Модульная программа «Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_programma_sensornaya_integratsiya_shagdarzhapova.docx | 407.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Список литературы и интернет ресурсов
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; М.: Теревинф, 2009.
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
5. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.
6. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.
Приложение 1
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию - "Сенсорное развитие детей младшего возраста в условиях детского сада", нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
- не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимания на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_____________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Приложение 2
Анкета для родителей «Знаете ли вы, что такое сенсорная интеграция?»
Опросник сенсорно-моторной истории для родителей детей раннего возраста
Этот опросник был разработан Шэрон Кермак и Элис Миллер в 90-х годах.
Он создан для того, чтобы помочь Вам понять, как процесс обработки сенсорной информации влияет на общее развитие Вашего ребенка. Некоторые вопросы относятся к реакциям ребенка на ощущения, включая прикосновения, движения, зрение, слух, вкус и запахи.
Другие вопросы относятся к вопросам саморегулирования ребенка и его поведения, включая уровень активности, питание, организованность и внимание, сон и социально-эмоциональные навыки, все те моменты, на которые сильно влияет процесс обработки сенсорной информации.
Все вопросы предполагают варианты ответов:
- часто
- иногда
- редко.
Чувства Прикосновения:
Ваш ребенок…
1. Избегает или не любит, когда у него грязные руки?
2. Расстраивается при умывании лица?
3. Расстраивается при расчесывании волос или стрижке ногтей?
4. Предпочитает одежду с длинным рукавом даже когда жарко?
5. Избегает носить одежду из определенных тканей?
6. Имеет проблемы со сменой одежды при смене сезонов?
7. Избегает ходить босиком, особенно по песку или траве?
8. Раздражается от ярлычков на одежде?
9. Жалуется, что носки неправильно одеты?
10. Жалуется на сбитые, неровные простыни?
11. Стремится вырваться, если удерживают или обнимают?
12. Выражают дискомфорт, если к нему дружески прикасаются другие?
13. Чаще предпочитает трогать других сам, чем позволять прикасаться к себе?
14. Имеет тенденцию сталкиваться с другими или толкать их?
15. Кажется чрезмерно боящимся щекотки?
16. Кажется чрезмерно чувствительным к боли и беспокоится от малейшего пореза?
17. Выказывает необычную потребность дотрагиваться до определенных текстур, поверхностей, игрушек?
18. Часто тянет в рот предметы или одежду?
19. Не может определить какую силу необходимо приложить, например, при поглаживании домашнего животного?
Движения:
Ваш ребенок…
1. Становится беспокойным или подавленным, когда ноги отрываются от земли?
2. Избегает карабканья или прыжков?
3. Демонстрирует нежелание участвовать в спортивных или подвижных играх?
4. Кажется, что он боится ловить мяч?
5. Выказывает страх падения или высоты?
6. Не любит лифты или эскалаторы?
7. Не любит ездить на машине?
8. Не любит действий, когда голова наклонена вниз (как при мытье волос), или переворотов через голову?
9. Любит, когда опрокидывают вниз головой или поднимают высоко вверх?
10. Ищет возможности любых движений?
11. Наслаждается каруселью и быстрой ездой?
12. Часто и подолгу прыгает на кровати или любой другой пружинящей поверхности?
13. Любит кружиться вокруг себя?
14. Раскачивается телом или качает головой?
15. Целенаправленно стукается головой?
16. Бросается для развлечения на пол, стены, других людей?
17. Слишком рискованно играет?
Визуальные: Ваш ребенок…
1. Быстро теряет внимание к визуальным стимулам?
2. Выражает дискомфорт от яркого света?
3. Избегает или испытывает трудности при прямом визуальном контакте?
4. С трудом выбирает один предмет из многих, как, например, при поиске определенной игрушки в коробке с игрушками?
Звуковые:
Ваш ребенок…
1. Становится невнимательным или у него проблемы, когда вокруг очень шумно?
2. Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие шумы?
3. Любит производить громкие звуки?
Вкус и запах: Ваш ребенок…
1. Исследует предметы, обнюхивая их?
2. Кажется раздраженным запахами, которых другие люди не замечают?
3. Жует или лижет несъедобные предметы?
Навыки, относящиеся к ощущениям
Уровень активности:
Ваш ребенок…
1. Имеет тенденцию быть особенно активным и все время в движении?
2. Имеет тенденцию слишком суетиться, сидя на стуле во время еды или выполнения заданий?
3. Имеет тенденцию быть неосторожным и импульсивным?
4. В игре кажется агрессивным?
Питание:
Ваш ребенок…
1. Нуждается в помощи при кормлении?
2. Как правило, ест неряшливо?
3. Часто проливает жидкости?
4. Слюнотечение?
5. Имеет проблемы с жеванием?
6. Имеет проблемы с глотанием?
7. Имеет проблемы или не любит есть пищу, состоящую из кусочков, например, супы с кусочками продуктов?
8. Набивает рот или кладет слишком много еды в рот сразу
Организованность:
Ваш ребенок…
1. Часто теряет вещи, например домашнее задание или пальто?
