задание.

Приветствие. «Здравствуй, друг!»

Здравствуй друг!                        

Как ты тут?                                  

Где ты был?  

Я скучал!

Ты пришел! Я очень рад!

Дай, скорей тебя обнять!

Дети, выполняют движения такие, которые у них ассоциируются с текстом.

Ребята, я предлагаю сегодня отправиться на планету «Хорошего настроения». А что нужно для путешествия на другую планету? (Ответы детей)

Правильно- нам нужна ракета и маршрут путешествия. Вы внимательно рассмотрели свои карточки? Давайте соединим их в единое целое.

 ( Соединяем и получаем ракету)  

А теперь нам нужно, найти правильный маршрут нашей ракеты к планете» Хорошего настроения»

Задание « Лабиринт»  ( на ватмане  нарисован « Лабиринт» с ракетой и вариантами полета к разным планетам. Дети вместе ищут правильный маршрут).

Игра « Ждут нас быстрые ракеты»

Вот ребята, мы прилетели с вами на планету «Хорошего настроения». Как вы думаете, кто здесь живет? Кто населяет эту планету? ( ответы детей)

А какое у них настроение? ( ответы детей)

А, знаете, иногда у местных жителей тоже бывает плохое настроение. И тогда они отправляются в лавку « Кривые зеркала» ( уточнить у детей, знают ли они, что такое « Кривые зеркала»? Пояснить, если не знают.

Давайте разыграем ситуацию грустного посетителя в лавке «Кривых зеркал».

Выбирается « Грустишка», остальные дети встают в круг-они « Кривые зеркала».  Задача «Кривых зеркал» скопировать движения « Грустишки» и его рассмешить, а задача « Грустишки» выполнять любые движения перед зеркалом и не рассмеяться.

( Проведение игры и обсуждения, что  сложнее: быть « Грустишкой» или

 « Кривым зеркалом» и почему)  

Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно на Землю. Как нам это сделать? На чем космонавты возвращаются на Землю? (ответы детей)

Включается космическая спокойная музыка. Дети садятся в круг. Берутся за руки и закрывают глаза. Педагог-психолог: «Ребята, мы в капсуле. Она очень надежная, в ней уютно и спокойно. К тому же она из сверх крепкого и  прозрачного нано материала, поэтому мы можем видеть с вами всю красоту открытого космоса: планеты, спутники, Млечный путь. Что еще вы видите?

 Ну, вот и наша планета Земля. Мы мягко приземляемся и открываем глаза.

Ой, ребята, а это видно подарки от населения «Планеты Хорошего настроения». Педагог-психолог раздает детям смайлы-звезды всем детям.

Ребята, наше путешествие закончилось! Вы большие молодцы!  До новых встреч!  

Творческий тренинг «Парк аттракционов» (май)

Цель: закрепление знаний и развития умений передавать эмоции художественными средствами.

Ход занятий.

Приветствие. Здравствуйте ребята. Предлагаю вам поздороваться друг с другом, передавая мяч необычным способом. Следите внимательно друг за другом и старайтесь не повторять варианты передачи мяча.

Молодцы. Итак, перед вами ватман с изображением парка аттракционов. Давайте рассмотрим их. (Обсуждение с детьми аттракционов и детских впечатлений,полученных на них). А сейчас я предлагаю вам взять заготовки человечков (мальчика и девочки), выбрать аттракцион и нарисовать эмоцию на лице вашего человечка. Чтобы он испытывал и как бы выглядел со стороны, если бы катался на этом аттракционе?

Дети выполняют задание и прикрепляют своих человечков на выбранный аттракцион.

Обсуждение с детьми получившейся картины.

Спасибо! Вы сегодня очень здорово и дружно поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ - ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА»

Мини - тренинг может проводиться как в помещении,так и на улице....

Мини - тренинг для новых сотрудников ДОУ "Здравствуйте - это я! Давайте знакомиться!"

Цель: психологическая поддержка новых сотрудников в период адаптации к условиям  ДОУ.Задачи:·        знакомство участников группы;·...

Мини тренинги по бумагопластике

Использование здоровьесберегающих  технологии  является приоритетным направлением в моей  работе. Эти технологии предполагают развитие и коррекцию многих аспектов личности ребенка....

Мини тренинг "Полюби себя"

Мини - тренинг для педагогов. Развитие уверенности в себе через любовь,  закрепление благоприятного отношения к себе....

Детско-родительский мини-тренинг «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ВООБРАЗИЛИЯ».

Методическая разработка предназначена для детей подготовительной группы и их родителей. Мини-тренинг способствует гармоничному развитию детско-родительских отношений через организацию совместных дейст...

мини-тренинг для дошкольников «Наша группа без конфликтов»

Цель:  сформировать умение позитивно разрешать конфликты.Задачи:- актуализировать знания учащихся о конфликте;- ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;- формировать у...

Мини-тренинги в работе с дошкольниками

Материалы к Методическому объединению...