Профилактические коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики рук у детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Щербакова Анжела Владимировна

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я, конечно, используют накопленный опыт по данному направлению. Мне хотелось бы предложить вам определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую в дальнейшем готовят руку ребенка к письму. Предлагаю вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                             

Профилактические  коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики рук  у детей дошкольного возраста

Воспитатель: А. В. Щербакова

Лабытнанги, 2018 год.

Пояснительная записка

        В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой и общей моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

В тематическом плане представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой и общей моторики для детей младшего  возраста. Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проводятся с детьми третьего - четвертого года жизни. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Для удобства работы педагога – психолога  упражнения представлены в виде календарного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.

Данное пособие поможет развитию мелкой и общей моторики, а также речи у детей младшего дошкольного возраста, расширить их кругозор.

Главное - уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я, конечно, используют накопленный опыт по данному направлению. Мне хотелось бы предложить вам определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую в дальнейшем готовят руку ребенка к письму. Предлагаю вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей.

Комплекс игр и упражнений предусматривает:

  1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
  2. Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами, гимнастика в стихах, самомассаж пальчиков, массаж пальчиков массажером.
  3. Штампы – работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом.
  4. Ниткопись - выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.
  5. Работа с карандашом – пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом,  штриховка, работа с трафаретами, рамками Монтессори, контур предмета
  6. (обведи рисунок), дорисовка (по принципу симметрии), волшебные узоры.
  7. Бисерография – упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.
  8. Работа с пластилином, работа с бумагой.
  9.  Диагностика
    методика “Закрась квадрат”,
    методика “Дорожки».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Объектом программы выступают дети второй младшей группы.

Предмет программы: мелкая моторика рук.

Форма работы: групповая.

Ожидаемый результат:

  • успешное укрепление и развитие детской руки;
  • улучшение координации движений;
  •  эмоциональное благополучие, которое обеспечивает  эффективное развитие способностей каждого ребенка;
  • развитие  разговорной речи, пополнения словарного запаса слов детей;
  • развитие  познавательных процессов: память, воображение, слуховое и зрительное внимание, восприятие;
  • развитие наглядно - образного мышления;

Система работы состоит из следующих этапов:

  • диагностический, цель которого состоит в определении уровня развития мелкой моторики воспитанников  младших групп, цель которого заключается в организации и проведении совместных коррекционно - развивающих занятий.
  • заключительного, главная цель которого - анализ совместной работы  педагога-психолога и воспитателей.

Методические средства работы:

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • театр теней
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафарету
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • дидактические игры
  • шнуровка М. Монтессори
  • игры с мелкими предметами
  • паззлы, мозаика,бусы
  • игры с бросовым материалом

 Структура занятий:

           Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей  младшего дошкольного возраста

Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности.

Условия проведения.

        Групповые коррекционно – развивающие занятия с детьми от 2,5 до 4 лет  проводятся один раз в неделю педагогом – психологом, продолжительность занятий составляет 15 – 20 мин. Форма проведения занятий групповая. Групповые проводятся со всей группой и носят развивающий характер.

Границы применения.

        Данная групповая коррекционно-развивающая программа предназначена для детей вторых младших групп в ДОУ специализированного и общеобразовательного видов.

Результативность.

            К концу проведения занятий происходит эмоциональное благополучия детей. Социально неустойчивый и неуверенный в себе ребенок с преобладанием определенной пассивности начинает показывать большую активность. Более того, этим он обретает не только симпатию со стороны своих товарищей, но и уверенность в успехе. Такое поведение ему нравится значительно больше, он накапливает положительные эмоции, чувства, которые стимулируют дальнейшие положительные изменения.

Тематическое планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей второй младшей  группы

п/п

Названия

занятий

Цель

Форма

проведения

Кол-во

занятий

Январь

1.

1."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2. "Найди и положи рядом такой же".

3. "Бусы для мамы".  

4. "Ножками потопаем".  

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

 Развивать мелкую моторику пальцев. 

 Развивать общую координацию движений.

Групповая

1

2.

1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих  2. "Разрывание бумаги (путем ощипывания от листа)". 

 3. "Веселые лягушки". 

4. "Две подружки". 

 

 Развивать мелкую моторику.

 

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

Групповая

1

3.

 1. "В огороде у Федоры".  

2. "Собираем ягоды"

3. "С веток ягоды снимаю". 

4."Прогулка". 

 Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Развивать мелкую моторику, учить выделять красный, зеленый цвет по образцу, по слову.

Развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения:

Развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.

Групповая

1

4.