2. Легко теряется?
3. С трудом переносит изменения в планах или ожиданиях?
4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой?
5. Нуждается в дополнительной помощи, чтобы начать задание или дело?
6. Быстро становится рассеянным во время игры или работы?
7. Имеет короткий период внимания?
Сон:
Ваш ребенок…
1. Имеет нерегулярные промежутки сна?
2. Часто просыпается ночью?
3. С трудом засыпает?
4. Нуждается в меньшем количестве сна, чем другие дети?
Социально-эмоциональные:
Ваш ребенок…
1. Плохо ладит с другими детьми своего возраста?
2. Слишком восприимчив к критике?
3. Кажется слишком беспокойным или испуганным?
4. Имеет тенденцию быть тихим или замкнутым?
5. Имеет тенденцию легко расстраиваться?
6. Имеет тенденцию быть необычно конфликтным или упрямым?
7. Часто подвержен вспышкам раздражения или злости?
8. Кажется, что он нуждается в большей защите от жизни, чем другие дети?
Если вы много раз отметите «Часто», то скорее всего у Вас ребенок с нарушением обработки сенсорной информации. Из книги «Разбалансированный ребенок» Кэрол Сток Крановиц.
Приложение 3
СЕНСОРНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕБЕНКА.
Ф.и. ребенка______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Наличие диагноза (какой?)_____________________________________________________
Есть ли снижение слуха у ребенка? ДА НЕТ
Есть ли нарушения в строении рта? ДА НЕТ
Есть ли нарушения физического зрения у ребенка? ДА НЕТ
Вестибулярный аппарат | ||||
Сенсорная Область | Да | С помощью взрослого | Нет | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
-Не любит неожиданных и резких перемещений в пространстве | ||||
-сам перемещается очень быстро | ||||
-ловкость при лазанье, балансировании. | ||||
- любит прыгать на батуте, с высоких препятствий, мебели | ||||
- качаться высоко на качелях, кататься с высоких горок | ||||
- стереотипно раскачивается | ||||
-любит кресло-качалки, игрушки-качалки, гамаки | ||||
- стереотипно вращается | ||||
- любит игры со взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания | ||||
- любит карусели | ||||
-любить вращающиеся стулья | ||||
- бегает взад-вперед | ||||
-любит стоять вниз головой | ||||
- любит стоять на ступеньках эскалатора | ||||
-любит ездить вверх-вниз в лифте. | ||||
-вверх и вниз по эскалатору. | ||||
- езда в автомобиле, автобусе | ||||
-авиаперелеты |
От 54-42 высокий, от 41-29 средний, 28-18 низкий
Мышечное чувство | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
-Трудно обучить новому движению | ||||
-не принимает помощь взрослых или сопротивляется ей | ||||
-Не любит подниматься в горку, по лестнице | ||||
-Располагает руки и тело в необычной позе. | ||||
-Есть аутостимуляции с напряжением тела | ||||
-Конечностей | ||||
-Битьем себя по ушам и голове | ||||
-Зажимает уши при зевании | ||||
- хлопает в ладоши | ||||
-Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. | ||||
-Машущие движения пальцами либо всей кистью. | ||||
-Вычурный рисунок двигательных стереотипий. | ||||
- заворачивает себя в одеяло | ||||
- предпочитает узкие места (например, за диваном) | ||||
-засыпает под тяжелым одеялом или при крепком обнимании | ||||
- настаивает на том, чтобы одеть узкую одежду | ||||
- часто лежит на полу | ||||
-Спотыкается и падает или натыкается на предметы, | ||||
-людей | ||||
-Изгибает спину, когда его держат или переносят. | ||||
- держит предметы в руке постоянно | ||||
- кладет предметы в рот | ||||
- скрипит зубами | ||||
- редко плачет, когда ему больно | ||||
-навязчиво обнимает и гладит детей | ||||
-не любит одевать шапку и перчатки | ||||
кусает сам себя или других, | ||||
щиплет кожу себе или другим. | ||||
Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте): бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.). | ||||
Напряженность, неадекватные гримасы |
От 90-70 высокий, от 69-49 средний, от 48-30 низкий
Движения. | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
Движения заторможенные, | ||||
вялые | ||||
Медлительные, | ||||
Угловатые | ||||
Неуклюжие | ||||
Мешковатость | ||||
расторможенность, возбудимость | ||||
Двигательная порывистость, | ||||
марионеточность движений. | ||||
Необычные граациозность, плавность движений | ||||
Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями. | ||||
Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. | ||||
Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д. | ||||
Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее. |
От 42-33 высокий, от 32-23 средний, 22-14 низкий
Тактильное восприятие. | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
-Избегает использовать руки для игры или уходом за собой | ||||
- не любит когда что-то липкое на его руках (пластилин, грязь, краска) | ||||
- любит и не любит конкретную текстуру одежды | ||||
-Предпочитает длинные рукава и штаны, даже в теплой погоде. | ||||
- Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. | ||||
-раздражают воротники, манжеты, ярлыки на одежде, грубые швы. | ||||
-не любит мыть руки, лицо с мылом, шампунем | ||||
- не любит мочить или подстригать волосы | ||||
-испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях | ||||
- Чрезмерно боится щекотки | ||||
- предпочитает определенную температуру воды, воздуха (тепло, жара, горячо, холодно) | ||||
-Получает удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. | ||||
-Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания |
От 39-31 высокий, 30-23 средний, 22-13 низкий
Сенсетивность рта. Вкус. Запах. | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
- предпочитает пищу определенной консистенции | ||||
-предпочитает пищу определенного вкуса | ||||
-Непереносимость многих блюд. | ||||
- лезет руками в рот, раздирает его | ||||
-предпочитает напитки с газом | ||||
-предпочитает напитки и пищу определенной температуры | ||||
- Стремление есть несъедобное. | ||||
- Сосание несъедобных предметов, тканей. | ||||
- стереотипно произносит неречевые звуки(причмокивания, визг…) | ||||
- Обследование окружающего с помощью облизывания. | ||||
Гиперчувствительность к запахам. | ||||
Обследование окружающего с помощью обнюхивания. | ||||
-Не различает запахи съедобного и несъедобного | ||||
- Имеет тенденцию игнорировать неприятные ароматы, когда они присутствуют |
От 42-33 высокий, 32-23 средний, 22-14 низкий
Звук | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
- Отсутствие реакции на звук | ||||
- не показывает вид, что слышит, что люди говорят | ||||
Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. | ||||
- любит игрушки, которые издают конкретные звуки | ||||
- Ранняя любовь к музыке. | ||||
- Хороший музыкальный слух. | ||||
-любит музыку и конкретные звуки, произведения, исполнителей | ||||
-Характер предпочитаемой музыки. | ||||
-Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. | ||||
- любит, когда говорят с ним, как говорят в мультфильмах | ||||
- любит, когда говорю мягким голосом, шепотом | ||||
- закрывает ушки | ||||
- отрицательная реакция на музыку. | ||||
- Страхи отдельных звуков. | ||||
- плачет, когда включают домашние электроприборы (посудомойку, пылесос) | ||||
- может слышать очень слабые звуки | ||||
- Предпочтение тихих звуков. | ||||
- Отсутствие привыкания к пугающим звукам. | ||||
вздрагивает при неожиданном звуке |
От 57-45 высокий, от 44-32 средний, 31-19 низкий.
Зрение. | ||||
Сенсорная Область | Да | Нет | Иногда | Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение |
-Упорный поиск определенных зрительных ощущений. | ||||
- Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.). | ||||
- выстраивает вещи в линию | ||||
- Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. | ||||
- стереотипные движения пальцами, кистью руки, предметом близко около глаз. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица. | ||||
- Рассматривание и перебирание пальцев матери. | ||||
- смотрит на предметы, скосив глаза | ||||
- смотрит на предметы из необычного угла зрения | ||||
-Зрительная гиперчувствительность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте. | ||||
- часто закрывает глаза | ||||
- предпочитает темноту, неяркий свет | ||||
-любит играть в игры с повязкой на глазах, прозрачным платком, пакетом на голове | ||||
- избегает солнечного света | ||||
-прослеживает глазами за предметом | ||||
-отслеживает действия своей рукой (координация рука-глаз) | ||||
-Взгляд "сквозь" объект. | ||||
-"Псевдослепота" | ||||
-Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней | ||||
. Завороженность таким созерцанием. | ||||
-Раннее различение цветов. | ||||
-Рисование стереотипных орнаментов | ||||
-Любит играть с мелкими предметами (бусинки, соломинки, кнопки) | ||||
-Любит собирать из блоков ЛЕГО, пазлы. |
от 69-55 высокий, 54-40 средний, 39-23 низкий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:
- Значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным,
звуковым, слуховым стимулам;
- Улучшилось осознание своего тела в пространстве;
- Снизился уровень двигательного беспокойства;
- Значительно улучшилась двигательная координация;
- Значительно улучшилась концентрация внимания;
- Улучшилась способность к обучению и коммуникации;
- Значительно улучшился эмоциональный фон.
Важно помнить, что сенсорная интеграция как вид определенных занятий целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить. А применение сенсорной интеграции в условиях детского сада является необходимым звеном успешного образования и всестороннего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Развитие вестибулярного аппарата методом сенсорной интеграции"
Выступление Делло Е.А.1 слайд.Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Делло Е.А., я работаю воспитателем в разновозрастной ресурсной группе с расстройством аутистического ...
Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников
Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников...
Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Метод сенсорной интеграции...
Исследовательская работа " Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ"
Целью моего исследования было изучение теорретических и практических аспектов применение метода сенсорной интеграции в работе сдетьми с ОВЗ....
"Коррекционное развитие детей с РАС методом сенсорной интеграции"
Консультация для родителей "Коррекционное развитие детей с РАС методом сенсорной интеграции"...
Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.
Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции....
Статья "Значение сенсорной интеграции в развитии дошкольников"
Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем ярче ощущения, тем обширнее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Залог успеха умственного, речево...