Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
проект по логопедии

Елтышева Анна Анатольевна

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой –  подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе.  Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание  инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей  с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eltysheva.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Научное обоснование и актуальность педагогического проекта. Изучение реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показало, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. К данной категории детей можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития речевого слуха и  составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В соответствии со ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего  образования и  направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Поэтому очень важно ещё в дошкольном возрасте сформировать все компоненты речи у детей.

Таким образом, развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Следовательно, правильная организация коррекционно-образовательного процесса определяет качество работы по исправлению  недостатков речи.

Изучением проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста занимались Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова, Т. В. Волосовец, В. В. Коноваленко и др.

        Анализ изучения потребностей педагогов и родителей показал, что без тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, развитие речевого слуха не может быть эффективно. Данный процесс требует чёткого и поэтапного планирования совместной работы, а также использование в коррекционно-образовательном процессе разнообразного и увлекательного материала с целью повышения мотивации у детей к логопедическим занятиям и  организации интересного общения между взрослым и ребёнком.

Новизна моего педагогического проекта заключается в разработке планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и создании рабочих альбомов по развитию речевого слуха.

Тип проекта: практико-ориентированный.

        Вид проекта: долгосрочный.

Целевая аудитория: дети 5 – 7 лет, педагоги, родители, узкие специалисты.

Цель проекта: создать условия для реализации планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию речевого слуха.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР речевой слух.
  2. Организовать коррекционный процесс во взаимодействии педагогов и родителей.
  3. Развивать речевой  слух у детей в течение всего дня (во всех режимных моментах).
  4. Использовать в работе собственный опыт и разработки (рабочие альбомы по развитию речевого слуха)
  5. Формировать и активизировать работу с родителями по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для того, чтобы развить речевой слух  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР намечены следующие мероприятия:

  1. Диагностика уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  2. Планирование взаимодействия педагогов и родителей в  процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
  3. Организация развивающего пространства в условиях детского сада для развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
  4. Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР согласно составленному плану на учебный год и в течение дня (во всех режимных моментах).
  5. Использование рабочих альбомов в коррекционной работе педагогами с детьми и дома (для закрепления пройденного материала родителями с детьми).

Время проведения проекта: 2 года.

План реализации проекта:

  1. Диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (1-2  недели сентября).
  2. Составление планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР (3 неделя сентября).
  3. Проведение запланированных мероприятий с детьми по данному разделу согласно составленному планированию работы на учебный год (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
  4. Проведение консультаций для родителей и конкурсов (совместно с детьми) согласно плану (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
  5. Повторная диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Сравнительный анализ результатов диагностики (3 неделя мая).
  6. Составление перспективного плана для работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР на следующий учебный год исходя из результатов диагностики (4 неделя мая).
  7. 2 год работы с детьми по данному разделу проводится по той же схеме (сентябрь – май).
  8. Составление методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР (май).

Результаты: 

  1. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР соответствует возрастной норме.
  2. Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте.
  3. Разработка методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР.
  4. Использование педагогами методических рекомендаций по составлению планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Заключение. Итак, изучив особенности развития речевого слуха у детей, можно сделать вывод, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей.

Учителем-логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями и родителями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий.  Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Учитель-логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей,  планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции в НОД учителя-логопеда и воспитателей, ведут тетрадь обратной связи,  проводят еженедельный анализ проведенной работы.  

Преемственность в работе по достижению учителем-логопедом и воспитателями единой цели  и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха.

Представленный педагогический опыт активно применяется педагогами МБДОУ № 28 «Калинка», так как предполагает комплексный подход к изучаемым лексическим темам, что даёт возможность многократного повторения учебного материала, при учете психических особенностей данной категории детей, обеспечивает более прочное его усвоение.

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой –  подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе.  Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание  инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей  с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает.

Использованная литература

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
  2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
  4. Коноваленко В.В. Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
  5. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту/Е.М. Косинова. - М.: ОЛИСС, Эксмо,2006. - 64 с: ил.
  6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – Изд. 3-е, доп. И перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 96 с.
  7. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
  8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 680 с.
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
  10. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
  11. Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И. год: 2004
  12. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005. – 32с.
  13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
  14. Филичева т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. -М.:Айрис-пресс, 2004.-224с.
  15. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
  16. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР//Дошкольное воспитание, 2006, № 11, с. 65 – 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии реч...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....