1. "Зима". 

2. Выкладывание "Елка из лесу пришла". 

3. "Лепим лыжные палки для Вани".  

Развивать мелкую моторику (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умение воспроизводить движения в соответствие с текстом.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умение ребенка правильно пользоваться пластилином - раскатывать палочки; развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия.

Групповая

Февраль

5.

1. "Домик" – пальчиковая игр"

 2. Это что за теремок?" 

3. Работа с корзиной и шариками

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом:

развивать мелкую моторику; координацию движений; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Развивать координацию движения. Мелкую моторику рук.

Групповая

1

6.

1. "Мишка косолапый".  

2. Работа с бусами.

Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивать руку разнообразным нанизыванием. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Групповая

1

7.

1. "Птичка" – упражнение с пальчиками. 

2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.  

3. "Лебединое озеро" – рисование ладошками.  

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Создать условия для экспериментирования красками, познакомить с нетрадиционными приемами рисования – ладошками; учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

Групповая

1

8.

1. "Сорока" – пальчиковая игра. 

2. "Цапля" – выкладывание из палочек. 

3. "Разрезные картинки" – собрать картинку из трех частей.  

" Обведи и дорисуй" – обводка трафарета из толстого картона или трафарета  из пластмассы. 

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить составлять целое из трех частей; развивать воображение, память.

Развивать мелкую моторику пальцев; учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения.

Групповая

1

Март

9.

1.Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик»). При использовании массажного шарика

2. "Дорога для машины" – рисование кисточкой. 

.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику, аккуратность и желание рисовать.

Групповая

1

10.

1. Трубочки с фасолинками.

2. Заматываем нитки.

3. Пальчиковая игра «Белка»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Групповая

1

11

1.Прищепки.

2. Ожившие кляксы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Групповая

1

12

1.Дорисуй половинку.

2."Составим из палочек кровать". 

3. "Мы по комнате гуляли".  

Развивать мелкую моторику рук.

Учить собирать кровать по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Групповая

1

ВСЕГО

12

Приложение 1

Занятие 1

"Бусы для мамы". 

Нарисуйте на листе бумаги круг или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш обмакнет пальчики в гуашь разных цветов: один пальчик – в красную краску, другой – в желтую, третий – в зеленую. Поочередно прикладывая пальчики правой и левой рук к бумаге, где нарисована "ниточка", малыш подарит Вам красивые разноцветные бусы.

"Ножками потопаем". 

"Ножками потопаем, (топают)

Ручками похлопаем, (хлопают)

Наши пальчики, (делают движения указательными пальцами)

Словно зайчики,( пальчиками вверх и вниз)

Наши ручки – птички:

Воробьи, синички, (делают расходящиеся "фонарики")

К Матреше полетели, (делают летящие движения руками, приближаясь к игрушке)

У Матреши сели, (присаживаются, руки кладут на колени)

Зернышек поели, ("клюют" по коленочкам)

Песенку запели.

Занятие 2

 "Веселые лягушки". 

На картинке нарисованы лягушки и цветы. Нужно ребенку показать, как помочь лягушке перепрыгнуть с цветка на цветок: "прыгает" всеми пятью пальчиками правой руки по цветкам одновременно с произношением стихотворения:

Прыг-скок, прыг-скок,
Я с цветка на цветок,
Я – веселая лягушка,
Ваша милая подружка.

"Две подружки". 

 На болоте две подружки, 
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

Занятие 3

"В огороде у Федоры". 

В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две грядки картошки.
Раз, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать!

(поочередно загибаем пальцы)

"Собираем ягоды»

  • Натянуть веревку, подвесит разогнутые скрепки.
  • Дать возможность ребенку самостоятельно слепить (скатать) красные и зеленые шарики ("вишня" и "крыжовник").
  • Наколототь "ягоды" на "веточки" (взрослому).
  • Срывать "ягоды" по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой придерживать скрепку.
  • Сорванные "ягоды" складывать в корзинку (дети выполняют по показу взрослого).

"С веток ягоды снимаю".

 С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть,
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки,
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать. 
(И.Лапухина)

"Прогулка". 

 Раз-два-три, раз-два-три -

По дорожке мы пошли, (шаг марша)

Мы скачем по дорожке,
Сменяя часто ножки, (
подскоки)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали,(
прыжки с продви-
жжением вперед) 

Впереди течет ручей,
Подходите поскорей! (
ходьба на носках)
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем,

Занятие 4

 "Зима»

Раз, два, три, четыре, пять
(по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
Собираемся гулять.
(покажите растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везет 
(проведите указательным и средним пальцами
правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке 
(сложив пальцы "щепоточкой", делайте бросаю-
щие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(помашите кистями правой и левой руки)

 Выкладывание "Елка из лесу пришла". 

