Нестандартное развитие мелкой моторики рук
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Гадеева Людмила Владимировна

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. М.М. Кольцова в работе "Ребенок учится говорить" указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи. 

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. 

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

 - массажные мячики;

 - платочки; 

 - коврики;

 - крупные бигуди;

 - прищепки;

 - счетные палочки;

 - длинные бигуди; 

 - решетки;

 - зубные щетки;

 - бусины;

 - резинки для волос;

 - щетки; 

 - шестигранные карандаши.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. Все игры сопровождаются стихотворениями, содержание которых изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище) Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Цель представленных игр - развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. 

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные задачи :

 - формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 - Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

2) Коррекционно-развивающие задачи:

 - развитие артикуляционной и мелкой моторки;

 - развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

 - развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, воображения;

 - развитие тактильной чувствительности рук;

 - развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;

 - упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук;

 - совершенствование двигательной памяти;

 - развитие речемыслительной деятельности;

 - развитие мимической мускулатуры;

 - развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. 

3) Коррекционно-воспитательные задачи:

 - создание положительного эмоционального фона, радости;

 - воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца;

 - формирование дружеских взаимоотношений;

 - воспитание внимания к обращенной речи; 

 - формирование положительной мотивации на занятии;

 - формирование умения радоваться, достигая цели; 

 - формирование коммуникативных навыков. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с массажными мячиками

  1. Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся

Ножки, ножки, просыпайтесь.

  1. Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук!

  1. Шел мишутка –

Топ да топ –

Вдоль звериных тайных троп.

Но устал

И сел на пень

И ему подняться лень.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, влево-вправо между ладонями.

Катают мячик по каждому пальцу правой и левой руки.

Катают мяч круговыми движениями по голове.

Катают мяч круговыми движениями по животу.

Катают мяч по правой, а затем по левой ноге.

Катают мяч в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катают мяч по правой и левой ладоням круговыми движениями.

Поочередно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях.

Дети кладут мяч на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика. Меняют руки.

Передают мяч из одной руки в другую.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катают мяч круговыми движениями по животу.

Кладут мяч на правую ладонь.

Кладут мяч на правый кулак.

Убирают мяч за спину.

Игры с платочками

  1. Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла,

Не стирала – охала –

Ох, ох,ох!

Да глазами хлопала –

Хлоп, хлоп, хлоп!

Да ногами топала –

Топ! Топ! Топ!

Лучше б было не стоять,

А взять и маме помогать!

  1. Улитки-недотрожки

Высунули рожки.

Медленно ползут,

Домик везут,

Листики жуют!

  1. Раз, два, три, четыре –

Мы с тобой снежок слепили!

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий!

Раз – подбросим!

Два – поймаем!

Три – уроним!

Не сломаем!

Берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.

Покачивают головой вправо, влево,

Голосовое включение.

Дети разводят пальцы обоих рук в разные стороны, подносят их к лицу, имитируют «моргание глазами».

Голосовое включение.

Дети топают ногами.

Голосовое включение.

Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.

Ставят кулаки правой и левой руки на платок. Показывают указательный и средний пальцы - «рожки», шевелят ими.

Пальцы (рожки) медленно передвигаются по поверхности платка.

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Хлопают в ладоши.

Берут платок за уголки обеими руками и собирают его в ладони (комок)

Мотают головой вправо-влево.

Подбрасывают платок.

Ловят обеими руками.

Роняют платок на пол.

Грозят указательным пальцем любой руки.

Игры с крупными бигуди

  1. Поезд песенку поет:

«Ту-ту-ту-у-у-у-у-у-у!»

Улетает самолет в высоту:

«У-у-у-у-уууууууууу!»

  1. По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги!

Я скажу тебе «Би-би!»

  1. У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней,

Чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

  1. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки перед собой держат

Голосовое включение

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки  держат над головой

Голосовое включение

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки перед собой держат

Рука сжата в кулак, выпрямляют большой палец – «сигналят»

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки перед собой держат

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки перед собой держат

Игры с прищепками

  1. Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет

«Га-га-га!»

  1. Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря!».

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га!».

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал!».

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко!».

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!».

  1. Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе:

«Кышь!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Голосовые включения

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Игры со счетными палочками

  1. Очень длинный клюв у цапли

Вы длинней найдете вряд ли.

Клювом мериться пришли

Аисты и журавли!

  1. Мы делили апельсин:

Много нас, а он один!

