проект "Песочная терапия"
проект по коррекционной педагогике на тему
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesochnaya_terapiya.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Нюрбинское управление образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сардана» села Малыкай Нюрбинского района
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Проект «Сказочный песок»
Выполнила: педагог-психолог
МБДОУ д/с «Сардана» с.Малыкай
Иванова Людмила Владимировна
с. Малыкай
Введение
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Песочная терапия - это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.
Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.
Задачи:
- Организовать работу с “педагогической песочницей”;
- Ввести новые здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс ДОУ;
- Создать необходимые условия для занятий песочной терапией;
- Познакомить с физическими свойствами песка;
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
- Развивать фантазию, образное мышление и творческие способности дошкольников;
- Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, повышать самооценку детей;
- Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими;
- Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Методы работы. Рассматривание иллюстраций, видео-слайдов. Беседы. Дидактические, пальчиковые, театрализованные игры. Исследование и экспериментирование. Наблюдения. Беседы. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Нетрадиционные способы рисования.
Тип проекта: игровой.
Участники проекта: дети дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта:
- У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.
- Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- Ребенок готов научиться чему-то сам.
Основные направления реализации проекта:
- Игры-занятия, игры-упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры – исследования, нетрадиционный способ рисования (рисование песком на стекле, песочная анимация).
- Оснащение предметно-развивающей среды:
Срок реализации: среднесрочный.
Этапы реализации проекта: 1-2 неделя сентября 2017г
- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; систематизация подобранного материала; создание педагогической песочницы, создание стола для рисования песком; определение темы проекта, его цели и задачи; составление плана работы над проектом; предварительная работа с родителями на тему «Сказочный песок».
Создание педагогической песочницы:
- Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которого должны быть голубого (синего) цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий – 90/70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый.
- Песок должен быть сертифицированным, или прокаленный в духовке, а затем не реже чем 1 раз в неделю ящики с песком необходимо кварцевать. Заполняется песок на 1/3 ящика.
- Наборы игрового материала. Необходимо иметь следующие категории объектов: люди (фигурки людей разных полов, рас, культур и возрастов, размеров, фигурки семья, фигуры представляющие весь диапазон человеческих эмоций кричащие люди, улыбающиеся, фигуры в стиле героев мультфильмов Человек-паук, Супермен, игрушки из киндер-сюрприза, гномы, ведьмы, феи, для обозначения войны в коллекции должно быть большое количество солдатиков, ковбои, инопланетяне, в дополнение к ним необходимо иметь оружие, цепи);животные (группы диких животных, хищников, домашние животные, мифологические животные, дракон, динозавры, животные из киндер-сюрприза, гнезда для птиц, клетки и заборы, ракушки, морские звезды); растения(морские, горные, тропические, пустынные, пруты, веточки, сосновые шишки, мох, свежие веточки сосны, шелковые и пластмассовые цветы, деревья из разных материалов); полезные ископаемые (разнообразие камней);здания (деревенские избы, замки, магазины, церкви, детские сады, школы и т.д.); транспорт (наземный, воздушный, водный); категория разное (солнце, луна, зеркала, стеклянные шары, шприцы, продукты питания не настоящие, атрибутика обстановки в доме, мебель).
Предварительная работа с детьми: в конце сентября 2017г.
Было проведено диагностическое обследование дошкольников, с помощью методики для определения психического состояния ребенка «Паровозик».
Оценка результатов диагностики «Паровозик» в начале
Количество воспитанников | Количество принимавших участие в тестировании | Негативное психическое состояние высокой степени | Негативное психическое состояние средней степени | Негативное психическое состояние низкой степени | Позитивное психическое состояние |
Младшая группа-21 детей | 16 | 2 | 3 | 5 | 6 |
Средняя группа-20 детей | 18 | 2 | 5 | 4 | 7 |
Подготовительная группа-21 детей | 20 | 1 | 3 | 8 | 8 |
Основной этап: октябрь, ноябрь 2017г
Далее было подготовлено необходимое оборудование для практического обогащения проекта. Разработана серия регулярных занятий арт - терапевтического цикла;
В ходе работе с песком дети конструировали из песка, рисовали песком и на песке, экспериментировали, составляли узоры на песке, создавали картины на песке и “песочного мира”.