 I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

http://festival.1september.ru/articles/520790/img1.gif

II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

http://festival.1september.ru/articles/520790/img2.gif

Елочка зеленая 
выросла в лесу. 
Елочку на праздник 
я домой несу. 
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!

"Лепим лыжные палки для Вани". 

Предложить сделать лыжные палки для Вани (раскатать палочки). 2. Внизу прикрепить кружок из картона – получится "лыжная палка". Вторую "палку" предложить сделать самостоятельно. 3. Положить "палки" на рисунок и придавить в нескольких местах указательным пальцем. "Теперь Ваня сможет съехать с горки и не упадет!"

Ох, мороз на дворе,
Он не страшен детворе,
Ваня лыжи дома взял
И на горку побежал.
Но что-то не катается,
Никак не получается…
Палки лыжные забыл –
Кто б ему их раздобыл?

Занятие 5

"Домик" – пальчиковая игра. 

Раз, два, три, четыре, пять,
(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с 
большого)

Вышли пальчики гулять.
(ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем все пальцы вместе)

 "Это что за теремок?" 

Материал: пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины; пирамидка с пятью кольцами, но разными по величине.

Методические рекомендации: читается стихотворение:

Это что за теремок?
Из трубы идет дымок…

(предложить ребенку нанизать колечки на стержень, показать, как надо держать пирамидку)

Усложнение: пирамидка из 5 колец.

     "Посмотри, какой красивый получился теремок, из трубы идет дымок

Работа с корзиной и шариками.

 На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Занятие 6

"Мишка косолапый". 

Мишка косолапый
по лесу идет.
(дети идут вперевалку с ноги на ногу)
Шишки собирает,
(приседают, делая вид, что собирают шишки)
песенки поет.
Шишка отскочила
прямо Мишке в лоб,
(дотрагиваются до лба ладошкой)
Мишка рассердился
и ногою топ!
(топают ногой)

Работа с бусами

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Занятие 7

"Птичка" – упражнение с пальчиками. 

Птичка, птичка,
На тебе водички.
(звать птичку, помахивая кистью одной руки к себе,
другую ладошку сложить чашечкой)
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зернышки тебе.
(сыпать корм одной рукой на ладошку другой)
Клю-клю-клю…
(стучать указательными пальцами по столу, коленям
в разных ритмах).

 "Посмотри, кто спрятался в комочке?" 

Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. 

3. "Лебединое озеро" – рисование ладошками. 

 Материал: лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки.

Методические рекомендации: Вначале показ педагога рукой ребенка, затем ребенок выполняет самостоятельно.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым перышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Занятие 8

 "Сорока" – пальчиковая игра. 

 Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
(ребенок водит указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Кашу варила, 
Деток кормила:
Этому дала кашки,
Этому – киселька,
(загибают одной рукой по одному пальцу другой руки)
Этому – сметанки,
Этому – конфетку,
А этому не дала:
"Ты дров не рубил,
(грозят указательным пальцем обеих рук)
Воду не носил,
Кашу не варил.

"Цапля" – выкладывание из палочек. 

 На одной ноге стоит,
На лягушек все глядит.
На одной ноге весь день
Ей стоять совсем не лень.

http://festival.1september.ru/articles/520790/img8.gif

Занятие 9

Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик»)

Маленький ежик,                (зажать шарик в ладошке)

Четверо ножек.                   (раскрыть ладошки)

Ежик по лесу идет             (катать шарик по ладошке прямыми движениями)

На спине листок несет.     (соединить ладошки)

И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр»,   (зажимать, разжимать шарик в ладошке)

Все-равно тебя я к норке донесу.    (катать шарик по ладошке круговыми движениями)

Самый сильный я в лесу,                       (зажать шарик сначала в одном кулачке,

Я боюсь одну лису – «фух».                            затем в другом)

Маленький ежик,             (зажать шарик в ладошке)

Четверо ножек.               (раскрыть ладошки)

Ежик по лесу идет         (катать шарик по ладошке прямыми движениями)

На спине грибок несет.    (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик)

И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр»,       (зажимать, разжимать шарик в ладошке)

Все-равно тебя я к норке донесу.       (катать шарик по ладошке круговыми движениями)

Самый сильный я в лесу,                   (зажать шарик сначала в одном кулачке,

Я боюсь одну лису – «фух».             затем в другом)

Маленький ежик,                (зажать шарик в ладошке)

Четверо ножек.                  (раскрыть ладошки)

Ежик по лесу идет            (катать шарик по ладошке прямыми движениями)

На спине лису несет.       (зажать шарик между ладошками)

И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр»,    (зажимать, разжимать шарик в ладошке)

Все-равно тебя я к норке донесу.       (катать шарик по ладошке круговыми движениями)

Самый сильный я в лесу,                    (зажать шарик между ладошками)

Победил саму лису!    

