Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
презентация по коррекционной педагогике на тему

Коррекционно-педагогическая деятельность. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii-.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ Начать просмотр

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ ЭМОЦИИ УПРЯМСТВО СИСТЕМА АФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ 1 2 3 4 5

Слайд 3

Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды Эмоции Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием ! Повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Положительные эмоции Снижают психический тонус и обуславливают пассивные способы защиты. Но такие эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма. Отрицательные эмоции Содержание Далее

Слайд 4

Упрямство – одно из ранних проявлений нарушения поведения. Внушаемость и упрямство – явления, рядом находящиеся. Ребенок часто сопротивляется внушениям. Упрямство – начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно – периодами. Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства». УПРЯМСТВО Упрямство Антивнушаемость Далее… Содержание

Слайд 5

«Возраст упрямства» УПРЯМСТВО Ребенок становится капризным. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается. Ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я. Чтобы стать человеком, он должен научиться быть своевольным. 2,5…3,5 года Происходит все то же, но на другом уровне: скандалы при выполнении уроков, из-за одежды и пр. Плохое настроение, усталость. Перед ребенком встает бесконечное «надо». Но ему приходится отстаивать свое право на «хочется». Период гормональной бури, когда максимальными становятся и внушаемость и антивнушаемость. Бурное стремление познать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу, но и понять себя. Потребность в уважении, доверии, принятии, любви. 1 6…7 лет (8…9 лет) 2 Подростковый кризис 3 Как быть? Как быть? Как быть? Далее Содержание

Слайд 6

УПРЯМСТВО Стремление воспитателей «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. Совет психотерапевта: примерно в 1 / 3 случаев уступать, в 1 / 3 настаивать на своем, а в 1 / 3 оставлять «вопрос открытым», т.е. отвлекать. Это соотношение, естественно, должно быть индивидуальным. 2,5…3,5 года 1 Как быть? Вернуться Содержание

Слайд 7

УПРЯМСТВО Если в это время «пережать» «надо», может не состояться ни учеба, ни настоящая личность, говорит В. Леви; если «недожать» - то же самое. В этот период он следует не тому примеру, который перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Он выбирает того, кто интереснее, приятнее, проникновеннее. 6…7 лет (8…9 лет) 2 Как быть? Вернуться Содержание

Слайд 8

УПРЯМСТВО В этот период подросток меняется, претерпевает изменение его отношения к себе. Открытость, склонность к диалогу и даже потребность в нем сменяются стремлением закрыть свой внутренний мир. В эти периоды дети воспринимают даже, казалось бы, безобидные, нейтральные вопросы, высказывания, замечания как попытку грубого вторжения в их внутренний мир и соответственно реагируют на это. Подростковый кризис 3 Как быть? Вернуться Содержание

Слайд 9

Баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией Система аффективной организации Уровень полевой активности Первый уровень Подробнее… Уровень стереотипов Второй уровень Подробнее… Уровень эмоционального контроля Четвертый уровень Подробнее… Уровень экспансии Третий уровень Подробнее… Далее Содержание

Слайд 10

Баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией Уровень полевой активности Первый уровень Обеспечивает общее равновесие организма со средой, состояние комфорта и безопасности в пространстве. Эмоциональное впечатление на этом уровне можно выразить так: «Здесь чувствуешь себя легко и приятно». Механизм, охраняющий человека от разрушающих воздействий и выводящий в состояние безопасности и комфорта, называют аффективным пресыщением . Это состояние напряжения личности, которое может привести к изменению смысла и распаду действия. В ситуации, когда невозможно прекратить действие, вызывающее пресыщение, легко возникают негативные эмоции, агрессия. Пресыщение нарастает тем быстрее, чем более аффективно (эмоционально) заряжена ситуация, независимо от знака эмоции – положительного или отрицательного. Первый уровень охраняет организм от перенапряжения. Его охраняющее влияние осуществляется пространственной организацией всей окружающей среды: гармоническая организация интерьера, пропорции одежды, пейзажа вносят покой и гармонию в его внутреннюю эмоциональную жизнь. Вернуться Содержание

Слайд 11

Баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией Уровень стереотипов Второй уровень В большей мере определяет основы формирования эмоциональной индивидуальности человека, обеспечивает избирательность и устойчивость аффективных впечатлений о мире, избирательно усиливает стенические состояния и противодействует развитию астенических. Вернуться Содержание

