Стилистические ошибки детей с ОНР (опыт предупреждения и коррекции)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Неправильный порядок слов в предложении, пропуск главных слов предложения делает речь непонятной для окружающих и неприятной для восприятия. Такие стилистические ошибки обычно имеют место в речи младших дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи ошибки без специальной работы сами по себе не исправляются. Я предлагаю несколько тренировочных упражнений для осознания и исправления подобных ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilisticheskie_oshibki_detey_s_onropyt_ispravleniya_v_dou.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проработав много лет в группе детей с общим недоразвитием речи, я много раз сталкивалась с тем, что у детей с таким речевым заключением различного генезиса, а также у детей, с различными речевыми нарушениями, осложнёнными двуязычьем (билингвизмом), помимо нарушений в формировании словаря и грамматического строя, отмечается множество стилистических ошибок.
Дети практически никогда не используют в своей самостоятельной речи прилагательных, поэтому , конечно, и о смысловой точности речи (в плане использования синонимов или антонимов) не может быть никакого ожидания.
Я сделала вывод, что работу над смысловой точностью речи посредством употребления синонимов и антонимов нужно проводить с самого начала формирования связной речи. В каждом отражённом пересказе, в каждом описательном рассказе я находила признак, который легко или не очень легко заменялся синонимом. Значение и оттенок значения слов, конечно, уточнялся в предварительной работе. Антонимы дети не употребляют. Часто они просто подставляют частицу «НЕ». В этом случае я предлагала заведомо неправильный вариант высказывания: «Не холодный, а ледяной чай?» «Не смелый, а очень смелый мальчик?» «Не весёлый, а очень смешной рассказ?»
В ходе пересказа и составления рассказа-описания я поощряла инициативу детей в самостоятельном подборе нужных слов и предложений. В случае успеха привлекала к положительной оценке всех детей, при неудаче логично объясняла, что лучше было бы использовать другие слова или выражения, внушала надежду, что со временем, если тренироваться, будет получаться лучше.
Порой в своей речи дети используют просторечные слова и выражения. Чтобы просторечная лексика не закрепилась в речи говорящего ребёнка, и не перешла в речь других детей, я давала правильный образец, предлагала его повторить, предлагала детям самим подобрать правильное выражение
Лексическая стилистика детей с нарушениями речи в использовании простых предложений разного типа у детей нарушена, стилистическое использование порядка слов в предложении не имеет значения для таких детей, так как у детей нарушено понимание речи, и оттенки значений они просто не улавливают.
Если нарушения стилистического оформления у дошкольников с речевыми нарушениями встречаются наряду с грамматическими ошибками, то грамматические ошибки без стилистических ошибок в их речи не встречаются никогда.
Когда работа над грамматическим строем завершена и словарный запас у детей достаточный, в стилистическом оформлении самостоятельных речевых высказываний бывает всё ещё много ошибок и неточностей. Нередко дети опускают значимые части предложений, необоснованно часто употребляют местоимения, неправильно расставляют слова в предложении, пренебрегают логическим ударением и смыслом высказывания, неправильно употребляют союзы и частицы.
Простоеповторение образца речевого высказывания (словосочетание, фраза, или рассказ) не всегда приводит к осознанию правил русской стилистики. В случае, когда нормы и правила стилистики не усвоены в устной речи, в дальнейшем, при обучении в школе, стилистические ошибки могут переходить в письменную речь.
У детей с общим недоразвитием речи различного генезиса, а также у логопатов с другими речевыми нарушениями, осложнёнными двуязычьем, правила стилистики никогда не усваиваются спонтанно. Однако в логопедической литературе я не только невстречала каких либо разработок, посвященных исправлению стилистических ошибок, но даже и просто указаний на необходимость такой работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Проводя в течение ряда лет работу по совершенствованию связной речи детей, я отмечала и исправляла множественные стилистические ошибки при пересказе и при составлении самостоятельных рассказов. В самостоятельных детских высказываниях значительно нарушается порядок слов в словосочетании, в предложении и в тексте. Дети допускают ошибки в точном подборе слов, обозначающих определения и обстоятельства, имеет место словотворчество, наблюдаются пропуски слов, замена значимых существительных местоимениями, пропуски даже главных членов предложения: подлежащего или сказуемого; неправильный порядок слов в предложении, приводящий к искажению логики высказывания. При этом ошибки, связанные с употреблением слов, пропуском слов или словотворчеством, замечают и исправляют все взрослые, а вот ошибки в порядке слов замечают лишь языковеды в школе. Конечно, работа начинается с подробного, почти дословного пересказа, но цель работы научить детей самостоятельно строить речевые высказывания.
Речевые ошибки, однажды возникнув, имеют тенденцию закрепляться по типу условного рефлекса, поэтому лучше предупредить ошибки, чем их исправлять. Работа над усвоением некоторых правил стилистики должна проводиться уже в дошкольном возрасте. По моему мнению, работа над стилистическим оформлением должна начинаться раньше, чем появятся ошибки. Это необходимое и достаточное начало формирования стилистического мышления детей.