Занятие 10

Трубочки с фасолинками

Что нужно для игры:

Трубочки диаметром 0,7-1 см.

Мелкая фасоль или бусинки.

Самое простое это подготовить трубочки из старых фломастеров или ручек. Если ручка прозрачная, то будет немного интереснее, потому что видно содержимое. Откройте колпачок у ручки или фломастера и вытащите стержень. Предложите ребенку складывать малюсенькие фасолинки (мы использовали специальный сорт мелкой фасоли) или разноцветные бусинки в трубочку.  Когда трубочка будет почти заполнена, закройте крышечку. Ребенку понравится просто греметь полученными трубочками.

Замечание. Не играйте  с мелкими предметами, если ребенок берет их в рот.

Заматываем нитки

Если вы часто вяжете, то ребенок очень скоро проявит интерес к клубочкам с нитками и попытается заматывать клубки так, как это делаете вы. Но сразу конечно же не получается и малыш может огорчиться.

Поучите ребенка заматывать нитку сначала просто на специальную дощечку размером примерно 10*5 см. Подойдет небольшая широкая линейка или можно вырезать нечто подобное из толстого картона.

Белка

Пусть ребенок сожмет кулачок, поднимет большой палец и пошевелит им.

А затем, постепенно разжимая кулак, попеременно касается большим пальцем указательного, среднего, безымянного и мизинца. 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью - синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (помахать кистями рук)

Кому в зобок, (сложить руки ладошками друг к другу, крест накрест)

Кому в лапочку, (сложить ладошки чашечкой)

(русская народная потешка)

Занятие 11

Прищепки

Один из самых любимых вариантов игры - просто развешивание кукольной одежды на веревочку с помощью прищепок .На этой же самой веревочке прищепки можно посчитать, а еще двигать ими как косточками на счетах. ("Было две красных прищепки, к ним пришли еще две прищепки"). Изучать понятия "направо", "налево". Можно подготовить картонные силуэты солнышка, ежика (елочки, подсолнуха или др.). А ребенку предложить с помощью прищепок сделать ежику иголочки, солнышку лучики. С маленькими детьми можно повторить цвета.Ну и очень веселый вариант - прикрепите прищепки ребенку (или себе) в разных местах на одежду, пусть он попытается все их снять.

Ожившие краски

Для игры понадобиться гуашь или другая краска и соломинка для сока.

Немного разведите гуашь и предложите ребенку макнуть соломинкой в краску и сделать кляксу на бумаге. Теперь если подуть на кляксу через соломинку она растечется по бумаге и получатся причудливые формы.

Этим фигуркам, после высыхания, можно пририсовать рожки-ножки, глазки-ушки или т.п.

Занятие 12

Дорисуй половинку

Попросите малыша раскрасить вторую половинку симметричного рисунка (для более старших - дорисовать). В качестве симметричного рисунка можно взять матрешку, неваляшку, елочку, бабочку.

Для этой цели можно нарисовать  радугу.

"Составим из палочек кровать". 

 Материал: цветные палочки, предметная картинка с изображением кровати, схема выкладывания.

http://festival.1september.ru/articles/520790/img10.gif

"Мы по комнате гуляли". 

Мы по комнате гуляли
И флажки в руках держали.
Топ – топ, еще раз!
Флаги яркие у нас.
Мы флажки за спинку спрячем
И, как зайчики, поскачем.
Прыг – скок, еще раз!
Больше флагов нет у нас.
На флажки мы посмотрели,
Закружиться захотели.
Вот – вот, еще раз!
Флаги яркие у нас.
Мы тихонечко присели,
Застучали еле-еле.
Тук – тук, еще раз!
Флаги яркие у нас.
(А.Ануфриева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — р...

Ярмарка методических идей «По развитию общей моторики у детей дошкольного возраста»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....

Перспективный план работы по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста

В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: формирует фон...

Статья "Актуальность развития мелкой и общей моторики у детей дошкольного возраста". Сентябрь 2023г.

В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интелектуального и психофизического  развития ребенка является сформирован...

Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ре...