Формирование у дошкольников с нарушением зрения основ информационной культуры.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Хилкова Людмила Евгеньевна

В данной статье описаны эффектовные средства для формирования основ информационной культуры у дошкольников с нарушением зрения, перечисленны компоненты информационной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях информатизации общества происходит реформа системы непрерывного образования. Одной из важнейших задач этой реформы является развитие информационной культуры личности как составной части общей культуры.

Информационная культура является частью культуры общечеловеческой, так как современное общество невозможно представить без информации и информационных технологий. Понятие «информационная культура» достаточно многогранное. Возьмем определение Э.Л. Семенюк: «Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».

На этапе дошкольного детства мы говорим только о формировании элементов информационной культуры, так как она формируется на протяжении всей жизни человека. Это период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения к миру культуры. Информационная культура, является элементом культуры общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.

Уже с раннего детства ребенок встречается с достаточно большим потоком информации, учится работать с информацией, в том числе и с использованием компьютерного оборудования. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Все психические качества дошкольника, все то, что составляет внутреннюю сущность человека, возникает, развивается и совершенствуется посредством разных видов детской деятельности, на основе которых происходит формирование основ информационной культуры. Основой для этого являются игра, детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. Все перечисленное является компонентами информационной культуры.

Для дошкольника с нарушением зрения основной путь развития - это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления, реализация внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации, в использовании разных способов действия, направленных на пополнение и углубление знаний. Важная особенность познавательной деятельности заключается в том, что она направлена на освоение ребенком обобщенных способов действий, на решение личностно-значимых для дошкольника познавательных проблем. Именно такого рода обобщения, нацеленные на развитие интереса ребенка к процессу познания, могут стать основой полноценного развития дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации. Поэтому процессы, формирующие развитие познавательных возможностей дошкольников, включают два взаимосвязанных компонента. В первый компонент входят: информация, состоящая из отдельных сведений, фактов, событий повседневной жизни, и мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для восприятия, осмысления и переработки полученной информации. Другим компонентом познавательного процесса является отношение дошкольника к информации. Полученная информация оставляет у него в душе определенный эмоциональный след, который мы и называем «отношением», то есть в процессе восприятия информации у ребенка складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он освоил. В силу возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста их отношение к информации отличается своеобразием восприятия. Если для взрослого человека информация первична, а отношение к ней вторично, так как взрослые выражают свое отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, то у детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична, то есть они стремятся познать то, что вызывает у них интерес. Поэтому в процессе познавательной деятельности для эффективного усвоения детьми определенной информации взрослым необходимо сначала формировать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые он хочет им передать, а затем представлять саму информацию, тем самым создавая крепкий фундамент, на который легко накладываются в последующем знания. Опыт показывает, что потребность в информации появляется в том случае, когда выбранная ребенком цель не может быть достигнута без дополнительных источников. Поэтому следует создавать ситуации, при которых дошкольникам требуется поиск информации для выполнения поставленной задачи.

Рассматривая вопрос формирования у дошкольников с нарушением зрения основ информационной культуры ещё раз перечислим её компоненты: игра, детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

Игра. Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. У дошкольников с нарушением зрения приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным образом путем самообучения в процессе игры. Играя в условиях дошкольного образовательного учреждения, при активном участии взрослого, дошкольник удовлетворяет свои потребности в творчестве, активности, познании, общении. Умелое сочетание педагогом различных форм игровой деятельности дошкольников, регулярное и разнообразное использование таких разновидностей игр, как сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие, предметные и компьютерные создают наиболее благоприятные условия для развития эмоциональных, интеллектуальных и психологических побуждений, лежащих в основе мотивационно-личностной составляющей познавательного интереса дошкольника. В работе с детьми с нарушением зрения не стоит забывать о требованиях к игровому материалу.

Детские книги. Детской литературой называют произведения, которые предназначены для детского чтения. Одним из требований к детской книги является использование различного шрифта и определенного количества иллюстраций. Так, для самых маленьких и для детей младшего школьного возраста текст должен быть крупным, а иллюстрации яркими, красочными. Причем, хорошо, если их количество достаточно большое. А для детей среднего старшего школьного возраста текст можно сделать мельче, а иллюстраций меньше. Усложнить в таких произведениях можно и содержание. 