Каждое занятие начиналось с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходила основная часть занятий, которые были направлены на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводилась рефлексия, дети проговаривали о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.
В ходе данной работы можно было заметить, что детям очень нравились занятия. Дети научились различным формам преодоления страхов и пробовали применять их на практике. Можно отметить сплочение детского коллектива за время проведения проекта.
Заключительный этап: в конце ноября 2017г
Оценка результатов диагностики «Паровозик» после проведения игр с песком
Количество воспитанников | Количество принимавших участие в тестировании | Негативное психическое состояние высокой степени | Негативное психическое состояние средней степени | Негативное психическое состояние низкой степени | Позитивное психическое состояние |
Младшая группа-21 детей | 16 | - | 3 | 6 | 7 |
Средняя группа-20 детей | 18 | 1 | 2 | 5 | 10 |
Подготовительная группа-21 детей | 20 | - | 2 | 5 | 13 |
Таким образом можно сказать, что результаты диагностики в целом хорошие, уровень тревожности и страхов снизился. Дети стали более спокойные и уверенные в себе.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
При использовании проекта:
- Стабилизируется эмоциональное состояние детей и их психофизическое оздоровление;
- Повысился уровень познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
- Сформировались коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.
- Повысился уровень сформированности самосознания и адекватной самооценки.
Практическая значимость: применение песочной терапии способствовует снижению уровня тревожности и страхов воспитанников.
Результаты проекта будут представлять практический интерес не только для педагогов нашего ДОУ, но и для других дошкольных учреждений.
Если проект «Сказочный песок» удовлетворит потребность родителей и детей, то в будущем году планируется выпустить методическое пособие по распространению опыта работы песочной терапии в сельской ДОУ, изготовление и продажа педагогической песочницы.
Финансовое обеспечение проекта:
№ | Наименование | Кол-во | Стоимость | Сумма |
1 | Песочница для рисования песком | 3 | 500 | 1500 |
2 | Наборы игрового материала | 3 | 3500 | 10500 |
3 | Песок («Радужный песок») | 9 | 350 | 2100 |
Итого: | 14100 |
Список литературы:
1. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
5. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
6. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2014.
8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006
9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.
10. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.
11. Алябьева Е.А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.-93с.
Приложение 1
Паровозик. Методика для определения психического состояния ребенка.
Цель: Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков ( красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно сделать самостоятельно из цветной бумаги.
Инструкция: Перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.
Интерпретация: Присвоение баллов производится соответственно таблице: Если в результате сложения баллов их сумма меньше 3 – то психическое состояние оценивается как позитивное. 4-6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени; 7-9 баллов - негативное психическое состояние средней степени; Больше 9 баллов - негативное психическое состояние высокой степени.
1 Б А Л Л
| цвет | позиция | 2 Б А Л Л а
|
|
| 3 Б А Л Л А
|
|
| |
ф | 1 | ||||||||
ф | 2 | ч | 1 | ||||||
ч | 2 | сер | 1 | ||||||
ч | 3 | сер | 2 | ||||||
сер | 3 | кор | 1 | ||||||
кор | 2 | ||||||||
кор | 3 | кр | 7 | син | 7 | ||||
кр | 6 | ||||||||
кр | 8 | ||||||||
ж | 7 | ||||||||
ж | 6 | ||||||||
з | 7 | ж | 8 | ||||||
з | 6 | ||||||||
син | 8 | з | 8 |
Приложение 2
Игры с песком для детей от трех до пяти лет.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия
«Загадка»
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.
«Секретики»
Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.
«Угадайка»
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Мое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...