Слайд 12

Баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией Уровень экспансии Третий уровень Его механизм начинает осваиваться на первом году жизни ребенка и и сохраняет свое значение позже. Он обеспечивает активную адаптацию организма к нестабильной ситуации, когда аффективные стереотипы поведения оказываются несостоятельными. Действие этого механизма проявляется в стремлении к преодолению опасности, препятствий, неизвестной опасной ситуации. Механизм этого уровня действует так, что появление нового воздействия, препятствия, барьера становится поводом для «запуска» последовательного поведения, поиска путей преодоления трудностей. Если на втором уровне неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тревогу, страх, то на третьем уровне они мобилизуют на преодоление трудностей. Возникает не только любопытство, но и азарт. Однако угрожающие и дискомфортные впечатления мобилизуют и бодрят только в случае предвкушения победы. Механизм этого уровня позволяет активно преобразовать часть неприятных впечатлений в приятные, так как переживание успеха позволяет избавиться от отрицательных переживаний. Вернуться Содержание

Слайд 13

Баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией Уровень эмоционального контроля Четвертый уровень Его механизм начинает осваиваться на первом году жизни ребенка и и сохраняет свое значение позже. Он обеспечивает активную адаптацию организма к нестабильной ситуации, когда аффективные стереотипы поведения оказываются несостоятельными. Действие этого механизма проявляется в стремлении к преодолению опасности, препятствий, неизвестной опасной ситуации. Механизм этого уровня действует так, что появление нового воздействия, препятствия, барьера становится поводом для «запуска» последовательного поведения, поиска путей преодоления трудностей. Если на втором уровне неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тревогу, страх, то на третьем уровне они мобилизуют на преодоление трудностей. Возникает не только любопытство, но и азарт. Однако угрожающие и дискомфортные впечатления мобилизуют и бодрят только в случае предвкушения победы. Механизм этого уровня позволяет активно преобразовать часть неприятных впечатлений в приятные, так как переживание успеха позволяет избавиться от отрицательных переживаний. Вернуться Содержание

Слайд 14

Нарушения эмоционального развития в детском возрасте Отсутствие эмоциональной децентрации , которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при слушании сказки. Фиксированность эмоционального состояния , эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обуславливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения. Отсутствие эмоционального предвосхищения . Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести, формирования произвольной регуляции поведения. Отсутствие синтонии , т.е. Способности откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого. Отсутствие чувства вины , как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте Негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность . Детские страхи, тревожность достаточно подробно описаны в специальной литературе. Гиперактивность («гипердинамический синдром») Нарушения в дошкольном возрасте Подробнее… Содержание

Слайд 15

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ Гиперактивные дети – очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. М. Раттер Далее Содержание

Слайд 16

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ «Гипердинамический синдром», как нарушение системы эмоциональной регуляции, связан микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими в результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматические заболевания в раннем детстве, физические и психические травмы и т.д.). Основными признаками является отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Основной дефект – дефект внимания. У такого ребенка сильно ограничен объем внимания, он может сосредоточиться на какой-либо форме активности лишь не несколько мгновений, а затем переключается на другие виды деятельности. Основные характеристики гиперактивного ребенка – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Гиперактивность – проявление целого комплекса нарушений. Подобные нарушения квалифицируются как СИНДРОМЫ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ Подробнее… Содержание

Слайд 17

СИНДРОМЫ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Клинические проявления: беспокойные движения в кистях и стопах, ребенок корчится, извивается; неумение сидеть на месте, когда это требуется, ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители; нетерпеливость, неумение дождаться своей очереди во время игр или занятий; неспособность сосредоточиться, выслушать до конца вопрос, неумение концентрировать внимание при выполнении заданий, неумение довести работу до конца, высокая переключаемость с одной незавершенной деятельности на другую; болтливость, неумение играть тихо, спокойно; неумение выслушать обращенную к нему речь% ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Далее Содержание

Слайд 18

Гиперактивные дети имеют, как правило, низкую успеваемость в школе, поскольку их поведение не соответствует возрастной норме. На уроках эти дети испытывают серьезные трудности при выполнении заданий. Они «выпадают из процесса» выполнения задания, не способны к самоконтролю и самоорганизации. Допускают массу ошибок по невнимательности. Им трудно устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, они часто становятся источниками конфликтов. Эти дети имеют большие проблемы в семье. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания. Большинство таких детей имеют низкую самооценку. У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ Окончание презентации Содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада          В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...

Доклад Проблема эмоционального развития ребёнка

О проблемах эмоционального развития дошкольников....

Проблема эмоционального развития в психологии

Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром...

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

В последние годы появляется все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития. Эмоционально-нравственное развитие дошкольников - педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с ...