Для детей с разными нарушениями зрения выпускаются тактильные книги. Дети этой группы лучше всего воспринимают картинки, выполненные в технике разнофактурной аппликации с использованием всевозможных материалов. Их можно рассматривать как подготовительный этап для восприятия рельефно-графических иллюстраций. Разнофактурные картинки имеют с изображаемым объектом не только визуальное, но и тактильное сходство, они легче «узнаются» при «рассматривании» пальцами. Такие картинки вызывают у ребенка разнообразные ощущения, на основе которых формируется достоверное представление об объекте, его сенсорный и эмоциональный образ. Посредством такое картинки могут передать не только форму изображаемого объекта, но и тактильные свойства материала, из которого состоит этот объект, например, гладкость или мохнатость шкуры животного, прохладную шероховатость каменной стены, нежность и шелковистость цветочных лепестков. Для изображения почти любого объекта можно подобрать фактуру материала, вызывающего сходные тактильные или эмоциональные ощущения. С помощью разнофактурных картинок незрячему ребенку можно объяснить такое чисто зрительное понятие как перспектива. Наличие подобных книжек поможет родителям и профессионалам, занимающимся воспитанием незрячих детей, сформировать у ребенка реальную картину окружающего мира, обогатить его представления более точными чувственными и эмоциональными образами. Незрячий или слабовидящий ребенок, «рассматривая» подобные картинки, получит полное представление о том, как выглядят различные объекты, недоступные для тактильного исследования в обычной повседневной жизни: дикие животные, особо крупные объекты: дом, дерево, самолет…

Телевизионные программы для детей. В наше время существует множество развивающих и познавательных телепрограмм для детей. Взрослый не должен допускать просмотр детьми всех подряд, необходимо вместе с ребёнком выбрать наиболее интересные, необходимые и составить программу просмотра. Для детей младшего дошкольного возраста несвойственна серьёзная зрительная утомляемость, потому что они не задерживают взгляд очень долго на каком-то предмете. Но мы, взрослые, совершаем грубейшую ошибку, разрешая без перерыва смотреть 1,5 часовые мультфильмы. Это очень вредно, особенно для детей с нарушением зрения. Ограничивайте для детей время просмотра телевизора. Детям до 2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров.

Развивающие компьютерные игры. Наиболее эффективными для формирования элементов информационной культуры у дошкольников являются современные цифровые и интерактивные средства, а также ИКТ. Важно показать, как грамотно и безопасно использовать современные инструменты, и какие дополнительные возможности они дают для творчества. В процессе работы у ребенка будут развиваться такие умения и навыки, которые необходимы любому современному человеку: умение планировать структуру действий, умение строить информационные модели, умение организовывать поиск информации, дисциплина и структурированность языковых средств коммуникаций, привычка своевременного обращения к компьютеру. 

Общение детей дошкольного возраста с компьютером в детском саду начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Все используемые пакеты прикладных программ являются мультимедийными. Рисунки выполнены ярко и художественно, программы имеют музыкальное и голосовое сопровождение, работают в интерактивном режиме. Большинство игр комментируется также соответствующими стихами. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.  Дошкольники с легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. А самое главное для детей с нарушенным зрением при работе с цифровыми, интерактивными средствами соблюдение зрительного режима и санитарно-гигиенических норм.

        Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Дошкольник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь – семья и образовательное учреждение. Таким образом, формирование информационной культуры дошкольников способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

«Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование ИКТ»

Как любая технология, ИКТ требует от человека культуры её использования. Сегодня перед нами стоит задача - заложить у детей основы культуры использования информационно – коммуникативных технолог...

Формирование основ информационной культуры дошкольников.

Консультация для воспитателей На тему:Формирование основ информационной культуры дошкольников. ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

«Формирование у дошкольников основ информационной культуры».

Известно, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ребенка....

Консультация для воспитателей «Формирование основ информационной культуры дошкольников»

Известно, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ...

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...