Трудный ребенок:алгоритм работы.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Данный материал включает алгоритм работы педагога - психолога с трудными дошкольниками, их родителями, а также рекомендации для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnyy_rebenok.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудный ребенок: алгоритм работы.
Трудный дошкольники – это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов. Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью.
Они провоцируют драки не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.
Получив запрос, вам необходимо:
- Проверить соответствие жалоб педагогов/родителей истинному положению вещей, т.е. исключить субъективизм взрослых при оценке поведения ребенка;
- Проанализировать жалобы и претензии к ребенку и его взаимоотношения с тем, кто к вам обратился с запросом – негативные проявления могут носить избирательный характер;
- Изучить личность ребенка – понаблюдайте за ним во время пребывания в ДОО, выявите причины негативного поведения с помощью диагностических методик, побеседуйте с родителями и предложите им ответить на вопросы диагностических методик.
Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем.
Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги.
При работе можно использовать следующее:
- Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с ребенком – не забудьте получить разрешение от родителей на их проведение;
- Комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях;
- Занятия по коррекции детско – родительских отношений;
- Индивидуальные консультации родителей совместо с воспитателем группы;
- Рекомендации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть с той или иной категорией трудных детей.
Рекомендации воспитателям.
Игры для агрессивных, гиперактивных и тревожных детей.
Категория детей | Игра | Значение игры |
Агрессивные | «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева) | Снимает вербальную агрессию, помогает детям выплеснуть гнев в приемлемой форме |
«Два барана» (Н.Л. Кряжева) | Снимает невербальную агрессию, предоставляет ребенку возможность легальным образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло | |
«Доброе животное» (Н.Л. Кряжева) | способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. | |
«Тух-тиби-дух» (К. Фопель) | снятие негативных настроений и восстановление сил | |
«Попроси игрушку» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова) | обучить детей эффективным способам общения | |
«Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева) | формирование у детей чувства доверия к окружающим. | |
«Зайчики» (Г.Л. Бардиер) | дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. | |
«Ласковые лапки» (И.В. Шевцова) | снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым | |
«Рубка дров» «К. Фопель» | помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. | |
«Бумажные мячики» (К. Фопель) | дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм | |
Гиперактивные | «Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова) | развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции |
«Разговор с руками» (И.В. Шевцова) | научить детей контролировать свои действия | |
«Говори!» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) | развитие умения контролировать импульсивные действия | |
«Броуновское движение» (Ю.С. Шевченко) | развитие умения распределять внимание. | |
«Передай мяч» (Н.Л. Кряжева) | снять излишнюю двигательную активность | |
«Зеваки» (М.И. Чистякова) | развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции | |
«Запрещенное движение» (Н.Л. Кряжева) | игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем | |
«Слушай хлопки» (М.И. Чистякова) | тренировка внимания и контроль двигательной активности. | |
«Давайте поздороваемся» | снятие мышечного напряжения, переключение внимания. | |
Тревожные | «Волшебный стул» (И.В. Шевцова) | способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми |
«Слепой танец» | развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения | |
«Водопад» | эта игра на воображение поможет детям расслабиться | |
«Насос и мяч» | расслабить максимальное количество мышц тела | |
«Винт» | снять мышечные зажимы в области плечевого пояса | |
«Дудочка» | расслабление мышц лица, особенно вокруг губ | |
«Воздушный шарик» | снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу |
Проблемное поведение ребенка – это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»
Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...
Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
С каждым годом увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...
Работа с "трудными семьями".
Описание "трудной" семьи. Формы работы с "трудными семьями": с детьи и с родителями....
Как работать с трудным ребенком?
Как работать с трудным ребенком....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»
Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение к...
Трудные ситуации в работе с детьми и выход из нее.
последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "т...