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька моржа,

Эта долька для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

  1. По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,

Клюквою питаюсь.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Буду пить-попивать,

Красно лето вспоминать.

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем  правой руки.

Затем тоже самое проделывают левой рукой.

Дети ритмично постукивают ребром ладони о другую ладонь.

Берут в руки палочку и показывают ее.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем  правой руки.

Убирают счетную палочку за спину.

Сжимают кулаки и прижимают их к груди, хмурят брови

Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по ногам.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Поворачивают голову вправо-влево

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Кивают головой.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Круговые движения рукой.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем  правой руки.

Разводят руки в стороны через верх.

Игры с решетками

  1. Всюду, всюду мы двоем

Неразлучные идем!

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестницу сбегали,

Вдоль по улице шагали!

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.

  1. Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

  1. Шли вприпрыжку динозавры

Гоп-гоп-гоп!

Дружно шлепали по лужам –

Шлеп-шлеп-шлеп!

Грозно топали ногами –

Топ-топ-топ!

И кивали головами –

Оп-оп-оп!

  1. Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком!

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал!

Шагают по решетке ладошками правой и левой рук.

«Ходят» пальчиками правой и левой руки по решеткам снизу вверх.

Ладошки правой и левой рук «скатываются» по решетке сверху вниз.

Ладошки правой и левой рук «поднимаются»

По решетке снизу вверх.

Убирают решетку в сторону,

Кладут ладони обеих рук под голову.

Ладошка правой руки «прокатывается» вверх по решетке.

Ладошка левой руки «прокатывается» вверх по решетке.

Поднимают руки над решеткой перед собой и легонько встряхивают.

Пальцы правой и левой рук «прыгают» по решетке.

Голосовое включение.

Ладошки правой и левой рук «прыгают» по решетке.

Голосовое включение.

Кулачки «Топают» по решетке.

Голосовое включение.

Ладошки лежат на решетке, пальцы рук поднимаются и опускаются.

Голосовое включение.

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Игры с резинками для волос

  1. Я - пальчик первый, я большой!

Указательный – второй!

Третий пальчик – средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик –

Он самый маленький, румяный!

  1. Раз, два, три, четыре, пять –

Пошли пальчики гулять!

Этот пальчик – по дорожке!

Этот пальчик – по тропинке!

Этот пальчик – за грибами!

Этот пальчик – за малинкой!

А этот пальчик – заблудился!

Очень поздно возвратился!

  1. Мы по улице гуляли,

Дружно мы ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать!

Сосчитать мы их хотели,

Но вороны улетели!

Кар-кар-кар!

Надевают резинку на большой палец правой руки,

На указательный,

На средний,

На безымянный,

На мизинец.

Щепоткой показывают, что мизинец маленький. Указательными пальцами дотрагиваются щек «румяные щечки».

Тоже самое левой рукой.

Сжимают и разжимают кулачки обеих рук под счет.

Надевают резинки, на пальцы правой руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем.

Хмурят брови и качают головой вправо-влево. Тоже самое левой рукой.

Дети хлопают в ладоши.

Надевают под счет резинки, на пальцы правой руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем.

Хлопают в ладоши

Машут руками, как крыльями.

Голосовое включение.

Тоже самое левой рукой.

Игры с щетками

  1. На комод забрался ежик,

У него не видно ножек.

У него, такого злючки,

Не причесаны колючки.

И ни как не разберешь –

Щетка это или еж?

  1. Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа – мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И еще сынок-мышонок –

Самый маленький ребенок.

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

  1. Ехали мы, ехали

И к горке приехали!

На горку – ух!

А с горки – бух!

Держат щетку в левой руке, проводят ею от ладони до плеча по правой руке, затем меняют руки.

Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.

Держа щетку в левой руке, проводят ею по всем пальцам правой, затем меняют руки.

Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.

Проводят щеткой по большому пальцу левой руки,

По указательному,

По среднему,

По безымянному,

По мизинцу.

Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.

Проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.

Держат щетку в левой руке, проводят ею от ладони до плеча по правой руке, затем меняют руки.

Держат щетку в левой руке, проводят ею от плеча до ладони по правой руке, затем меняют руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

проект "Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Проект для детей младшей группы, даны цель, задачи, ожидаемый результат, планирование работы с детьми по месяцам, планирование работы с родителями, стихи для игр, оснащение группы по проекту....

Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей

Известно, раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность ...