Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
проект по логопедии
В городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой – подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе. Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eltysheva.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Научное обоснование и актуальность педагогического проекта. Изучение реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показало, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. К данной категории детей можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития речевого слуха и составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В соответствии со ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Поэтому очень важно ещё в дошкольном возрасте сформировать все компоненты речи у детей.
Таким образом, развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Следовательно, правильная организация коррекционно-образовательного процесса определяет качество работы по исправлению недостатков речи.
Изучением проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста занимались Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова, Т. В. Волосовец, В. В. Коноваленко и др.
Анализ изучения потребностей педагогов и родителей показал, что без тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, развитие речевого слуха не может быть эффективно. Данный процесс требует чёткого и поэтапного планирования совместной работы, а также использование в коррекционно-образовательном процессе разнообразного и увлекательного материала с целью повышения мотивации у детей к логопедическим занятиям и организации интересного общения между взрослым и ребёнком.
Новизна моего педагогического проекта заключается в разработке планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и создании рабочих альбомов по развитию речевого слуха.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный.
Целевая аудитория: дети 5 – 7 лет, педагоги, родители, узкие специалисты.
Цель проекта: создать условия для реализации планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию речевого слуха.
Задачи проекта:
- Развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР речевой слух.
- Организовать коррекционный процесс во взаимодействии педагогов и родителей.
- Развивать речевой слух у детей в течение всего дня (во всех режимных моментах).
- Использовать в работе собственный опыт и разработки (рабочие альбомы по развитию речевого слуха)
- Формировать и активизировать работу с родителями по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для того, чтобы развить речевой слух у детей старшего дошкольного возраста с ОНР намечены следующие мероприятия:
- Диагностика уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Планирование взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
- Организация развивающего пространства в условиях детского сада для развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
- Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР согласно составленному плану на учебный год и в течение дня (во всех режимных моментах).
- Использование рабочих альбомов в коррекционной работе педагогами с детьми и дома (для закрепления пройденного материала родителями с детьми).
Время проведения проекта: 2 года.
План реализации проекта:
- Диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (1-2 недели сентября).
- Составление планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР (3 неделя сентября).
- Проведение запланированных мероприятий с детьми по данному разделу согласно составленному планированию работы на учебный год (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
- Проведение консультаций для родителей и конкурсов (совместно с детьми) согласно плану (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
- Повторная диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Сравнительный анализ результатов диагностики (3 неделя мая).
- Составление перспективного плана для работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР на следующий учебный год исходя из результатов диагностики (4 неделя мая).
- 2 год работы с детьми по данному разделу проводится по той же схеме (сентябрь – май).
- Составление методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР (май).
Результаты:
- Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР соответствует возрастной норме.
- Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте.
- Разработка методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР.
- Использование педагогами методических рекомендаций по составлению планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Заключение. Итак, изучив особенности развития речевого слуха у детей, можно сделать вывод, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей.
Учителем-логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями и родителями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий. Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Учитель-логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей, планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции в НОД учителя-логопеда и воспитателей, ведут тетрадь обратной связи, проводят еженедельный анализ проведенной работы.
Преемственность в работе по достижению учителем-логопедом и воспитателями единой цели и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха.
Представленный педагогический опыт активно применяется педагогами МБДОУ № 28 «Калинка», так как предполагает комплексный подход к изучаемым лексическим темам, что даёт возможность многократного повторения учебного материала, при учете психических особенностей данной категории детей, обеспечивает более прочное его усвоение.
В городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой – подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе. Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает.
Использованная литература
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту/Е.М. Косинова. - М.: ОЛИСС, Эксмо,2006. - 64 с: ил.
- Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – Изд. 3-е, доп. И перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 96 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 680 с.
- Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
- Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И. год: 2004
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005. – 32с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
- Филичева т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. -М.:Айрис-пресс, 2004.-224с.
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
- Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР//Дошкольное воспитание, 2006, № 11, с. 65 – 75.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии реч...
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.
При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...
«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....
- Мне нравится (1)