Я выделила ряд стилистических правил, которые доступны для усвоения детям с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы.
К каждому из правил я подобрала упражнения. Цель предложенных упражнений – не допустить и исправить нарушения ясности и точности речи детей в самостоятельных речевых высказываниях и, кроме того, предупредить возможные стилистические ошибки и неточности письменной речи в последующем школьном обучении.
При использовании моего опыта следует учитывать коммуникативную направленность обучения. Не следует также забывать, что при выполнении упражнений следует учить детей стилистическому анализу, а также стилистическому конструированию. Таким образом, для самостоятельного выполнения после краткого объяснения упражнения рекомендованы быть не могут. Детям обязательно нужно объяснить смысл тренировки, и подробно проанализировать каждое упражнение.
Правила стилистического оформления в русском языке:
- Порядок слов в словосочетании.
Слова, связанные по смыслу, должны быть рядом. Нельзя располагать слова так, чтобы они потеряли своих «подружек» и встали с чужими «подружками». «Катится, катится по дорожке быстро длинной колобок».
- Порядок слов в предложении.
Слова можно менять местами, но близкие слова отрывать друг от друга нельзя.
«Маленький мальчик поливает цветы из большой садовой лейки. Из большой садовой лейки маленький мальчик поливает цветы. Поливает цветы из большой садовой лейки маленький мальчик». Но «Маленький поливает мальчик цветы из садовой лейки большой»- ошибка.
Из двух слов признаков ближе к слову, обозначающему предмет, ставится то, которое обозначает более важный в высказывании признак.«За деревянным маленьким столом дети рисуют».
(Детям удобно рисовать за маленьким столом)
Главное слово обычно стоит на первом месте в предложении.
- Порядок слов в тексте.
В начале стоит слово, или словосочетание, которое связано с предыдущим текстом, а в конце слово, которое в предложении главное, т.е. несёт логическое ударение.
Упражнение №1. Задание. Какое слово должно быть первым.
Зло побеждается добром. Зло побеждает добро. Велосипед разбил грузовик. Ночь сменяет вечер. Вечер сменяется ночью. Дождь освежил лес. Солнце закрыло облако. Солнце закрыто облаком. Сестре нужно помогать брату. Железо притягивает магнит. Весло задело платье.Веслом задело платье.
(Главное слово должно быть первым).
Упражнение № 2. Задание. Какое слово здесь главное.
Мальчик ехал по улице на велосипеде. По улице на велосипеде ехал мальчик. На велосипеде мальчик ехал по улице. (на велосипеде; мальчик; по улице).
(Порядок слов меняет смысл высказывания).
Упражнение № 3. Задание. Догадайтесь, про кого дальше расскажет автор?
Лена рассказала о кукле маме. Маме рассказала о кукле Лена. Лена маме рассказала о кукле.
(В первом предложении слово «маме» стоит на последнем месте, значит, в тексте речь пойдёт о маме, во втором предложении слово «Лена» на последнем месте, значит дальше речь пойдёт о Лене, в третьем предложении на последнем месте стоит слово «кукле», значит дальше речь пойдёт о кукле.)
Упражнение №4. Задание. Расставь слова.
Пароход, пристань, к, причалил. Солнце, ярко, долина, освещало. Новый, быстро, хлеб, убирает, комбайн.
Упражнение №5. Задание. Где главное слово стоит не на своём месте?
Я покупаю книги, а не ты. Я покупаю книги, а не продаю. Я покупаю книги, а не тетради. Я дал книгу ему, а не тебе. Я дал книгу ему, а не ты.
Кроме специально подобранных упражнений, специальная работа по стилистике текстов выносится мною в предварительную работу над текстом перед пересказом этого текста. После пересказа ребёнком отмечаю сначала положительные стороны рассказа, затем кратко говорю об ошибках, а особо грубые ошибки и неточности исправляются сразу. Также сразу, по ходу рассказывания, я исправляю стилистические ошибки в рассказах лидеров. В случае, когда ошибки в речи ребёнка повторяются, предварительная работа по стилистике с таким ребёнком проводится заранее, как небольшая часть индивидуальных занятий. После болезни или в случае долгого отсутствия ребёнка все пропущенные им этапы работы также проходятся на индивидуальных занятиях. Если ребёнок не уверен в себе, чаще всего это меланхолик, то для прочности усвоения нужны игры с фишками, которые дают за правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
В последнее время за 2012 – 2017 год отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Одной из наиболее значимой проблемой является нарушение р...
Самообразование «Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе».
laquo;Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе»....
Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста
Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста...
Специфика предупреждения и коррекции дислексии у леворуких детей
Трудности левшей при обучении чтению связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть: перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально; могут быть...