Развитие речи детей с ОВЗ с помощью кодированных пальцев рук
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
Развитие речи детей с ОВЗ с помощью кодированных пальцев рук.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский.
Учитель – логопед
Абдураимова Наталья Викторовна
Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
В последние годы резко увеличилось количество безречевых детей. Речь у дошкольников не развивается вплоть до 6 лет и даже под воздействием коррекционно-логопедической работы она формируется крайне медленно. Эти дети с трудом повторяют простые слоги, а при отражённом произнесении слова по слогам, забывают каждый последующий слог даже в двусложных словах.
Проблемы в обучении безречевых детей требуют от логопедов применения в работе новых технологий и методик.
В связи с вышеизложенным мной была использована в практической деятельности методика формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук».
Для использования методики формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» важно использовать:
- игровые технологии;
- яркая красочная наглядность;
- установление между педагогом и ребенком психологического контакта;
- разучивание педагогом и ребенком кодированных движений пальцев рук в сочетании с гласными звуками;
И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.
Для формирования первичных произносительных умений у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук», предполагающую сочетание произношения слов по слогам с кодированными движениями пальцев рук на гласные звуки. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове.
Общеизвестно, что наглядно-действенное мышление у детей с ТНР выступает как наиболее сохранный вид мышления, обеспечивающий реализацию компенсаторных возможностей их психического развития. Ребёнок проще понимает осознаёт структуру слова, подкреплённую кодированными движениями пальцев рук.
Сначала ребенок совместно с логопедом изучает движения совершаемые пальцами рук и губ при произнесении каждого отдельно взятого гласного звука.
Кодирование движений
Звук [а] – широко расставленные пальцы руки и широко раскрытый рот.
Звук [о] – соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо и округление губ «бубликом».
Звук [у] – соединение всех пальцев руки в щепоть с одновременным их выпрямлением и вытягивание губ «хоботком».
Звук [и] – широко расставленные большой и указательный пальцев с одновременно прижатыми к ладони остальными пальцами руки и растягивание губ
Звук [ы] – широко расставленные большой и все остальные пальцы руки и растягивание губ, расстояние между зубами шире, чем при звуке [и].
Звук [э] – пальцы соединены вместе и выпрямлены, рука ладонью вверх движется в направлении от подбородка, нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев.
При первоначальном произнесении слова ребёнок проговаривает его сопряжено с учителем-логопедом по слогам, наблюдая артикуляцию педагога и сопровождая свою речь движениями пальцев рук, имитирующими артикуляцию гласного звука каждого слога. Далее обучающийся произносит данное слово отражённо, взрослый лишь показывает беззвучную артикуляцию и кодированные движения пальцев рук. После того, как ребёнок запомнит правильное произнесение слова, он самостоятельно произносит слово. Например, при произнесении слова сова, на первый слог со ребенок округляет губы «бубликом», большой и указательный пальцы соединяет в колечки с одновременным проговариванием данного слога. Округление губ представляет собой правильную артикуляцию звука [о], а соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо, как бы повторяет движение губ. Затем ребенок широко расставляет пальцы руки, широко раскрывает рот, что символизирует звук [а] и произносит второй слог – ха. Для того, чтобы ребенок не ошибся с количеством слогов в слове, произнесение слова осуществляется с опорой на слоговую схему слова.
Таким же образом проговариваются короткие предложения из 2 – 3 слов. При произнесении предложений возможно сочетание данной методики и мнемотехники.
Эта методика на:
- формирование первичных произносительных умений;
- коррекцию слоговой структуры слова и голоса;
- развитие слухового и зрительного восприятия и памяти у детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени.
Результативность:
- Проанализировав результаты логопедического обследования, можно сделать вывод, что под воздействием коррекционно-логопедической работы с использованием методики «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» у детей, ранее не имевших вербальных средств общения:
- появляется речь;
- Дети учатся произносить многие слова и предложения;
- речь занимает у них ведущие позиции в общении со сверстниками и взрослыми.
СО-ВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком
Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр
Виды и примеры игр....
Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"
Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Составим речь по кирпичику, или развитие речи детей с ТНР с помощью Лего-технологии»
laquo;Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес.Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладеваетогромным богатством»....